На рубеже XX-XXI веков в мире произошли изменения социальных, экономических отношений, связанные с глобализацией информационного общества, одним из приоритетных направлений развития которого выступает информатизация образования. Данный процесс представляет обеспечение сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию психолого-педагогических целей обучения. Обращение к анализу государственной образовательной политики в сфере дистанционного обучения Сингапура показывает, что использование информационных компьютерных технологий создает новые эффективные возможности в формировании высококачественной образовательной среды. С этой целью нами был проанализирован ряд обзорных и специальных отчётов и статей за период 2000 – 2012 гг., касающихся проблематики дистанционного образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, опубликованных в разные годы в рамках международных симпозиумов, правительственных и межгосударственных инициатив, в виде докладов и публикаций специальных образовательных профессиональных ассоциаций.[1, с.5] В результате данного исследования были выявлены особенности и современные тенденции развития дистанционного образования в Сингапуре, одного из самых успешных государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сингапур является не только региональным, но и мировым лидером в сфере образования. Предпосылкой успешного развития сингапурской системы образования стало то, что фактически население (и его качественный состав) является единственным доступным ресурсом, который и был использован для резкого рывка в развитии, совершенным Сингапуром в последние 30 лет. Сделав ставку на экономику, основанную на знаниях, Сингапур неуклонно развивает и модернизирует свою систему образования.
Так, в 2005 году среди 45 систем образования Сингапур занял 4е место в мониторинговом исследовании, организованном Международной ассоциацией по оценке учебных достижений «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS. В 2007 г. сингапурские студенты получают высокие оценки международного сравнительного исследования качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS), в том же году ведущая международная компания (компания McKinsey), предоставляющая услуги в области управленческого консалтинга, в своем отчете называет сингапурскую систему школьного образования лучшей в мире, в 2007 и 2008 гг. в Глобальном отчете о конкурнетоспособности («Глобальный индекс конкурентоспособности») система образования Сингапура оценена как самая качественная в мире. [2]
Ежегодный бюджет Сингапура на образование составляет 8 млрд. долларов (данные 2008 года), при этом различного рода субсидии на обучение одного студента составляют около 20.000 долларов в год. Политика привлечения талантов в Сингапур обуславливает несущественную разницу в стоимости обучения как для жителей страны, так и для иностранных студентов. Вместе с тем, образование не является дотируемой отраслью, доля образования в ВВП Сингапура составляет около 3% и у нее есть огромный экспортный потенциал, что позволяет Министерству образования Сингапура ставить амбициозные задачи перед национальными и частными высшими учебными заведениями. Так, в 2005г. в вузах Сингапура обучалось около 70.000 иностранных студентов [3], и в планах Министерства Образования оптимистические прогнозы постоянного увеличения этого количества обучающихся.
Особенностями образовательной системы Синагпура является политика билингизма, опора на широкое целостное обучение, целенаправленное улучшение качества подготовки учителей и широкое применение ИКТ в обучении. Билингвизм выделяется как ключевой элемент системы образования – английский является основным языком общения и обучения, вместе с ним преподается один из национальных языков. Отметим, что выпускники средней школы должны владеть как минимум двумя языками (родным и английским). При этом, на уровне средней школы в программу обучения в качестве предмета по выбору добавляется и третий язык, которым становится французский, немецкий, японский, малайский или китайский. Таким образом, сингапурский студент уже при поступлении в интернациональные университеты способен коммуницировать и обучаться на 2-3х языках и в ходе учебы в университете уже не приобретать языковые навыки, а развивать их и осваивать новые языки.
Другой характерной особенностью государственной системы образования является широкое применение ИКТ. Государство тратит наибольший процент своего внутреннего валовавого продукта на использование информационных компьютерных технологий в сравнении с другими странами Юго-Восточной Азии – 3.45%, это больше, чем в Малайзии и Японии (2,46% и 2,18%). Кроме того, в Сингапуре самое большое количество персональных компьютеров на душу населения (62,2 компьютера на 100 человек), при этом отдельно в статистике Министерства образования учитывается наличие компьютеров в семьях с детьми – в настоящее время этот показатель 95%, причем 92% имеют широкополосный доступ в интернет из дома.[4] Поэтому неудивительно, что сингапурское общество инфрастуктурно готово к инициативам Министерства Образования Сингапура и ряда других государственных и общественных организаций.
Развитие cегмента дистанционного образования в Сингапуре происходит в тесной связи с общенациональной программой развития IN2015 (Intelligent Nation 2015).[3] Развитие дистанционного образования в Сингапуре направлено на создание общей благоприятной единой образовательной среды, обеспечивающей вместе с традиционными учебными заведениями процесс обучения и переобучения в течение всей жизни как для самих сингапурцев, так и для иностранных студентов.
Движущими факторами развития дистанционного образования в Сингапуре являются: адекватная инфраструктура и быстрое развитие ИКТ; глобализация; демографическая ситуация; растущие потребности в знаниях; государственная поддержка.
Университеты Сингапура развивают собственные электронные системы, призванные обеспечить максимальную вовлеченность студентов как в учебных аудиториях, так и за их пределами. Три основных государственных ВУЗа – Национальный Университет Сингапура, Технологический Университет Нанъянг, Сингапурский Университет Менеджмента – разработали свои системы в конце 90х гг.
Национальный Университет с 1997 г. использует специально разработанную систему, при помощи которой преподаватели могут легко распространять разные учебные материалы и пособия. Система также создает условия синхронного и асинхронного взаимодействия преподавателей и студентов в рамках специальных форумов, виртуальных классов, он-лайн опросников, видео-и-аудио архивов, электронных хранилищ тестовых заданий; предусмотрены SMS рассылки учебной и организационной информации. Таким образом, достигается включенность в учебный процесс вне зависимости от времени и местонахождения преподавателей и студентов. Система в данный момент поддерживает 2500 форумов и 3000 хранилищ тестовых заданий, поддерживается специальным подразделением университета – Центром Технологий Обучения.
Аналогичная разработка внедрена в Технологическом Университете Нанъянг. Эта система обошлась университету в 6 млн. сингапурских долларов и в настоящее время предоставляет доступ к он-лайн ресурсам 23.000 студентов (очная и заочная форма обучения) и 1300 преподавателям. За 3 года внедрения в 90% учебных курсов использованы возможности данной системы, 87% студентов (выборка 2771 студент) высказали свою удовлетворенность работой системы. В данное время ведется работа над повышением интерактивности системы.
Один из мировых лидеров в сфере дистанционного бизнес-образования U21, который является консорциумом ряда ведущих мировых университетов и компании Thomson Learning, выбрал Сингапур местом базирования головного офиса. U21 стремится предоставить возможности качественного дистанционного высшего образования для студентов во всем мире. Качество дистанционных программ U21 контролируется интернациональным советом профессоров ведущих мировых вузов.
Государство активно поддерживает частные компании, оказывающие услуги дистанционного обучения как в общеобразовательной сфере, так и в области корпоративного обучения. На 2002 г. в реестре, опубликованном Центром Компетенций Дистанционного Обучения, указано 23 компании, активно действующих на рынке образовательных услуг. В ходе исследования, проведенного в том же году Управлением по Производительности и Стандартам, 71% опрошенных компаний высказали убеждение, что дистанционное образование с использованием ИКТ эффективнее, чем традиционное образование. В числе его преимуществ отмечалось то, что дистанционные учебные программы могут быть применены к большему количеству сотрудников и сам процесс обучения занимает меньше времени. Среди основных преимуществ также указывалась значительная экономия средств около 67% расходов на традиционные виды обучения персонала связано с транспортными расходами. Используя дистанционные программы обучения, крупные корпорации типа Cisco, Citibank, Fuji Xerox экономят десятки миллионов долларов.) [4].
Демографическая ситуация в Сингапуре вызывает особый интерес. В отличие от большинства стран региона в Сингапуре к середине 90х гг. прошлого века наметилась явная тенденция к старению населения. Так, например, в 1994 г. 31.7% населения составляли люди старше 40 лет, в 2004 г. их число составило уже 41.7% от общего количества населения. Одновременно снизился показатель фертильности с 1.71 до 1.24 (в 1994 и 2004 гг. соответственно). Таким образом, поддержка стареющей рабочей силы в максимально продуктивном состоянии стимулирует развитие программ постоянного обучения и переобучения, что в свою очередь подталкивает к поиску способов обучения без отрыва от производства или с минимальным отрывом при высоких требованиях к качеству и эффективности обучения. Статистика фиксирует рост числа старшего поколения сингапурцев в программах дистанционного обучения (от 18.9% в 2000г. до 19.6% в 2005), и в целом все больше сингапурцев используют современные ИКТ для получения образования (рост от 15.7% в 2002 до 32% в 2004). [4]
Развитие различных форм обучения и средств информационно-компьютерных технологий в Сингапуре, в конечном счете, ведет к их взаимодополнению и формированию единого образовательного пространства в течение всей жизни, что формирует основу экономики, основанной на знаниях, а также способствует повышению привлекательности и конкурентоспособности страны в целом, одновременно решая ряд демографических проблем.
Библиографический список
- Валеева Р.З. Развитие дистанционного образования за рубежом: состояние и перспективы. Аналитический обзор. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2010. – 44с.
- Индекс глобальной конкурентоспособности. Рейтинг стран. [Электронный ресурс]. URL: http://rating.rbc.ru/graphs/full.shtml?2008/10/09/32159460
- Empowering Learners and Engaging Minds, Through Infocomm/ Report by iN2015 Education & Learning Sub-Committee/June 2006. [Электронный ресурс]. URL:http://www.ida.gov.sg/doc/About%20us/About_Us_Level2/20071005103551/03_Education_and_Learning.pdf
- Mohammad Iqbal Bashar and Habibullah Khan/ E-Learning in Singapore: A Brief Assessment/ U21 Working Paper No 003, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.u21global.edu.sg/PartnerAdmin/ViewContent?module=DOCUMENTLIBRARY&oid=157381