УДК 342.7

К ВОПРОСУ ОБ ОБЩИХ ГАРАНТИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ

Рудьман Денис Сергеевич
Омская академия МВД России
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин

Аннотация
Данная работа посвящена анализу общих гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина при противодействии терроризму. Обосновывается вывод, что для более эффективной работы в области противодействия терроризму общие гарантии необходимо учитывать в системе.

Ключевые слова: противодействие терроризму


TO THE QUESTION ABOUT THE GENERAL SAFEGUARD OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN WHEN COMBATING TERRORISM

Rudman Denis Sergeevich
Academy of the Ministry of the Interior of Russia (Omsk branch)
PhD (Law), senior lecturer of the Department of civil law disciplines

Abstract
This work is devoted to analysis of the general safeguard of the rights and freedoms while countering terrorism. It is concluded that, for more effective work in the field of counter-terrorism General safeguards must be considered in the system.

Библиографическая ссылка на статью:
Рудьман Д.С. К вопросу об общих гарантиях обеспечения прав и свобод человека и гражданина при противодействии терроризму // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/12/2182 (дата обращения: 14.07.2023).

Борьба с терроризмом в России, как и во всем мире, является одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности государства. Об этом свидетельствует, в частности, ряд официальных заявлений Президента Российской Федерации (далее – Президент РФ), сделанные им в течение небольшого промежутка времени. Так, В. Путин в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года отметил, что среди вопросов из области международной безопасности – борьба с терроризмом. «Мы до сих пор сталкиваемся с этими проявлениями, и мы, конечно, будем принимать участие в совместной работе по борьбе с терроризмом на международном уровне» [1], – сказал Президент РФ. Позже 18 декабря 2014 года на вопрос журналиста Би-би-си в рамках большой пресс-конференции В. Путин отметил, что «мы хотим развивать нормальные отношения и в сфере безопасности, и в борьбе с терроризмом». Кроме того, Президент РФ подчеркнул, что «нужно бороться с терроризмом по всей поляне, включая и элемент пособничества, это без всяких сомнений». Но только в рамках действующего закона [2].

Несмотря на активно принимаемые меры по предупреждению терроризма (по словам директора ФСБ России А. Бортникова, в 2014 году в России предотвращено 59 террористических преступлений) [3], эта глобальная проблема не утрачивает своей актуальности. Подтверждением этого являются серия терактов в столице Чеченской республики – городе Грозном 4 и 5 декабря 2014 года. В общей сложности погибло более 20 человек [4, 5].

Провозглашение в Конституции РФ прав и свобод граждан «высшей ценностью» налагает особые требования на деятельность всех государственных органов власти и должностных лиц [6, с. 63], в том числе при противодействии терроризму. В этих условиях государство в лице уполномоченных органов, с одной стороны, ограничивает права граждан, а с другой, – обязано гарантировать неотъемлемые права личности.

Система гарантий является важнейшим элементом обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина при противодействии терроризму. Без гарантий провозглашение прав и свобод превращается в декларирование. Среди гарантий обеспечения прав граждан наряду со специальными (юридическими) гарантиями важная роль отводится гарантиям общим. По мнению Е.Н. Хазова, отличие юридических гарантий от общих состоит в следующем. Если общие гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии, устанавливаемые государством в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нарушений [7, с. 60]. В рамках настоящей статьи интерес представляет рассмотрение сущности общих гарантий, чему и будет посвящена оставшаяся часть работы.

Под общими гарантиями обеспечения прав и свобод человека, на наш взгляд, следует понимать политические, экономические, духовные (идеологические) и организационные условия и средства, закрепленные в Конституции РФ и отраслевом законодательстве, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина при противодействии терроризму.

Так как политика, экономика и идеология являются основными сферами общественной жизни, в числе общих гарантий принято выделять следующие виды: политические, экономические, духовные (идеологические), а также организационные.

Под политическими гарантиями М.А. Лаврик понимает ту совокупность политических условий, предпосылок и средств, которые обеспечивают реальность прав человека, особенно политических прав [8, с. 44-45]. В условиях политической напряженности зачастую совершаются террористические акты, ставящие под угрозу жизни многих граждан. Примером этого может быть ситуация в Чеченской республике, других регионах России, когда из-за политической слабости властей страдали ни в чем неповинные люди.

В таких условиях созданию прочной государственности способствует политическая консолидация общества, выступающая в качестве одной из политических гарантий обеспечения прав и свобод человека при противодействии терроризму. Государство, раздираемое противоречиями различных политических сил, неспособно решать те сложнейшие задачи, которые возникают в переходный период, а значит и не способно обеспечить гарантии основных прав и свобод граждан, даже если эти права закреплены в Конституции РФ.

Поэтому важнейшим условием политической стабильности в России является придание структурам власти жизнеспособности. Укрепление расшатывающейся власти, присутствие которой перестают ощущать граждане, превращается в важнейшую предпосылку демократии [6, с. 71-72]. Следует согласиться с мнением В.Е. Чиркина, полагающего, что основной политической гарантией является власть народа, что конкретно выражается во всеобщем и равном избирательном праве, позволяющем народу на регулярно проводимых свободных выборах определять, какие партии и должностные лица в период до следующих выборов будут руководить государством [9, с. 176].

Таким образом, политические гарантии очень важны и необходимы для выражения воли народа, придания общественного контроля деятельности государственной власти, а также для политической стабильности в обществе и исключения ситуаций противоборства ведущих политических сил государства. Данные процессы должны подкрепляться определенным уровнем экономического развития общества, ростом производства, накоплением общественного богатства.

Говоря об экономических гарантиях обеспечения прав человека при противодействии терроризму, необходимо отметить, что под ними понимают соответствующие экономические предпосылки для осуществления прав и свобод, наличие в государстве какого-то среднего минимума, стандарта экономической обеспеченности прав человека [8, с. 44]. Экономические гарантии призваны обеспечить достойную жизнь человеку, удовлетворить его разумные материальные потребности. Как отмечал В.Н. Бутылин, «повышение уровня материального благосостояния людей дает им возможность удовлетворять свои интересы и потребности, что в значительной степени устранит причины правонарушений, влекущих за собой ограничение основных прав и свобод граждан» [10, с. 48]. Таким образом, материальная обеспеченность граждан способствует укреплению правопорядка в государстве, способствует снижению количества совершаемых террористических актов.

Роль экономических гарантий в реализации основных прав и свобод граждан прослеживается достаточно отчетливо и заключается в том, что они проявляются непосредственно в виде материального обеспечения всей системы защиты основных прав граждан [11, с. 78]. Разумеется, охрана прав и свобод человека требует финансовых затрат (расходы на содержание органов внутренних дел, прокуратуры, суда и т.д.), но эти затраты необходимы [7, с. 37]. Только при соответствующем уровне материальных возможностей общество сможет выделить необходимые средства на выполнение этого вида деятельности государства.

Несмотря на то, что политические и экономические условия являются решающими для обеспечения того или иного права личности, они все же не могут быть исчерпывающими для всего процесса гарантирования. Поэтому одной из важнейших групп гарантий, связанных с правильным понимаем и отношением в обществе к правам, свободам, обязанностям, является духовные (идеологические) гарантии.

Ряд ученых под духовными гарантиями понимают «мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода» [12, с. 39]. Такое определение, по мнению Л.Ю. Грудцыной представляется не совсем верным хотя бы потому, что существование одного только мировоззрения личности без учета роли государства (создания государством соответствующих условий возникновения и гармоничного развития личности), по сути, невозможно [13, с. 42]. Мы согласны с Л.Ю. Грудцыной и в этой связи полностью разделяем точку зрения В.Н. Бутылина, который считает, что особая роль в числе духовных гарантий принадлежит правосознанию, одной из функций которого является создание атмосферы безусловного осуждения всяких нарушений основных прав и свобод граждан [10, с. 48].

Таким образом, наряду с высокоразвитым политическим и правовым сознанием к числу духовных (идеологических) гарантий обеспечения прав и свобод граждан при противодействии терроризму следует относить: уровень правовой культуры общества, его научный и творческий потенциал; идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т.д. Как правильно отмечает С.А. Авакьян, «надо заниматься воспитанием, это помогает делать из каждого человека достойного гражданина своей страны, законопослушного и небезразличного к происходящему в обществе» [14, т. 1, с. 687]. Тогда нашему государству не будут угрожать террористы, не произойдет повторения Чеченской войны и каждый гражданин будет бдителен к происходящему вокруг.

Как отмечалось выше, среди общих гарантий выделяют организационные гарантии, под которыми понимается деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на обеспечение и охрану прав и свобод человека, выполнение ими обязанностей.

Организационная деятельность служит общим условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий прав и свобод человека и гражданина. И чем эта деятельность будет более организованной, тем выше будет эффективность реализации провозглашенных прав человека. Именно поэтому заслуживает внимания высказанная в литературе мысль о том, что организационно-правовые средства являются «гарантиями гарантий» прав граждан [15, с. 201].

В статье 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [16] (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») определены организационные основы борьбы с терроризмом. В данной норме установлена компетенция Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В частности, Президент РФ:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами;

4) устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. При этом отдельно в ст. 5.1. ФЗ «О противодействии терроризму» выделен достаточно широкий перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой области.

Для более слаженной работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность вышеназванных органов.

Наконец, в соответствии с ч. 5 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Представляется, что данная мера, которая была введена в Закон спустя пять лет с момента его принятия, является существенной гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина при противодействии терроризму.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что рассмотренные общие гарантии следует учитывать в системе. При этом, чем совершеннее система политических, экономических, идеологических (духовных), организационных отношений в государстве, тем меньше совершается в нем террористических актов, посягающих на права и свободы человека и гражданина.


Библиографический список
  1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева // Рос. газета. 2014. 5 дек. № 278.
  2. Большая пресс-конференция Владимира Путина. URL: http:// http://www.kremlin.ru/transcripts/47250 (дата обращения: 20.12.2014).
  3. Директор ФСБ: в 2014 году в России предотвращено 59 террористических преступлений. URL: http://tass.ru/politika/1633162 (дата обращения: 20.12.2014).
  4. Спецоперация в Грозном. Хроника событий. URL: http://tass.ru/proisshestviya/1621726 (дата обращения: 20.12.2014).
  5. Теракт в Грозном: взрыв у рамок при входе на концерт, погибли пять офицеров полиции. URL: http://www.newsru.com/russia/05oct2014/groznyblast.html (дата обращения: 20.12.2014).
  6. Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Дис. …канд. юрид. наук. М., 1998.
  7. Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России: Дис. …канд. юрид. наук. СПб., 1997.
  8. Лаврик М.А. Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект: Дис. …канд. юрид. наук. Иркутск, 2006.
  9. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М., 2002.
  10. Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: Монография. М., 2001.
  11. Кононенко А.Н. Конституционные социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их обеспечении: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
  12. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества: (Политико-правовое исследование). М, 1995.
  13. Грудцына Л.Ю. Особенности конституционных гарантий реализации прав человека в России: На примере гражданского судопроизводства: Дис. …канд. юрид. наук. М., 2004.
  14. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс в 2 томах. М., 2007.
  15. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  16. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 28.06.2014 № 179-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.


Все статьи автора «Денис Рудьман»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: