УДК 347.214.11

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И США)

Филимонова Ирина Владимировна
Пятигорский филиал Северо-Кавказского федерального университета
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса

Аннотация
В статье анализируется опыт зарубежных стран (США и Германии) в сфере правового регулирования содержания домашних животных, и в частности, собак. Автором выделяются основные проблемы в данной сфере и на основе зарубежного законодательства и действующего законодательства Российской Федерации предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: безнадзорное животное, домашнее животное, лицензия, приют, регистрация, эвтаназия


LEGAL REGULATION OF PETS: THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES (FOR EXAMPLE GERMANY AND USA)

Filimonova Irina Vladimirovna
Pyatigorsk branch of the North-Caucasian Federal University
candidate of legal Sciences, associate Professor of criminal law and procedure

Abstract
The article analyzes the experience of foreign countries (USA and Germany) in the field of legal regulation of pets, and particularly dogs. The author highlights the main problems in this sector and on the basis of foreign laws and the applicable laws of the Russian Federation suggests the ways of their solution.

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В. Правовое регулирование содержания домашних животных: опыт зарубежных стран (на примере Германии и США) // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/12/2139 (дата обращения: 10.09.2024).

В России принятие федерального закона, который определил бы основы правового регулирования обращения с домашними животными, назрело очень давно. Многие аспекты содержания домашних животных остаются вне правового поля и порождают немало проблем. При этом страдают и сами животные, и люди. Тем не менее, соответствующий нормативный правовой акт до сих пор не принят, хотя шаги к этому предпринимаются не первый год. В настоящее время на рассмотрении находятся проект Федерального закона «Об ответственном отношении к домашним животным и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проект Федерального закона № 633848-6 «О содержании собак в Российской Федерации»[1]. Ранее внесенные проекты по тем или иным причинам были отклонены.

Целями настоящей статьи являются обзорное изучение зарубежного опыта в области регулирования содержания домашних животных, постановка и определение основных путей решения существующих проблем в данной сфере.

В США, чтобы иметь домашнее животное, необходимо получить лицензию. Она платная. Помимо этого владелец должен уплачивать ежегодный сбор за право на содержание собаки. Для удобства владельцев лицензия может быть оформлена на дому в удобное для них время (соответствующие службы, выдающие лицензии, работают в будние дни в вечернее время, когда у большинства людей заканчивается рабочий день, а также в выходные дни). Плата за лицензию дифференцируется с учетом того, стерилизовано ли животное, каков возраст владельца (пенсионеры платят меньше), а для слепых людей сбор за содержание собаки-поводыря отменен. Проверяется, имеет ли владелец достаточные доходы для содержания животного, так как он должен обеспечить ему надлежащие условия содержания, обеспечивающие его физическое и психическое здоровье. Каждое животное должно иметь идентификационный жетон, который владелец приобретает за плату. Собаки должны проходить обучение в специальных школах. Численность животных у одного владельца ограничивается законодательством. В разных штатах она может отличаться, но обычно численность животных, которых может содержать один владелец, составляет не более 3-4 (иногда 6). Если животных больше, владелец должен получить специальную лицензию и организовать питомник.

Основная тяжесть контроля исполнения законодательства в сфере обращения с домашними животными  ложится на муниципальные службы контроля животных. При необходимости им оказывают помощь сотрудники полиции (к примеру, когда нужно отловить агрессивное животное и тем более заболевшее бешенством), а также общественных организаций. Любое безнадзорное животное подлежит немедленному отлову. В США есть приюты для животных, в которых постоянно осуществляется их эвтаназия (так как эти приюты должны обеспечивать высокую пропускную способность) и те, в которых эвтаназия не осуществляется (количество мест для животных там ограничено, и владельцы, желающие сдать своих животных в такой приют, вынуждены ждать своей очереди). Бездомных животных из приютов продают по сниженным ценам. Сетью приютов для домашних животных оплетена вся страна: существуют государственные, частные приюты (некоммерческие, освобожденные от налогообложения организации, существующие в основном на пожертвования) и приюты с государственным контрактом.

Ввиду того, что почти все отловленные безнадзорные животные довольно быстро подвергаются процедуре эвтаназии, применяются следующие методики для быстрого поиска потерявшегося животного: горячие телефонные линии, а также специальные локальные сетевые программы. Все органы, имеющие полномочия в сфере контроля содержания домашних животных, а также приюты объединены общей локальной сетью и имеют единую базу данных.

За нарушения действующего законодательства введена административная ответственность. Практика выявила эффективность применения штрафных санкций. Максимальный штраф за совершение административного правонарушения в сфере обращения с домашними животными может достигать 5000 долларов.

Также в США ведется статистический учет отловленных, возвращенных владельцам и усыпленных животных[2].

В Германии действует специальная отрасль права – право домашних животных.

Домашнее животное должно иметь регистрационный номер, который может размещаться на ошейнике или клеймоваться на ухе животного. Также может быть осуществлено микрочипирование (стоимость чипа составляет 25-30 евро). В Германии взимается налог на содержание собак. Годовая сумма выплат составляет 100-150 евро за первое животное и 200-250 за последующих. За содержание бойцовых собак установлен повышенный налог – 615 евро. Владельцы таких животных должны получить специальную лицензию на владение и справку о благонадежности собаки, которую животное получает в результате тестирования. Также владельцы таких собак должны осуществлять обязательное страхование ответственности за причинение этими животными вреда жизни и здоровью людей. Ввоз на территорию Германии и разведение бойцовых собак запрещены. Малоимущие слои населения могут освобождаться от уплаты налога на содержание собаки или получить существенную скидку. За содержание  служебных собак налог не взимается. Чем больше численность населения в городе, тем выше плата за содержание собаки.

За выброс животного на улицу или его самостоятельное умерщвление штраф достигает 25000 евро. Профессиональным заводчикам животных предоставляются квоты на разведение животных, превышать которые запрещено. В договорах найма жилья может быть установлен пункт, запрещающий содержать животное, но даже если такого положения в договоре не содержится, а впоследствии наймодатель заявит о своем несогласии относительно содержания домашнего животного в жилом помещении, такое животное должно быть удалено в течение 3 месяцев.

В Германии создана бесплатная база данных о потерянных животных. Приюты для бездомных животных могут выполнять функцию дома для домашних животных на время отпуска их владельцев. Альтернативные варианты – это зоомагазины, частные пансионаты для животных, так называемые услуги «семейного уюта», фирмы по уходу за животными с выездом на дом. К работе в приютах помимо всех желающих привлекаются солдаты альтернативной службы, школьники и студенты.

Большой акцент делается на просветительскую работу с населением. В частности, в школьный курс обучения введены обязательные уроки «защиты животных». Центрами экологического образования проводятся регулярные семинары для взрослых и детей [3].

На наш взгляд, лицензирование содержания домашних животных, по крайней мере, собак, необходимо. Как известно, лицензия – это разрешение на что-либо, выдаваемое уполномоченным органом государственной власти при условии выполнения указанных в законодательстве условий. Такими условиями должны быть дееспособность будущего владельца (достижение им 18 лет, что предусмотрено в Проекте Федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации»), его психическое здоровье (подтверждаемое документами об отсутствии психического заболевания, алкогольной или наркотической зависимости), обеспеченность жилым помещением, наличие необходимого материального положения (подтверждаемого соответствующими документами), знание законодательства в сфере содержания домашних животных, которое должно проверяться с помощью специального тестирования, знание условий содержания данного конкретного животного (к примеру, собаки данной породы). Наличие таких условий необходимо, поскольку будущий владелец должен быть психически устойчивым человеком, психологически зрелым, способным нести юридическую ответственность за свои деяния. Немаловажна способность лица обеспечить животному достойные условия содержания – именно такие, которые обеспечили бы физическое и психическое здоровье животного (т.е. полноценное питание, содержание в комнате, а не в коридоре или местах общего пользования многоквартирного дома и т.п.). Помимо этого, владелец должен ориентироваться в законодательстве в сфере содержания домашних животных, поскольку прежде всего он должен обеспечить безопасность других людей. Знание правил содержания данного конкретного животного необходимо, чтобы обеспечить ему надлежащие условия содержания. Поэтому было бы целесообразно обязать будущих владельцев домашних животных проходить соответствующие курсы, которые должны организовываться уполномоченными органами местного самоуправления и общественными организациями (к примеру, клубами собаководов) и с привлечением компетентных специалистов (кинологов, ветеринаров и т.д.). В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает просветительская работа с населением, которая может осуществляться в средних общеобразовательных учебных заведениях, через СМИ (телевидение, радио, интернет, газеты, журналы, листовки и т.п.) с привлечением специалистов в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологической службы, членов клубов и обществ любителей домашних животных, кинологов и проч. Лицензия должна быть платной и срочной. Полагаем целесообразным введение ежегодного продления такой лицензии (за плату). От процедуры ежегодного продления лицензии необходимо освободить организации, имеющие служебных собак, и слепых граждан, содержащих собаку-поводыря.

Каждое животное должно регистрироваться (в проекте Федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации» предполагается, что это будет специальная служба при органе местного самоуправления) и идентифицироваться, что возможно различными способами (жетон на ошейнике, клеймо, чип) и предусматривается как в проекте Федерального закона, так и в действующем региональном и местном законодательстве. Полагаем целесообразным, чтобы животное (собака или кошка) имело свой паспорт (свидетельство о регистрации), в котором фиксировались бы его личные данные (кличка, дата рождения, фотография, владелец, место проживания, порода, описание экстерьера, особые приметы, идентификационный номер, сведения о проведенных прививках, данные об уплате лицензионных сборов и налогов).

Можно также заимствовать правило об обучении собак в специальных школах, которые могут открываться общественными организациями. В проекте Федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации» предлагается, чтобы владелец собаки проходил курс обучения начальным приемам дрессировки собак, что подтверждалось бы документом, выдаваемом специализированной организацией. Полагаем, такой вариант тоже возможен.

Также необходимо законодательно ограничить численность животных, которых может содержать один владелец. К примеру, в Правилах содержания домашних животных в г. Пятигорске это сделано – численность животных не может превышать двух [4]. К сожалению, это правило нередко нарушается – всем известны  широко освещаемые СМИ случаи, когда в одной квартире содержатся десятки кошек и собак. Конечно, ни о соблюдении санитарно-гигиенических норм, ни прав, свобод и законных интересов соседей таких владельцев речи идти не может.

Для организаторов питомников по примеру США нужно установить необходимость получения специальной лицензии с необходимостью продления раз в пять лет и квотами на разведение. Такие меры необходимы, чтобы уравновесить спрос на животных и предложение, чтобы домашние животные не становились не нужными и не выбрасывались на улицу.

Как известно, мало иметь хорошие законы, их надо исполнять. Поэтому особую важность приобретает контроль соблюдения владельцами домашних животных законодательства. Государственный и муниципальный контроль должен сочетаться с общественным. Органы государственной власти и органы местного самоуправления (как общей компетенции, к примеру, местная администрация) так и специальной (полиция, органы МЧС, санитарно-эпидемиологическая, ветеринарная службы и проч.) должны иметь четко сформулированные полномочия в сфере контроля содержания домашних животных и тесным образом взаимодействовать с общественными организациями, в том числе и благотворительными.

Немаловажный вопрос – организация сети приютов для домашних животных. Очевидно, что в сложившихся условиях государство вряд ли может брать на себя всю тяжесть решения данной проблемы. Необходимо создать условия для создания частных приютов. Эти некоммерческие организации должны быть освобождены от налогообложения. По возможности им должна оказываться государственная поддержка, но не секрет, что на практике такие организации существуют за счет благотворительности всех неравнодушных.

Сложный вопрос – вопрос об эвтаназии бездомных животных. К сожалению, отказаться от нее нельзя, поскольку в противном случае все приюты будут довольно быстро заполнены, а вновь поступающих животных будет негде содержать. Поэтому законодательством должен быть установлен определенный срок, в течение которого животному будут пытаться найти владельца, по истечении которого оно будет усыплено. Продавать животных из приюта вряд ли возможно. Как известно, даже бесплатно отдать в хорошие руки такое животное (обычно беспородное и с не слишком хорошим здоровьем) весьма непросто.

Также необходимо создать единую базу данных всех потерявшихся животных, что позволит их владельцам быстро отыскать их во избежание их усыпления.

Пробелы в российском законодательстве существуют и в части определения юридической ответственности за совершение правонарушений в сфере обращения с домашними животными. Между тем, за совершение таких правонарушений должна быть установлена не только гражданско-правовая, как предусмотрено в проекте Федерального закона, но и административная, и уголовно-правовая ответственность. Пока далеко не все составы совершаемых правонарушений в сфере содержания домашних животных получили законодательное закрепление. Справедливости ради стоит заметить, что региональные законы об административных правонарушениях иногда восполняют соответствующие пробелы федерального законодательства. Также за совершение правонарушений необходимо установить достаточно суровые санкции. Это доказало свою эффективность в практике деятельности зарубежных органов государственной власти.

Для отслеживания ситуации в сфере обращения с домашними животными необходимо ведение статистического учета. Учету должны подлежать количество и виды домашних животных в данном населенном пункте, количество отловленных животных, потерявшихся, бездомных, переданных новым владельцам и подвергшихся эвтаназии.

Отдельный вопрос – содержание так называемых бойцовых собак (английских мастифов, бультерьеров, ротвейлеров, американских питбультерьеров, шарпеев и др.). Он весьма злободневный, поскольку эти животные, на наш взгляд, зачастую являются источником повышенной опасности. Не случайно в ряде стран, чтобы получить право владения такой собакой, необходимо приобрести специальную лицензию, причем за повышенную плату, а само животное должно подвергнуться обязательному тестированию на предмет «благонадежности». Иногда власти идут дальше. Так, 13 октября 2014 г. администрацией г. Моровилль (штат Луизиана, США) было принято постановление, запрещающее содержание питбультерьеров и ротвейлеров в границах города. Для решения проблемы всем владельцам дали время до 1 декабря 2014 г. [5]. По истечении данного срока собаки будут изыматься у владельцев, помещаться в ветеринарные клиники и усыпляться, а на их хозяев за неисполнение постановления будет налагаться штраф.

В проекте Федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации» введено понятие «потенциально опасные породы собак», т.е. представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и занесенные нормативным актом Правительства РФ или органом исполнительной власти субъекта РФ в федеральный перечень либо перечень субъекта. Как видим, такой перечень мог бы постоянно расширяться по мере необходимости. Термин «потенциально опасные породы собак» более широкий, чем «бойцовые породы собак». В законах субъектов Российской Федерации к таким породам собак относятся не только традиционно называемые бойцовыми породы собак, но и такие сторожевые породы, как южнорусская овчарка, немецкая овчарка, московская сторожевая, кавказская овчарка, доберман, немецкий дог, а также редкие породы: фила бразильеро, мастино неаполитано, родезийский риджбек и др. [6]. Нередко упоминаются метисы данных потенциально опасных пород собак. На куплю-продажу, содержание и разведение таких собак нужно получать лицензию, которую, как предполагается, будет выдавать орган внутренних дел или специально уполномоченные Правительством иные органы. Полагаем, такое решение проблемы справедливо, ибо крупные собаки представляют для жизни и здоровья человека весьма серьезную угрозу – не так уж редко их владельцы не в состоянии справиться с ними и предотвратить трагическое происшествие. Кроме того, можно поддержать идею об обязательном заключении владельцем такого животного договора страхования своей ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц.

Подводя итог, следует отметить следующее.

  1. Россия нуждается в эффективном законодательстве о содержании домашних животных. Пока этого законодательства нет. Федеральные законы существуют только в виде проектов, региональные законы приняты далеко не во всех субъектах Российской Федерации, зачастую страдают пробелами и поэтому основная тяжесть законотворчества в этой сфере ложится на органы местного самоуправления, которые обычно ограничиваются принятием правил содержания домашних животных на территории данного муниципального образования.
  2. Не менее важно обеспечить механизм реализации законодательства о домашних животных, а это невозможно сделать без четкого определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере, а также установления ими жесткого контроля соблюдения положений законодательства в области содержания домашних животных.
  3. Следует понимать, что проблема содержания домашних животных не может быть решена в скором времени. Как показала практика зарубежных стран, для оптимизации ситуации необходим длительный период времени, во всяком случае, не менее 10 лет. Так или иначе, но данная проблема в России назрела уже давно и нуждается в решении во имя обеспечения благополучия как человека, так и проживающих с ним бок о бок домашних животных на основе принципов гуманности и приоритета соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан.

Библиографический список
  1. Об ответственном отношении к домашним животным и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Проект Федерального закона Российской Федерации // http://www.http://gov.spb.ru (Дата обращения: 6 декабря 2014 г.); О содержании собак в Российской Федерации: проект Федерального закона № 633848-6 // www.http://consultant.ru (Дата обращения: 6 декабря 2014г.).
  2. Законодательство о животных в США // // www.http://zoodrug.ru (Дата обращения: 6 декабря 2014 г.).
  3. Германия в решении проблем бездомных животных //www.http://egida.by Законодательство Германии в сфере обращения с домашними животными // www.http://animals.kharkov.ua (Дата обращения: 6 декабря 2014 г.).
  4. Об утверждении правил содержания домашних животных в городе Пятигорске: Решение Думы г. Пятигорска от 26 апреля 2007г. № 60-13 ГД //www.http://stavropol.news-city.info(Дата обращения: 6 декабря 2014 г.).
  5. Луизиана решила избавиться от «опасных собак»: или хозяева покидают город, либо собак умертвят власти //www.http://MixedNews.ru (Дата обращения: 4 декабря 2014 г.).
  6. Приложение № 1 к муниципальному нормативному правовому акту городского поселения Ступино Московской области от 21 мая 2010г. № 19/210-МНПА // www.http://consultant.ru (Дата обращения: 6 декабря 2014 г.).


Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: