В настоящее время в России у населения существует много возможностей участия в политической жизни страны, а именно в осуществлении местного самоуправления. Одной из наиболее популярных форм непосредственной демократии является территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС), право на которое закреплено в ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Территориальное общественное самоуправление можно определить как форму добровольной самоорганизации граждан по месту их жительства для решения вопросов местного значения самостоятельно. Эффективность его деятельности зависит от множества факторов. Например, от наличия финансовых ресурсов в его распоряжении, инициативности граждан, законодательной четкой регламентации данного института, содействие в деятельности со стороны органов местного самоуправления.
В собственности территориального общественного самоуправления здания, постройки, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, ценные бумаги, денежные средства в иностранной валюте и рублях, детские и спортивные площадки, жилые, нежилые и производственные помещения, земельные участки, транспортные средства, технику, оборудование, инвентарь, а также иное имущество культурно-досугового и оздоровительного назначения, в том числе переданное администрацией муниципального образования в обеспечение деятельности ТОС.
Существуют определенные источники формирования имущества и материальных ресурсов территориального общественного самоуправления:
1. добровольные пожертвования и взносы как от физических лиц, так и от юридических;
2. доходы, получаемые от имущества, находящегося в собственности;
3. финансово-экономические обязательства, связанные с осуществлением основных видов деятельности ТОС;
4. финансовые и имущественные поступления от различных видов гражданско-правовых сделок;
5. другие, не запрещённые законом поступления.
Представительный орган муниципального образования может вынести решение о финансировании ТОС за счет средств местного бюджета. Но только в том случае, если данные затраты предусмотрены в нем отдельной строкой.
Территориальное общественное самоуправление отвечает по всем своими обязательствам имуществом, на которое возможно в соответствии с законодательством РФ возложить взыскание.
В тоже время все то имущество, все блага, которые получены от предпринимательской деятельности, будут считаться собственностью ТОС. Они должны быть направлены на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяться между участниками территориального общественного самоуправления, так как ТОС является некоммерческой организацией.
Существует мнение, что собственность территориального общественного самоуправления является муниципальной, а не общественной собственностью.
Основные вопросы организации органов территориального общественного самоуправления решены федеральным законодателем. Вместе с тем более четкого законодательного регулирования на федеральном уровне требует вопрос, касающийся содержания такой формы собственности, как собственность ТОС. Развитие собственности ТОС будет способствовать укреплению реального общественного самоуправления [1, с.131-134].
По мнению Н.А. Желтуховой, собственность территориального общественного самоуправления можно рассматривать как одну из разновидностей муниципальной собственности. Таким образом, муниципальная собственность может существовать, по крайней мере, в двух формах: собственность муниципального образования и собственность территориального общественного самоуправления. Тем не менее, собственность территориального общественного самоуправления, как и муниципальную собственность, нередко рассматривают как особую разновидность общественной собственности [2, с.91].
Основным аргументом в пользу отнесения муниципальной собственности к одному из видов общественной собственности является то, что исходными субъектами-носителями прав муниципальной собственности в муниципальных образованиях считается непосредственно само население в лице представительного органа и администрации [2, с. 97].
Но в тоже время, если исходить из широкого понимания положений ст. 3 Конституции РФ, народ – является источником власти, однако в тоже время он является и исходным субъектом-носителем прав государственной собственности.
Несмотря на это государственная собственность не считается общественной, а выделяется отдельно.
Поэтому можно сказать, что есть особый субъект, который от имени народа, как первичного субъекта-носителя прав собственности, то есть от народа в целом, либо от определенной части – жителей субъекта РФ, муниципалитета – осуществляет его правомочия собственника. Этим субъектом является орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, орган территориального общественного самоуправления, общее собрание акционеров, исполнительный орган некоммерческой организации, один из супругов и т.д.
Именно это и обуславливает существование различных форм собственности.
Следовательно, выделить различные формы собственности можно по двум критериям:
1. кто является первичным субъектом-носителем прав собственности;
2. кто от имени этого первичного субъекта-носителя прав собственности реализует правомочия собственника.
Именно поэтому можно сказать, что муниципальная собственность отличается от общественной тем, что первичным субъектом-носителем прав муниципальной собственности является население муниципального образования в целом, а первичным субъектом общественной собственности является определенная группа людей, которая объединяется для достижения необходимой им цели. Например, в коммерческой организации основной целью деятельности является извлечение прибыли, а в различных формах некоммерческих организаций (потребительский кооператив, общественная или религиозная организация, учреждение, благотворительный или иной фонд) цели четко определяются законом или уставами соответствующих организаций.
Жители муниципального образования представляют собой группу людей, объединенную не по признаку достижения определенной цели, а по признаку проживания на данной территории, устойчивой связи с данным конкретным муниципальным образованием. Именно это, обусловливает отличие местного самоуправления (и различных форм его осуществления, в том числе ТОС) от иных общественных объединений, и это обусловливает целесообразность выделения муниципальной собственности в качестве отдельной формы собственности [3, с.27].
Что касается собственности территориального общественного самоуправления здесь дополнительным аргументом в пользу отнесения ее к одному из видов общественной формы собственности является следующее. Согласно абз. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 6 октября2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», территориального общественного самоуправления согласно его уставу может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации [4].
Собственность некоммерческой организации относится к общественной форме собственности. Однако из этого правила, есть исключение.
По мнению некоторых автором, например Н.А. Желтуховой, собственность территориального общественного самоуправления не является видом общественной формы собственности. Здесь применяются аналогичные рассуждения, что и при разграничении муниципальной и общественной собственности. Жители территории, на которой осуществляется территориального общественного самоуправления, являющиеся первичным субъектом-носителем прав собственности ТОС, объединены не по тому признаку, по которому объединены члены различных форм некоммерческих организаций [3, с.27].
Так, согласно ст.ст. 116-120 Гражданского кодекса Российской Федерации в потребительском кооперативе – это удовлетворение материальных и иных потребностей; в общественных и религиозных организациях (объединениях) – удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей; фонд преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели; учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера [5].
Жители территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, объединены по признаку проживания на данной территории – в этом существенное отличие территориального общественного самоуправления от всех других форм некоммерческих организаций.
Усиливает обособленность ТОС от всех иных объединений граждан, являющихся субъектами общественной собственности, и то, что территориальное общественное самоуправление – это одна из форм осуществления местного самоуправления. Это придает территориальному общественному самоуправлению особый статус по сравнению с некоммерческими организациями и иными объединениями граждан и не позволяет отнести собственность ТОС к общественной форме собственности.
Однако небесспорно и то положение, согласно которому собственность территориального общественного самоуправления является одним из видов муниципальной формы собственности. Но под сомнение оно ставится лишь исходя из буквы закона. По духу закона, исходя из сущности права на ТОС и самой природы ТОС, не возникает сомнений в том, что собственность ТОС является одним из видов муниципальной формы собственности.
В действующем российском законодательстве под муниципальной собственностью понимается собственность в целом муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от2003 г. не дает непосредственного определения понятия муниципальной собственности. Согласно ст. 49 Федерального закона № 131 экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [4].
В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления» от1995 г. такое определение существует. Согласно ст. 1 этого Закона, муниципальная собственность – собственность муниципального образования. Ч. 1 ст. 215 ГК РФ определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [5].
Действительно, это обусловлено тем, что существует самостоятельный исходный субъект права муниципальной собственности – жители муниципального образования. Но при этом в муниципальном образовании жители, осуществляя территориальное общественное самоуправление, делятся на более мелкие группы; самостоятельные субъекты самоуправления на территории более мелкой, чем муниципальное образование. У этих жителей есть и свой субъект, осуществляющий от их имени правомочия собственника, – орган территориального общественного самоуправления. Да, этот субъект не совпадает (и не может совпадать) с субъектом, осуществляющим правомочия собственника от имени всего муниципального образования, – органом местного самоуправления. Но это отнюдь не является аргументом против того, что собственность территориального общественного самоуправления – вид муниципальной собственности. Ведь государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов РФ, что также обусловлено наличием в федеративном государстве самостоятельных единиц – субъектов РФ.
Собственность территориального общественного самоуправления обладает теми же признаками, что и муниципальная собственность, и главный из них заключается в том, что она принадлежит населению, осуществляющему местное самоуправление. Различие между собственностью муниципального образования и собственностью территориального общественного самоуправления – только в территории проживания первичного субъекта-носителя прав собственности – народа [6].
Но тот факт, что и тот и другой вид относится к муниципальной форме собственности может оказаться логичным. В связи с этим целесообразно в муниципальной форме собственности выделять два вида: собственность муниципального образования и собственность территориального общественного самоуправления. Есть собственность, которая принадлежит всем жителям муниципального образования в целом, – это собственность муниципального образования. Помимо этого, в дополнение к этому есть собственность территориального общественного самоуправления, которая принадлежит части населения муниципального образования, группе жителей муниципального образования, которые проживают на территории, где организовано ТОС. Это территориальное общественное самоуправление работает, функционирует, и у него появляются дополнительные средства, которые составляют собственность жителей, организовавших территориальное общественное самоуправление и проживающих на территории его осуществления.
Подчеркнем, что этот вид собственности является дополнительным по отношению к собственности муниципального образования. Это значит, что жители территории осуществления ТОС не перестают быть жителями соответствующего муниципального образования и базовыми субъектами права собственности этого муниципального образования. При этом в результате организации ими территориального общественного самоуправления они становятся обладателями дополнительного имущества, исходным коллективным субъектом права собственности на него, правообладателями собственности территориального общественного самоуправления. Для владения, пользования и распоряжения этим имуществом жители территории осуществления ТОС выбирают определенный субъект (орган территориального общественного самоуправления). Таким образом, жители той территории, где осуществляется ТОС являются одновременно как субъектами права собственности муниципального образования так и субъектами права собственности ТОС. Соответственно, что жители той части муниципального образования, где ТОС не осуществляется, не являются субъектами права собственности ТОС. В рамках муниципальной собственности они являются только субъектами права собственности муниципального образования (что не мешает им организовать территориальное общественное самоуправление и стать правообладателями собственности ТОС).
Такое выделение двух видов муниципальной формы собственности связано с тем, что местное самоуправление осуществляется в различных формах. Здесь играет роль выделение различных форм осуществления местного самоуправления в зависимости от территориальной организации самоуправления. Собственность муниципального образования связана с осуществлением местного самоуправления через органы местного самоуправления, представляющие интересы всего муниципального образования в целом. Собственность территориального общественного самоуправления связана с осуществлением самоуправления на части территории муниципального образования, самоорганизацией граждан по месту их жительства в форме ТОС. Тот факт, что муниципальную форму собственности закон отождествляет с собственностью муниципального образования, можно объяснить. Это, по нашему мнению, связано с тем, что основной формой осуществления местного самоуправления являются органы местного самоуправления, а иные формы еще не получили широкого развития.
Кроме того, территориальное общественное самоуправление в российском законодательстве появилось недавно – в начале 1990-х гг. При этом ТОС, как сказал профессор А.Н. Кокотов, «является стержневым направлением развития местного самоуправления», представляет собой истинно демократический институт, институт гражданского общества. Поэтому наша задача – развивать и укреплять территориальное общественное самоуправление [7, с.205].
Таким образом, в собственности ТОС находятся жилищный фонд, земельные участки, оборудование, денежные средства, ценные бумаги и иное имущество. Определены и основные источники формирования имущества и материальных ресурсов ТОС: добровольные имущественные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц, гранты или иные финансовые обязательства, связанные с осуществлением основных видов деятельности ТОС, доходы, получаемые от собственности, поступления от гражданско-правовых сделок, а также другие не запрещенные законом поступления.
Библиографический список
- Муниципальное право России: Учебник / М.В. Бородач, И.В. Граф и др., отв. ред. Г.Н. Чеботарев. М.: Юристъ. – 2005. – 294 с.
- Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении / Н.С. Бондарь. М.: ОАО Издательский дом «Городец». – 2004. – 190 с.
- Желтухова Н.А. Финансово-экономическая организация территориального общественного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – Тюмень: Институт государства и права Тюменского государственного университета. – 2006. – № 5. – С. 24-29.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в редакции от 14.10.2014 г. № 317-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября2003 г. № 40 ст. 3822.
- Гражданской кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в редакции 05.05.2014 года № 302-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
- Зеленцов В.В. Развитие территориального общественного самоуправления в 1990-е гг. (на примере Новосибирска, Кемерова, Барнаула). URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/306/image/306-065-068.pdf
- Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. – М.: Юристъ. – 2005. – 384 с.