Мэр (фр. Maire — старшина) — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города, в некоторых странах — и небольшого региона.
Главная задача главы местного самоуправления, является эффективное управлением городом. Помимо этого на мэра или главу местного самоуправления возлагаются и другие функции. Должность мэра города является выборной.
Так же существует и такое понятие как сити-менеджер. Городской управляющий, сити-менеджер (англ. City manager — городской управляющий) — должность в сфере муниципального управления. В связи с этим идет постоянная полемика. Кто должен управлять городом: мэр или сити-менеджер?
Мэр города выбирается общим голосование. Жители города сами решают, кто будет управлять городом. Процедура выборов отражает тенденции развития демократических принципов развития общества в Российской Федерации. Выборы главы администрации или мэра обеспечивают открытость и гласность выборного процесса. Данная процедура позволяет избежать различных негативных ситуаций. Лоббирование интересов, продвижение нужных людей и т.д. Но в то же время у выборной процедуры существуют негативные стороны. Мэр города помимо различных церемониальных обязанностей. Должен выполнять грамотное и эффективное управление городом.
Мэр города это, прежде всего эффективный управленец. Его можно сравнить с top-менеджером крупных компаний. Задача мэра так же усложняется. В связи с тем, что он является так же представителем исполнительной власти на местах. В связи с этим обязанности мэра возрастают многократно. Отсюда следует простой закон. При повышении количества обязанностей мэра города снижается его эффективность управления. Не всегда в результате выборов мэром становится человек, который может грамотно и эффективно управлять городом. Это связано со многими факторами.
Первое. Выборы осуществляют простые люди. Многие, из которых даже в общих чертах не знаю. Как управлять городом. Какие обязанности у мэра города. В связи с этим на посту города может оказаться хороший человек с точки зрения различных факторов, кроме умения управлять городом. Второе. Не кому не секрет, что политические технологии постоянно развиваются. И использование в предвыборном штабе пиарщиков, политтехнологов и имиджмейкеров ни для кого не секрет. Люди данных профессий создают тот тип человека, который хочет видеть обыватель. То есть избиратель. Как показала практика, в большинстве случаев избиратели обращают внимание на человеческие качества. На свое отношение к человеку. Хороший или плохой. Нравится или не нравится. И только потом интересуются его
профессиональными умениями и качествами. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве своем. Избиратели голосуют сердцем, а не головой. Чем и пользуются политтехнологи.
Идея с сити-менеджерами имеет как своих сторонников, так и своих противников. Прежде всего, сити-менеджер это эффективный управленец. В настоящие время все эффективные управленцы – это в большинстве своем молодые люди. Которые получили соответствующие образование, не только в высших учебных заведениях. Но и на различных форумах и тренингах. Это зачастую приводит к тому, что возникает конфликт между мэром и сити- менеджером. В большинстве своем мэр – это мужчина в возрасте 50 лет или больше. Который пытается вести управление городок как при командно- административной системе. Что было характерно в СССР. При всех его заслугах, сказывается отсутствие современных знания в управлении. Так же немало важным остается назначение сити-менеджера. Кто его должен назначать? Исполнительная власть или законодательная?
В своей работе я хочу предложить новый подход управлению города с использованием сити-менеджера.
Безусловно, мэр должен выбираться из числа жителей города Волгодонска. Выборная система позволяет удовлетворить желание избирателей. Соответственно если на посту градоначальника стоит человек, которому симпатизирует. Это гарантирует лояльность населения к власти и городу в целом. Мэр – это своеобразный символ города. Который отражает желание избирателей. Соответственно на мэра города возлагается некий символизм. Но символизм и управление городом две большие вещи. И тут на помощь не только мэру. А в большинстве своем именно на помощь городу приходит сити-менеджер.
Назначение сити-менеджера.
Сити-менеджера рекомендовать должен мэр. Ведь в дальнейшем ведь мэру города придется работать с сити-менеджером. В этой ситуации мэр города должен рекомендовать на должность сити-менеджера. В уставе муниципального образования для предотвращения возможного конфликта. Между действующим мэром и сити-менеджером. Необходимо прописать разграничение в полномочиях. Между мэром и сити-менеджером. В уставе должно быть прописано перечень обязанностей, которые исполняет мэр города и чем занимается сити-менеджер. В зависимости от размеров населенного пункта и возложенных на сити-менеджера. Может быть сформирован отдел эффективного управления. Который подчиняется сити- менеджеру.
Так же не обходимо, законодательно прописать деятельность сити- менеджера, его полномочия и ответственность. За его деятельность. Для развития института сити-менеджеров необходимо разработать федеральный закон о сити-менеджерах.
Мэр города должен согласовать назначение на должность сити-менеджера с городской думой. Или другим органом, который представляет законодательную власть. Это необходим, прежде всего, как один из пунктов борьбы с коррупцией. Законодательная власть представлена депутатами. Которых делегировали избиратели для отстаивания своих интересов. Согласование кандидатуры на должность сити-менеджера должен быть обязателен.
Контроль деятельности сити-менеджера.
Важным вопросом является контроль деятельности сити-менеджера. Если, к примеру, мэр и депутаты несут ответственность перед избирателем. То деятельность сити-менеджера в настоящие время не контролируется так таковая. Ответственность только перед работодателем. В случаи, когда кандидатура утверждается представителями законодательной власти.
Ответственность сити-менеджер будет нести перед исполнительной властью (депутатами). А те свою очередь перед избирателями. Благодаря этой схеме. Сити-менеджер отвечает за свою деятельность перед избирателями. Через их делегатов в законодательной власти.
Так же необходим общественный совет при администрации муниципального образования. Данный общественный совет будет направлен контролировать деятельность сити-менеджера. Сити-менеджер будет ежеквартально отчитываться перед данным общественным советом. Общественный совет, так же может предложить сити-менеджеру на какие проблемы в городе стоит обратить внимание в первую очередь. Сити-менеджер перед утверждение программы по управлению городом. Выступает перед членами общественного совета и представителями законодательной власти. После этого общественный совет и представители законодательной власти дополняют или вносят изменения в данную программу. После этого она проходит утверждение мэром города.
Предложенная схема позволит избежать сговора и целью получения прибыли. Исполнительная власть предлагает кандидатуру. Законодательная власть одобряет. Общественность в лице общественного совета ведет контроль.
Такая схема позволит сохранить демократические выборы наряду с повышение эффективности управления городом. При данной схеме придется вводить дополнительную единицу в аппарат администрации муниципального образования. Должность сити-менеджера наряду с должностью мэра. Что приведет к увеличению расходов местного бюджета. Но если сопоставить расходы, связанные на содержание сити-менеджера. И положительный результат от эффективного управления. Что в свою очередь позволит более эффективно использовать бюджетные деньги. То расходы связанные с содержание сити-менеджера несомненно окупятся.