Положения статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации определяют земельные правоотношения как урегулированные нормами земельного законодательства отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, рассматриваемых в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Участие в земельных правоотношениях для юридических лиц становится возможным при соответствии определенным критериям, а именно: юридическое лицо должно обладать правосубъектностью. Правосубъектность предполагает наличие земельной правоспособности и земельной дееспособности. Ученые-юристы утверждаются, что земельная правосубъектность возникает в момент государственной регистрации юридического лица [2. C.20].
Однако вопрос о разделении правосубъектности на общую и специальную видится в достаточной степени дискуссионным.
К примеру Н.А. Волкова утверждает, что земельная правосубъектность юридических лиц уже сама по себе является специальной и определяется в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица [2.C.22], однако А.П. Анисимов, к мнению которого мы присоединяемся, считает, что общей земельной правосубъектностью обладают коммерческие юридические лица, а специальной земельной правосубъектностью обладают некоммерческие организации и государственные и муниципальные унитарные предприятия [1.C.38].
Тип и организационно-правовая форма юридического лица определяется в момент его регистрации. Ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указывает, что для регистрации юридического лица подается подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором указывается информация об организационно-правовой форме. Таким образом, отталкиваясь от мысли Анисимова А.П. о критериях разделения земельной правосубъектности на общую и специальную и, учитывая требование определения типа и организационно-правовой формы, видится, что земельная правосубъектность юридического лица изначально предопределяется его формой. Совершенно различная земельная правосубъектность наблюдается у некоммерческих и коммерческих юридических лиц. В частности, анализ режимов землепользования различных типов юридических лиц позволяет сделать следующие выводы.
Основные формы некоммерческих организаций отражены в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12.01.1995 «О некоммерческих организациях». Однако анализ законодательных актов, регламентирующих участие данных юридических лиц в земельных правоотношениях, позволяет сделать вывод о том, что не ко всем некоммерческим юридическим лицам применяется утверждение о специальности правосубъектности.
С другой стороны коммерческие организации имеют возможность получить земельные участки в собственность в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. При этом такое приобретение возможно только за плату и на условиях установленных соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Исключение составляют случаи внесения земельных участков в качества взноса в уставный капитал. В тоже время согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ льготы по уплате земельного налога имеют коммерческие организации – резиденты особой экономической зоны.
Представляется, что на объемы земельной правоспособности влияет и происхождение юридического лица. Так А.П. Анисимов отмечает, что иностранные юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки, однако такая возможность имеет ограничения[1. C.403], в частности иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.
Таким образом, разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие нельзя четко определять как критерий разделения земельной правоспособности на общую и специальную. Резюмируя сказанное, отметим, что если рассматривать юридические лица с точки зрения разделения на публичные и частные, то видится, что степень публичности влияет и на «специальность» земельной правоспособности, которая выражается в различиях в способах предоставления земельных участков во владение, а также в порядке реализации прав на земельные участки.
Библиографический список
- Анисимов А.П. Земельное право России: учебник / А.П. Анисимов ; под ред. д.ю.н. А.П. Анисимова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат. – 2009.
- Земельное право: учебник для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования / Н.А. Волкова и др. / под ред. И.А. Соболя, Н.А. Волковой. – 7-е изд., перераб и доп. – 2013.
- О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Российская газета. – 10 августа 2001 г. – №153.
- О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Российская газета. – 1 октября 1997 г. – № 190.
- О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Российская газета. – 12 мая 1999 г. – № 90.
- Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования: Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667 // Российская газета. – 30 июля 1996 г.
- О Государственной компании “Российские автомобильные дороги»: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ // Российская газета. – 20 июля 2009 г. – №131п
- О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // Российская газета. – 13 мая 1998 г. – № 90.
- О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // Российская газета. – 23 апреля 1998 г. – № 79.