В обществе получает широкое распространение мнение, согласно которому мигранты выгодны не всей российской экономике, а лишь определенной цепочке посредников между самими работниками и властными структурами. Кроме того, значительное число мигрантов оказывает негативное влияние на рынок труда, создавая ситуацию, когда не гастарбайтеры дотягиваются до тех трудовых стандартов, которые существуют в стране, а, напротив, отечественные работники постепенно «приземляются» до их уровня.[1]
Заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимир Мукомель и ведущий специалист социально – экономических программ ЦСТП Петр Бизюков представили предварительные результаты совместного исследования, под названием «Анализ практик трудовых отношений иностранных граждан и трудовых мигрантов и их влияния на трансформацию трудовых отношений российских граждан».[2]
Единое мнение состоит в том, что в современных условиях применение трудовой миграции является закономерным процессом. Все проведенные опросы работодателей показывают наличие существенного дефицита рабочих рук. Как квалифицированных, так и неквалифицированных.
Представитель Международного союза работников пищевой промышленности (IUF) Кирилл Букетов подчеркнул, что подчас работодатели сами, совершенно сознательно создают плохие условия труда для мигрантов. [2]
Все большее распространение в среде специалистов получает позиция, согласно которой в основе профсоюзной стратегии в области трудовой миграции должна лежать идея о равенстве социально – трудовых прав работников- мигрантов и российских работников. А, следовательно, привлечение мигрантов в профсоюзы является наиболее перспективным направлением, позволяющим значительно расширить ряды профсоюзов и при этом разрешить многие задачи, связанные с противостоянием между работниками и работодателями по поводу трудовых отношений. [2]
Согласно высказываниям Петра Бизюкова, ведущего специалиста социально – экономических программ Центра социально – трудовых прав, мигранты не просто спасают нашу экономику от нехватки рабочих рук, они еще служат источником обогащения и кормления разнообразных акторов, начиная от участковых, крышующих рынки и общежития, и до политиков, которые придумывают все новые правила и законы, позволяющие укрепить сформировавшиеся источники доходов. [1]
В большинстве развитых стран, принимающих трудовых мигрантов, прибывшие со временем вступают в трудовые взаимоотношения, которые характерны для принимающей стороны. То есть поднимаются до уровня, принятого в стране, и интегрируются в существующие трудовые отношения .
В России, подчас, происходит и обратное движение, когда не мигранты поднимаются до уровня существующих стандартов, а напротив - местные работники постепенно трансформируются до уровня мигрантов. [1]
Ведущие специалисты профсоюзного движения отмечают важность следующих вопросов:
- Низкая зарплата. ( Сюда же относятся вопросы индексации выплат.)
- Увольнения и массовые сокращения.
- Широкое использование трудовых мигрантов.
Совершенно очевидно, что все эти вопросы взаимосвязаны.
Особенно высокую прибыль дает использование нелегальных мигрантов, которые, подчас, работают в тяжелейших условиях. Часто доходит до гротеска. Например, в строительной фирме – подрядчике работает несколько человек: директор, секретарша и несколько бухгалтеров. При этом на стройке работают несколько сотен рабочих. [3]
Государство уже сформировало основные направления в государственной миграционной политике РФ в области привлечения и использования иностранной рабочей силы, востребованной экономикой РФ [4]:
- создание механизмов достоверной оценки востребованности мигрантов;
- совершенствование методов регулирования привлечения и квотирования иностранной рабочей силы;
- разработка программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, в том числе: а) по привлечению высококвалифицированных специалистов и квалифицированных работников по дефицитным и востребованным профессиям; б) организованного привлечения иностранных работников; г) сезонной миграции работников.
- развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции;
- создание механизмов и систем стимулирования востребованных мигрантов;
- упрощение правил пересечения границ для иностранных граждан, пребывающих в деловых целях;
- снятие ограничений для мигрантов на заключение долгосрочных трудовых контрактов;
- индивидуальная работа со специализированными востребованными специалистами;
- внедрение расширения для мигрантов видов деятельности на основании патентов;
- упрощение правил пересечения границ и пребывания в стране, для предпринимателей и иностранных инвесторов;
- совершенствование и упрощение системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности;
- создание центров содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования иммигрантов.
Задавая курс привлечения высококвалифицированных специалистов и других экономически выгодных категорий мигрантов, необходимо учитывать все те прямые негативные последствия в виде обескровливания экономики, увеличения отсталости и периферийности, повышения социально – экономического разрыва. Некоторые ученые подчас даже называют сложившуюся между соседними странами СНГ и России миграционную модель, «новой формой неоколониализма». [5,6]
В профсоюзах стран бывшего СССР неуклонно снижается количество членов профсоюзов. Привлечение в профсоюзы работников – мигрантов и неформально занятых работников, число которых постоянно растет, – это основные пути пополнения численности профсоюзов. Профсоюзам, работающим в этой сфере, приходится сталкиваться с серьезной проблемой ксенофобии и создания мифов в отношении трудящихся – мигрантов. [2]
Кроме того, представляется целесообразным создание в отраслевых профсоюзах специальных органов, нацеленных на работу с трудовыми мигрантами. [2,6]
Сравнительное исследование трудовых отношений мигрантов и россиян, проведенных недавно Центром социально – трудовых прав совместно с Центром этнополитических и региональных исследований при опросе мигрантов и российских работников показал, что квалификация мигрантов почти не востребована. Например, средняя зарплата российских работников с высшим образованием на 54% выше, чем у тех, кто не имеет даже среднего образования. А вот у мигрантов это превышение составляет всего 15%. Примерно такая же ситуация и с опытом работы. Все это свидетельствует, что российских работодателей не интересует ни уровень образования мигрантов, ни опыт их работы. [1,6]
По результатам исследования удалось рассчитать, сколько часов работают мигранты, и сравнить это с допустимой по закону нормой. Например, у квалифицированных работников – мигрантов продолжительность рабочего времени на 44% больше, чем полагается по закону, и на 14% больше, чем у их российских коллег. А неквалифицированные рабочие (их большинство среди мигрантов) работают на 38% больше, чем полагаются по закону, и на 19% больше, чем российские работники этой же категории. [1]
При этом получают они меньше. В среднем стоимость рабочего часа квалифицированного рабочего мигранта составляет 69% от стоимости часа российского коллеги, у неквалифицированных рабочих это соотношение меньше – 84%. Там, где российский грузчик получает 10 тыс. рублей, иностранец получает 8,4 тыс. рублей – чистая экономия от использования иностранца составляет 1600 рублей. [1]
Характерно, например, что чем меньше размер предприятия, тем меньше «стоит» мигрант. Судите сами: на предприятиях, где работает менее 10 – 20 человек, стоимость часа мигранта составляет 68% от стоимости часа россиянина. А на среднем по величине предприятии, где трудится от 50 до 250 человек, она составляет 85%. В строительстве зарплата мигранта достигает только 68% от зарплаты россиянина, зато в ЖКХ – 75%. [1]
Предложения решить проблему нелегальной миграции введением виз или приглашений на работу, скорее всего не достаточно эффективны. Такой подход лишь способствует коррупции и значительно усложняет жизнь мигранта, и без того не самую простую. [3,6]
Как уже отмечалось, в профсоюзном сообществе уже длительное время идут жаркие споры о судьбах трудовой миграции. И все в большей степени общественное мнение склоняется к точке зрения, что проблема использования иностранной рабочей силы может быть решена только с уравниванием в правах мигрантов и отечественных работников. При этом процесс легализации иностранного работника должен стать независим от работодателя.
Библиографический список
- Петр Бизюков Трудовой приговор. Газета.ru 29.10.2013
- Профсоюзы и эксперты обсуждают стратегию в области трудовой миграции. Коллективное действие. Ikd.ru 17.04.2013
- Профсоюзы в России: проблемы и перспективы. Редакция сайта «Коммунисты Столицы» 23.10.2013
- Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. 13 июня 2012
- Э.Ф. Айдынбеков. Проблемы селективности миграционной политики РФ. -Профессиональный союз трудящихся мигрантов.- profmigr.com – 02.12.2014
- Белогруд И.Н. Регулирование занятости в период кризиса. Современные аспекты экономики. 2013.№12(196).с. 167 – 171.