Процесс построения гражданского общества в Республике Татарстан имеет ряд особенностей, наиболее важными из которых являются: во-первых, вовлечение институтов гражданского общества в органы государственной власти и местного самоуправления, во-вторых, обеспечение транспарентности власти, а также развитие правовых, социальных и демократических начал в построении и активности социального контроля со стороны гражданского общества. Антикоррупционная политика направлена не только на достижение эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов, но и на взаимодействие с ними и в связи с постоянным давлением государства на общество, процесс становления и формирования демократического института необходим [1, с.44].
В связи с чем, необходимо разработать эффективные механизмы антикоррупционного взаимодействия гражданского общества с органами местного самоуправления. Задачами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются [2]:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;
4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Государство публично поощряет создание некоммерческих неправительственных организаций участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Цель государственной поддержки неправительственных организаций – создание условий для устойчивого развития институтов гражданского общества и усиление их роли в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны органов государственной власти.
А.Н. Невоструев, отмечает, что российское общество прошло непростой путь: от личной инициативы к первым формам организованности, затем – к созданию организаций и далее – к координации и определенной системе их деятельности взаимодействия. Сформировался новый тип взаимоотношений людей, идей, организаций и власти [3, с.68].
Ф. Р. Джантуева в своих исследованиях, выделяет систему «гражданское общество – государство», что подчеркивает конфликт интересов между интересами группы, обладающей властью, и потребностями, т.е. противоречия выступают источником, побуждающим к изменениям в политической и социально-экономической жизни общества [4]. Исходя из приведенных мнений, общество нуждается в построении стабильного демократического государства с организационно-социальными отношениями, защищенными правом и государством.
Еще одним аспектом проблемы развития гражданского общества в Республике Татарстан является вопрос о его правовой базе. В России в целом, процесс формирования основ гражданского общества, остается еще проблемой. Так реализация проектов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, развитие общественной активности граждан путем обеспечение участия граждан в решении общегосударственных и вопросов местного самоуправления [5, с. 64], реализация проектов в области гражданского образования. Следует отметить, что проблема построения гражданского общества не может ограничиваться только простым закреплением в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, т.е. должна быть автономия воли гражданского общества, при этом необходимо еще создать эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий каждому представителю института гражданского общества воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод. Так ученый-криминолог П.А. Кабанов [6, с.22] проводит мониторинг взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, путем определения коэффициента их вовлеченности, при этом исследование проводиться исходя из данных полученных с официальных сайтов органов власти [7, с.9]. Исходя из предложенного способа оценки вовлеченности, проводится мониторинг и характеристика вовлеченности представителей институтов гражданского общества в деятельности специализированных антикоррупционных органов министерств и ведомств Республики Татарстан.
Таким образом, мы видим важность развития гражданского общества для создания и поддержания демократической системы. Новый формат взаимодействия с институтами гражданского общества создает дополнительный стимул для вовлечения населения для обеспечения общественной безопасности. Так как становление гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи и действует по принципу – чем более развито гражданское общество, тем демократичнее становится государство.
При диагностике и рэнкинге коррупционных преступлений в Республики Татарстан можно выделить следующее: За 4 месяца 2013 года в Республике Татарстан было выявлено 614 преступлений против государственной власти и интересов службы (аналогичные показатели прошлого года – 350 фактов. Также выявлены 141 факт злоупотребления должностным положением (за тот же период прошлого года в – 51), 242 факта служебного подлога (96 в прошлом году). Выявлен 191 факт взяточничества (больше на 46,9% по сравнению с 2012 годом), из которых 2 в крупном размере. Было пресечено 83 факта получения взятки, 72 факта дачи взятки и 36 фактов посредничества во взяточничестве. Завершено расследование с направлением в суды по 378 коррупционным преступлениям. За совершение коррупционных преступлений в 2013 г. осуждено более 100 человек [8].
Гражданское общество в США включает в себя широкий спектр организаций, которые позволяют лицам, для достижения своих социальных, экономических и политических устремлений через свои организации беспрепятственного, исходя из собственных интересов, потребностей и приоритетов. В США преданы идее о том, что общественные интересы рациональны, когда же представители гражданского общества имеют возможность выбрать цели, организации, направления и причины, которые они поддерживают [9].
Гражданское общество включает в себя различные формы социальной организации, формирующиеся добровольно гражданами для продвижения общих целей и интересов. Они включают в себя независимые общественно-политические организации, правозащитные организации, организации, которые защищают права человека и продвигают демократию, гуманитарные организации, частные фонды, благотворительные фонды, общественные объединения и некоммерческие корпорации. Это не касается политических партий.
Группы гражданского общества в США используют коммуникационные технологии для информирования представителей институтов гражданского общества о следующих проблемах: борьба с коррупцией, помощь при стихийных бедствиях, а также обсуждение и разъяснение прав и возможностей людей [9].
Основным препятствием в реализации данного предложения является отсутствие на сегодняшний день в Республике Татарстан оснащение каждого жителя коммуникационными технологиями или же предоставление бесплатного доступа каждому представителю гражданского общества в сеть Интернет. Какие перспективы есть данного предложения: во-первых, каждый представитель гражданского общества всегда может выйти на связь для обсуждения, не отрываясь от своего рабочего места или места работы, во-вторых, коммуникационное оснащение стимулирует активное вовлечение институтов гражданского общества с органами власти, в-третьих, виртуальное участие представителей институтов гражданского общества исключает возможность представителям власти документально подделать их присутствие на обсуждении вопросов различных сфер жизни, где их участие является обязательным. Создание так называемой информационно-коммуникационной демократии, дает возможность в Республике Татарстан укрепить основы прозрачности работы государственных структур и власти местного значения, при этом потребность общества постоянно контролировать и публично оценивать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления намного возрастет.
Далее, рассмотрим китайское гражданское общество, которое пробуждается, несмотря на цензуру и постоянный контроль. В Китае, социальные сети постепенно меняют отношения между гражданами и органами государственной власти. Прежде всего, в этом можно убедиться на примере все более и более масштабных протестов против повальной коррупции, которая поразила государственные учреждения и все сферы деятельности на всех уровнях [10].
Во Франции развитию гражданского общества положила знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [11]. Ключевым фактором в сохранении доверия Правительству Франции является его способность принимать решения, не компрометируя себя конфликтами интересов. Таким образом, для того, чтобы привлечь правительство к ответственности и сохранить доверие к государственным учреждениям, необходима прозрачность. Законы о свободе информации (FOI) дают возможность людям иметь доступ к нераскрытой информации. Чтобы такая политика была успешной, общественность должна четко понимать свои права в соответствии с законом, иметь возможность беспрепятственно делать нужные запросы и должна быть защищена от возможных мер наказания [12].
А вот в Германии каждый гражданин имеет право индивидуально и/или вместе с другими лицами письменно обратиться с просьбами или жалобами в Комитет по петициям (далее – Комитет), так называемый Petitionsausschuss или в Бундестаг, который передает их в Комитет по петициям для последующего рассмотрения, при этом ходатайство дает каждому право защищать себя против несправедливости, дискриминации и неправомерного обращения со стороны государственных органов [13, с. 403]. Жалобу можно подать путем заполнения специальной формы, которая содержится на официальном сайте Petitionsausschuss, а также можно обратиться непосредственно в Комитет. Комитет по петициям функционирует в 16 федеральных земель, а центральный комитет находиться в городе Берлин. Финансирование проводиться государством на достаточно высоком уровне, дабы не было коррупции в самом Комитете. В состав него преимущественным большинством входят юристы, которые классифицируются в соответствии с функциями управления и специальной подготовкой для рассмотрения петиций и разрешения возникшего спора. Юристы работают в должности государственных служащих, они являются независимыми от воздействия государственных структур, но при этом подотчетны Конституционному суду ФРГ. В Комитете функционирует отдел по борьбе с коррупцией, который подразделяется на политическую коррупцию и коррупцию общего типа. Рассмотрение жалобы проводиться от 2-х недель до 3-х месяцев, при этом если жалобы отдельных граждан касаются деятельности Федерального правительства, то петиция передается соответствующему ведомству. На свои заседания Комитет по петициям может пригласить членов Федерального правительства и потребовать от них устной или письменной информации. Комитет вправе также заслушивать свидетелей, экспертов, просителей и обращаться за официальной помощью в суды и административные органы. Соответствующий министр должен быть своевременно предупрежден о заслушивании просителей, свидетелей и экспертов. Борьба с коррупцией (korruptionsbekämfung) ведется по всем сферам, но больше жалоб за 2011/2012 год поступило по коррупционным преступлениям медиков и фармацевтической индустрии, а также коррупции в бюро по трудоустройству [13, с. 403].
Так, развитие демократии идет по пути государственно-правовой институализации гражданского общества, формирования многопартийности, новых институтов народного представительства, т.е. создания посредников между гражданином и властью. Все это не могло не подорвать авторитета представительной демократии. В этой связи необходимо создание действенных механизмов прямого взаимодействия между гражданином и органами власти. Вызов современности таков, что правовая наука обязана предложить оптимальную систему прямых и обратных связей между органами государственной власти, гражданским обществом и отдельными гражданами [14, с. 42].
Несмотря на сложные социально-экономические и политические условия, можно ответить на вопрос: Перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Татарстан: иллюзия или реальность? На самом деле активность социального контроля не только не сократилась, но и постепенно возрастает одновременно с ростом потребности в социальной помощи. Тем не мене, целью гражданского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества.
Итак, выводами данного исследования является утверждение о том, что анализ моделей взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти зарубежных стран может быть заимствован и применим в Республике Татарстан с целью выработки решений и эффективности их реализации в целях повышения результативности взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти. Стоит надеяться, что реализация данных идей приведет к стабилизации системы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в Республике Татарстан, как передового и инновационного субъекта Российской Федерации.
Библиографический список
-
Хайрутдинова Л. Р. Характеристика вовлеченности представителей институтов гражданского общества в деятельность специализированных антикоррупционных органов министерств и ведомств Республики Татарстан // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 44–48.
-
Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 г. №34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» (ред. от 19.01.2010) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2006. № 5. Ст. 1464.
-
Невоструев Н. А. К вопросу о создании элементов гражданского общества в дореволюционной России (Методология исследования истории гражданских отношений в России во второй половине XIX – начале XX века) // АНТРО: Анналы научной теории развития общества. 2006. Вып. 1. С. 53–68.
-
Джантуева Ф. Р. Проблемы формирования гражданского общества в России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii (дата обращения: 10.10.2013).
-
Джагарян Н. В. Муниципальная представительная демократия в России: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 64–68.
-
Кабанов П. А. Основные формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления в области противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2012 № 6. С. 22–24.
-
Кабанов П. А. Основные формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами в сфере противодействия коррупции и некоторые показатели оценки его эффективности // Следователь. 2011. №4. С.9–13.
-
Борьба с коррупцией в Республике Татарстан // http://mvd.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/203622.htm (Дата обращения: 07.10.2013 г.)
-
http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/publication/2011/09/20110913135711yelhsa0.4294702.html#ixzz2iuJ9cvQb (Дата обращения: 07.10.2013 г.)
-
La Chine, sa société civile et la lutte contre la corruption // http://www.inosmi.ru/world/20121120/202401122.html#ixzz2iuOYtsmg (Дата обращения: 07.10.2013 г.)
-
Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Французская Республика: Конституция и законодательные акты. – М., 1989 г.
-
Civic Engagement // http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/france-ru/ (Дата обращения: 07.10.2013 г.)
-
Хайрутдинова Л. Р. Сравнительная характеристика взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти субъектов российской федерации в сфере противодействия коррупции и функционирования общественного контроля в федеративной республике германия и ее федеральных землях // Процессуальные, криминалистические, уголовно-правовые и криминологические проблемы ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления в России и Германии: материалы Международного научно-практического форума в рамках Года Германии в России 2012 /13 – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. С.401–404.
-
Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41–44.