УДК 342.722.1

ПРАВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОБЗОР ПРАКТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА)

Гарафова Диляра Илдусовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
Нарушение прав инвалидов, дискриминация, социальная инклюзия… Мы очень часто, даже слишком часто, слышим эти слова в новостях, видим на первых страницах газет и журналов. Однако понимаем ли мы, что они значат и какой смысл несут, в чем заключается основная проблема, когда мы говорим о людях с ограниченными возможностями? Данная статья рассматривает существующие проблемы и потенциальные возможности для эффективной защиты прав лик с ограниченными возможностями в рамках Европейского союза.

Ключевые слова: дискриминация, Европейский союз, инвалиды, права человека, социальная защита, уязвимость


RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES (REVIEW OF THE EUROPEAN UNION)

Garafova Dilyara Ildusovna
Kazan (Volga Region) Federal University

Abstract
This article is about rights of persons with disabilities.

Библиографическая ссылка на статью:
Гарафова Д.И. Права лиц с ограниченными возможностями (обзор практики Европейского Союза) // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1608 (дата обращения: 14.07.2023).

В настоящее время люди с ограниченными возможностями представляют примерно 1/6 всех граждан ЕС трудоспособного возраста. Цифра немаленькая, поэтому защита данной категории уязвимого населения требует пристального внимания.

Вопрос о защите прав лиц с ограниченными возможностями начал обсуждаться в рамках Евросоюза с 80-х годов 20 в. Так, в 1988 и 1996 Европейский Союз начал осуществлять две программы небывалого масштаба – Гелиос I и II – направленные на экономическую и социальную интеграцию инвалидов. Более того, в Амстердамском договоре 1993 г. [2] были положения о недопущении дискриминации по каким-либо признакам, то есть данный договор явился базой для политики «равенства возможностей». С 1999 года начинается интенсивная работа по взаимодействию правительств государств-членов ЕС и неправительственных организаций инвалидов. Этому способствовала принятая Советом Европейского Союза Резолюция, которая “подчеркнула необходимость расширения возможностей трудоустройства для инвалидов”; “осуществления соответствующих предупредительных и активных действия для специального продвижения и интеграции инвалидов”[5;19]. Сейчас основными инструментами в этой области являются Европейской конвенции по правам человека [3], принятая 4 ноября 1950 года, и Конвенция ООН о правах инвалидов [4], принятая 13 декабря 2006. Эти документы закрепили за лицами с инвалидностью все присущие человеку права и свободы. Кроме этого, есть еще ряд других документов (как многосторонних договоров, так и регламентов, деклараций), призывающих государства с должным вниманием относиться к проблеме лиц с ограниченными возможностями. Нельзя не упомянуть принятую в 2010 году Европейской комиссией, так называемую, the European Disability Strategy 2010-2020 [1], которая является основой для формирования политики государств-членов Евросоюза в отношении инвалидов. Так, одним из принципов, закрепленных в данной программе является принцип об обязательном привлечении лиц с ограниченными возможностями к решению всех вопросов, так или иначе затрагивающих их права и интересы [9].

Однако, несмотря на огромное количество документов, регулирующих правоотношения лиц с ограниченными возможностями и социальных институтов, все же нельзя сказать, что механизм по обеспечению прав инвалидов в Европейском союзе идеален. Существует множества пробелов в этом вопросе, более того, во многих странах не раз были зафиксированы случаи дискриминации людей по признаку инвалидности. Для начала выясним, что можно отнести к этому понятию. Дискриминация по признаку инвалидности определяется Конвенцией ООН о правах инвалидов как «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области». Остановимся подробнее на нескольких наиболее ярких примерах.

В первую очередь нужно сказать об ограничении инвалидов в доступе к социальным благам таким, как магазины, аптеки, рынки, парикмахерские и т.д. Происходит это, например, из-за того, что в таких местах не устанавливаются специальные приспособления для помощи людям с ограниченными возможностями, например, телефоны на высоте людей в инвалидной коляске, информация о лекарствах, написанной шрифтом Брайля. Поэтому люди с ограниченными возможностями даже в 2014 году вынуждены покупать вещи, заказывать соответствующие услуги через онлайн-ресурсы [11]. Сейчас, конечно, стараются адаптировать помещения к реалиям, сооружая пандусы и кнопки для инвалидов. Так, в Праге на трамваях есть специальные кнопки, по нажатию на которую на остановке к тебе подойдет водитель трамвая и выдвинет специальный пандус, поможет заехать в салон и спросит, на какой остановке нужно помочь выйти [8]. Более того, в Великобритании было введено новое требование (с 2010 года): лицензированные водители такси в Англии и Уэльсе не имеют права отказывать в перевозке собак-поводырей и других собак, помогающих инвалидам, и обязаны перевозить их бесплатно [5;68]. Однако кроме государственных такси остаются еще частные извозчики, на которых данное правило не распространяется. Таким образом, проблема доступа инвалидов в различные общественные места остается открытой: нельзя ограничиваться единичными примерами подобающего поведения, необходимо привлекать все больше и больше людей к решению данной задачи.

Во-вторых, больше всего трудностей люди с ограниченными возможностями испытывают при устройстве на работу. В Европе только 38% инвалидов в возрасте от 16 до 34 лет работают и получают заработную плату, по сравнению с 64% лиц без инвалидности [5;104]. Почему так происходит? Скорее всего, причинами выступают недостаток финансовой поддержки или других мер, помогающих работодателям адаптировать рабочие места для инвалидов, например, доступ к помещениям, адаптация рабочих станций и неспособность работодателя реалистично и комплексно воспринимать нужды инвалидов. Конечно же, на показатель влияет и общий высокий уровень безработицы, которая оставляет инвалидам мало надежды найти работу. Сфера труда – одна из наиболее характерных пространств для дискриминационного отношения к лицам с ограниченными возможностями. Однако не все так плохо, вот, например, в Швеции [5;70]
при министерстве труда существует Консультативный совет по делам профессиональной реабилитации, куда входят представители организаций инвалидов, ассоциаций работодателей и профсоюзов, местных органов власти, пенитенциарных учреждений, министерства по социальным делам и “Самхолла” (агентства по социально защищенной работе). Совет несет ответственность за наблюдение и поддержку мероприятий по созданию рабочих мест, обеспечивая эффективное координирование между ведомствами, осуществляющими помощь инвалидам, и оказывая информационную поддержку [5;70]. Данную модель организации помощи в трудоустройстве инвалидов можно взять за образец и водить соответствующие институты в других государствах-членах ЕС – это поможет социальной инклюзии людей с ограниченными возможностями.

И наконец, третьим примером ограничения прав инвалидов является сфера социального обеспечения. Наиболее яркий пример ограничения прав лиц с ограниченными возможностями в отношении социальных выплат проиллюстрировал Европейский суд правосудия, рассматривая дело Европейской Комиссии против Словакии [7]. Суть спора состояла в том, что, несмотря на принятый Регламент о координации систем социальных выплат, предусматривающий равные возможности для инвалидов в рамках всего Евросоюза, Словакия продолжает направлять пособия по инвалидности только гражданам, проживающим на ее территории. Таким образом, граждане Словакии, которые имеет право на получение данного пособия, но проживают на территории другого государства-члена ЕС, лишаются такой возможности. В октябре 2012 года Комиссия потребовала прекращения дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями, проживающими за рубежом; суд поддержал позицию истца и, принимая во внимание ранее рассмотренные дела, вынес решение в пользу Еврокомиссии. Кроме того, дела о невыплаченных социальных пособиях очень распространены и в практике ЕСПЧ, примерами могут служить такие кейсы, как Gaygusuz v. Austria (1996 г.) [6;33] и Koua Poirrez v. France [6;33].

Таким образом, очевидно, что в рамках Евросоюза сделан уже большой шаг в направлении создания условий для интеграций людей с ограниченными возможностями в современное мобильное и информационное общество. Несмотря на это, остается очень много нерешенных проблем и незапущенных проектов, которые тоже бы могли способствовать инклюзии физически и психически ограниченных лиц в социальное пространство. Борьба с дискриминацией и фактическим неравенством является одной из существенных задач социального государства. Оно должно стремиться к созданию социальных, технологических и иных условий, которые позволят каждому осуществлять – на основе равных возможностей – гражданские и социальные права [5;22].


Библиографический список
  1. European Disability Strategy 2010-2020 // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:0636:FIN:EN:PDF
  2. Амстердамский договор // http://www.eurotreaties.com/amsterdamtreaty.pdf
  3. Европейская конвенция по правам человека // http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_ENG.pdf
  4. Конвенция ООН о правах инвалидов // http://www.un.org/eng/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  5. Марк Модине, директор Национального центра по исследованиям инвалидности и социальной неприспособленности (CTNERHI). Доступ инвалидов к социальным правам в Европе // Страсбург, 7-10 октября 2003 года, изд: Совет Европы
  6. Хулио Пинел, Роль Совета Европы в защите прав инвалидов. Аналитическая записка. Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации, Москва, декабрь 2008 г.
  7. http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-476_en.htm
  8. http://www.disability.ru/story/show.php?id=5307
  9. http://ec.europa.eu/justice/discrimination/disabilities/index_en.htm
  10. http://ec.europa.eu/public_opinion/index_en.htm
  11. http://www.theguardian.com/money/2014/jan/14/disabled-shoppers-deterred-high-street-shop-online


Все статьи автора «Гарафова Диляра Илдусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: