Введение
Испокон веку люди живут семьями. История развития человечества – это история развития семьи. Семья является составляющей системой государства. В данной работе будем исходить из классического определения этого термина:
Семья — согласно традиционным представлениям, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками
союзом мужчины и женщины;
добровольностью вступления в брак;
члены семья связаны общностью быта;
вступлением в брачные отношения;
стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Семья является основной ячейкой общество. Как правило, государство – это набор различных государственных институтов. Многообразие социальных институтов, их взаимодействие и является составной частью государства. Обратимся к такому понятию государства:
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.
Цель взаимодействия различных социальных институтов внутри государства с целью его сохранения является первоочередной задачей самих институтов. Так как целостность государства обеспечивает нормальное функционирование, как самого государства, так и самих институтов составляющих государство в целом. Основой любого социального института и государства является семья. Именно семья создает основы для функционирования социальных и политических институтов.
Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.
Политический институт – устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе.
В выше приведенном определении государства указанно, что государство это взаимодействие политических институтов. Если расположить иерархически элементы составляющие государство, то схема приобретет следующий вид:
Данное иерархическое отображение показывает предложенную мною структуру государства образования. Как видно из приведенной схемы семья является фундаментом всего многообразия как социальных, так и политических институтов которые в свою очередь составляют государство.
Разберем предложенное строение по порядку.
Семья.
Согласно приведённой пирамиде семья находится в самом низу. Семья – это основа жизнедеятельности человека. Наличие семьи говорит о степени развития особи. Как известно семья не только присуще человеческой особи. Много пример в животном мире, которые, так же как и человек живут семья. Е сли у животного мира целью создания семьи обусловлено только двумя факторами :
- продолжение потомства
- забота о потомстве.
То у человека создание семьи это не только продолжение потомство. Семья это сложная система взаимоотношений материальных, духовных, психологических и т.д. Воспроизведение потомства возможно и без создание семьи. Забота и воспитание уже затруднительна без того образования как семья.
Если утрировать, то семья это союз мужнины и женщины для совместного ведения хозяйства. Семья является основой для развития человека. Это обусловлено дуальностью нашего мира. Именно соединив противоположное ( мужчина и женщина) появляется продолжение их обоих. Именно исходя из такой предпосылке семья является фундаментом развития всей человеческой популяции. Семья это первое осознанное объединение человека. Как известно из истории семья уже существовала на заре человечества. Именно семья явилась основой для дальнейшего развития человека. Согласно этапам исторического развития первой эрой человечества является первобытно общинный строй. Именно благодаря объединению нескольких семей для совместной деятельности явилось прообразом образования, которое в будущем будет названного государством. Ведь в родовом объединение все члены являются родственниками. Из-за чег возникла необходимость объединяться нескольким семьям?
Эта необходимость возникла из-за того, что человек с самого своего рождения является семейным индивидуумом. Как говорилось выше семья происходит из-за дуальности нашего мира. Исходя из это семья – это соединение мужской особи и женской. Соответственно один мужчина и одна женщина создают одну семью. Классическое представление семьи это моногамия. Хотя история развития человеческого общества знает и полигамные семьи. Такие как один мужчина и несколько женщин, так и противоположные одна женщина и несколько мужчин. То такие проявления полигамия являются вынужденной мерой для поддержания популяции и выживания вида в целом. Именно из за дуальности самой природы человечества семья все таки имеет моногамную структуру. На первом этапе развития общества в целом человек существовал отдельными семьями. Но из за своего развития и стремления обеспечить более лучшие условия своего существования человек создал родовое объединение, в которое входило несколько семей связанных родственными узами. Данное объединение скорее всего носило инстинктивный характер. Объединение прошло для обеспечения ведения совместного хозяйства. Группой легче охотится, обеспечивать безопасность и т.д.
Дальнейшее развитие общество приводит к образованию социальных институтов. Социальные институты возникают в результате перераспределение обязанностей в родовом объединении. Первые социальные институты зародились для регулирования отношений и решение основной задачи общества. Семья является фундаментом для образования социальных институтов. Если бы не было бы такого образования как семья, то возникновение социальных институтов невозможно. Социальные институты созданы для решения различных задач в процессе жизнедеятельности общества.
Семья является основой государства. Если остальные два компонента схемы приведённой в начале работы: социальные институты и политические институты могут себе позволит динамику и изменение в зависимости от политического климата или других факторов. Их изменение и динамика сказывается на государстве. Но при условии если семья является крепкой то согласно данной схеме семья выступает фундаментом как остальных двух компонентов, так и государства в целом.
Рассмотрим более подробно систему Семья – Государство.
В данной системе слово семья поставлено на первое место. Семь является в целом фундаментом государства. Если в обществе не приветствуются классические семейные ценности. Если вопросы брака отодвинуты на второй план. То такое общество и государство в целом идет по пути деградации.
Семья является миниатюрной моделью государственного устроят. Она так же отражает и форму правления государства. Семья является барометром государства. Изучая институт брака в отдельно взятой стране можно сделать выводы о государстве в целом и наоборот. Любое колебания государства находит отражение в семье. Рассмотрим такое государство как Российская империя.
Российская империя по форме правления была абсолютной монархией. Власть передавалась по наследству, и царь являлся помазанником божьим. Царь обладал всей полнотой власти. Его решения не обсуждались и являлись обязательными к исполнению. Решения царя официально не обсуждались. Такую же картину мы можем наблюдать в большинстве семей того времени. В семье того времени муж и отец являлся высшей властью для своей семьи. Вся семья подчинялась его воле. Существовала строгая иерархия, как в государстве так и в семье. Не последнюю роль тут играло и то, что Российская Империя являлась православной страной. Как известно из священного писания любая власть от Бога. В стране Царь является наместником Бога на земле, ив се ему подчиняются. Так и в семьях того времени глава семейства нес ответственность за всю семью и не кто не смел ему противоречить. Такое понятие как развод или гражданский брак в то время практически не существовало. И такие прецеденты всячески попрекались как светской властью, так и духовной.
Семья того времени строилась на следующих принципах: на иерархизме, все властие главы семьи, на зависимости функций, прав и обязанностей члена семьи от пола и возраста, на господстве общих семейных интересов над индивидуальными, на приоритете роли, которую играет человек в семье и обществе, на слабой автономии семьи от общества и на огромном значении общественного мнения для семьи. Дети подчинялись родителям, жены — мужьям. Это казалось необходимой и незыблемой основой общественного порядка. Известный русский историк XVIII в. И. Н. Болтин писал в 1788 г.: «Природа учинила жену, подвластную мужу. Давши жене равные права правам мужним в противность законов природы, превращается домашнее устройство в нестроение, тишина и спокойствие — в молву и мятеж. <…> Хотеть сделать мужа и жену равными есть противоборстве порядку и природе, есть буйство, бесчиние, безобразие. <…> Государственная польза требует, чтобы жена была подчинена мужу; требует того польза сочетавшихся и польза их детей и домашних».
Исходя из того что в то время интересы семь преобладали над личными интересами мы можем наблюдать высокий уровень патриотизма во всех слоях населения того времени. Как и в семье, главное – это общие интересы, а не личные. Так и за пределами семьи интересы государства важнее личных интересов. Семья того времени отражала общую картину государства. Российская Империя являлась сильным и крепким государством.
После революции 1917 года первое, что было сделано это уравнивание прав между мужчиной и женщиной. Это был основной удар по модели семьи, которая преобладала в Российской империи. В Российской империи заключении брака было связанно с таинством венчания. Поэтому при смене политического строя в 1917 году началось гонения на религию. Так же в первую очередь было изменен процесс заключения брака. В то время было провозглашено свобода отношений.
Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния
18(31) декабря 1917 г.
{247}
Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки.
Гражданский брак совершается на основании следующих правил:
1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе.
Примечание. Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся.
2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского – 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии, полнородных и неполнородных братьев и сестер, – причем наличность родства признается также между внебрачным ребенком и его потомством, с одной стороны, и его отцом и его родственниками, с другой; в) от состоящих в браке, и г) от умалишенных.
3. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст.2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно.
Виновные в даче заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий, перечисленных в ст.2, привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а самый брак их признается недействительным.
4. По отобрании вышепредусмотренной подписки заведующий отделом записей браков заносит событие брака в книгу записей браков и затем объявляет брак вступившим в законную силу.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957.
Как видно из выше приведенного декрета был упразднён институт церковных браков. Следует обратить внимание на дату принятие данного декрета. 18(31) декабря 1917 г. Не прошло еще и двух месяцев после революции.
В 1918 г. в Саратове во множестве попадались листовки, содержащие текст якобы нового советского декрета “Об отмене частного владения женщинами”. Документ гласил, что всех женщин от 17 до 32 лет следует “изъять и сделать достоянием народа”. Как впоследствии выяснилось, декрет был фальшивым, но его стиль вполне соответствовал стилю подлинных советских документов. Неудивительно, что его на полном серьезе цитировали вполне уважаемые зарубежные исследователи.
Равноправие женщин в России было провозглашено еще в феврале 1917 г. Проституток объявили “жрицами свободной любви”. В двадцатые годы в стране как грибы после дождя стали возникать всевозможные общества “Долой стыд” и “лиги свободной любви”, члены которых бегали по улицам голыми и пропагандировали секс без разбора. Сексуальная революция вызвала своеобразную революцию даже в структуре вооруженных сил. В Красной армии появились “венроты” – части, целиком состоящие из сифилитиков. В них даже существовали партийный ячейки, проходили собрания.
Широко известны эротические похождения Коллонтай, Рейснер, Луначарского, Маяковского, Лили Брик и ее мужа Осипа, Есенина… В 1923 г. завженотделом ЦК Виноградская писала о многоженстве и многомужестве как о вполне допустимой в верхах партии практике. Многие комсомольцы тоже полагали, что самый примитивный подход к половой жизни и есть правильный, марксистско-ленинский. Идеология по этому поводу была простой. Каждый может и должен удовлетворять свои половые желания. Половое воздержание квалифицируется как мещанство. Каждая комсомолка, рабфаковка, студентка, на которую пал выбор мужчины, должна пойти ему навстречу.
Вот только некоторые примеры как после революции разрушалось понятие семьи которые были приняты в Российской империи. Если бы понятие семьи осталось такое же как и при Российской империи. То новая власть, не смогла бы полностью утвердится. Так как это противоречило бы общепринятым основам семьи. Семья как я уже говорил выше, является фундаментом государства. На старом фундаменте трудно построить, что то новое не похожее на то, что было раньше на этом фундаменте. Именно для этого необходимо было разрушить основы семейных ценностей принятые при Российской империи.
О том, что как семья влияет на государство говорит и дальнейшее историческое развитие нашей страны. После 1917 года, когда фактически было полностью разрушено понятие семьи. И семья превратилось в что то метафорическое. При таком отношении к семье невозможно было создать сильное и стабильное государство. И после того как основная задача была выполнена. Институт старой семьи был разрушен. А без этого не возможно было реставрации предыдущего строя в стране. Было приняты меры по укреплению семейных ценностей но уже под эгидой того политического строя который существовал на тот момент в стране.
Конец повальному распутству невольно положила 20-летняя крестьянка Люба Белякова, приехавшая работать на один из ленинградских заводов. В августе 1926 г. в Чубаровском переулке на Лиговке ее изнасиловала “группа товарищей” в количестве примерно 40 человек. Среди насильников были комсомольцы и кандидаты в члены ВКП(б). Обычно за подобные “шалости” давали до 5 лет, но “чубаровское дело” получило такой общественный резонанс, что грозило сорвать все планы индустриализации страны. Поэтому рабоче-крестьянская Фемида не поскупилась: 6 человек были приговорены к расстрелу
После этого началось изменение отношения как к самому понятию семья. В конце 20-х годов стали появляться тематические сборники – Маркс и Энгельс против половой распущенности. Были опубликованы 12 половых заповедей революционного пролетариата. Вот некоторые из них: половой подбор должен строиться по линии классовой, пролетарской, революционной; любовь без флирта, ухаживаний и кокетства; в интересах революционной целесообразности можно вмешиваться в половую жизнь.
Власти не зря забеспокоились: в 1934 г. на одно рождение в СССР приходилось три аборта. Большевики признали, что утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. 1936 г. можно считать годом установления “полового контроля» за личностью. На долгое время в стране запретили аборты, развод превратился в настоящий судебный процесс. Указ 1944 г. устанавливал, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов”
Если разобраться. То можно увидеть, как семья отразило само изменение государства. Восстановление института семьи в классическом ее понимании. Началось после прихода к власти И.В.Сталина. И на тот момент, когда вся власть сконцентрировалась в его руках, семья приобрела классический свой вид. Фактически она отразила единовластие в стране, которое сформировалось на тот момент. Это можно проследить по процедуре расторжения брака.
Сразу после революции развод можно было получить в органах ЗАГС немедленно после подачи заявления хотя бы одним из супругов. При И. В. Сталине разводы стали вновь резко ограничены. Развестись можно было только через суд, причем районные народные суды такого права не имели, разводящимся официально надо было давать объявление в газету.
Все эти мероприятия были направлены на укрепления семьи. Так как это было необходимо для построения сильного и стабильного государства.
Современная Россия
После 1991г. сильные политические потрясения отразились и на семье. В условия нестабильной политической ситуации количество браков уменьшилось. Если провести аналогию 1917 году. То можно увидеть много общих факторов. После распада СССР была провозглашена так называемая сексуальная революция. В обществе преобладала свободная любовь. Семейные ценности были не актуальны. Молодым людям пропагандировалась, что семья это не главное. Главное удовольствие. Как и при изменении политического устройства в государстве в 1917 году первое, что было разрушено – это семья. Было введено такое понятие как «гражданский брак». Когда мужчина и женщина живут без официального оформления отношений в соответствующих органах.
Ниже расположены графики, которые отражают статистику браков и разводов в России. Данные взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.
Если рассмотреть данные графики в контексте исторических событий которые происходили в нашей стране то наглядно видно как политическая ситуация отражается на самой семье. Особенно это отражает график количества разводов. При послаблении тоталитарного режима в ССССР мы наблюдаем на графике неуклонный рост количества разводов. Та же тенденция наблюдается на графики количества браков.
Если рассматривать семью как барометр государства. То эта теория находит свое подтверждение и в других странах мира. В 40-50 х годах 20 века США и Европейские страны придерживались традиционного взгляда на формирование и уклад семьи. В этих странах была классическая модель семьи. Глава семейства был на верху иерархии. Хотя демократия наложила свой отпечаток и на семейный уклад в этих странах. В отличии от государств с монархическим укладом в демократических странах в семье главные решения принимаются коллегиально.
Но к концу 20 века и началу 21 века в странах Европы и США пошло наступление на такое образование как семья. Семья в классическом понимании стала рушиться. В этих странах началось активное насаждение идеи однополых браков. В этих странах наблюдается стойкое уничтожение понятия классической семьи.
В странах Европы в последние десятилетние идет неукоснительное снижения количества браков и растет количество разводов.
За последнее десятилетие наибольший рост количества разводов отмечен в Португалии, о чем свидетельствуют данные исследования Института семейной политики – неправительственной организации со штаб-квартирой в Мадриде. За период с 1995 по 2004 год количество разводов в Португалии выросло на 89 проц, в Италии – на 62 проц, а в Испании – на 59 проц
О кризисе семьи в странах Европы говорят следующие данные:
Численный состав европейских семей сокращается. За 25 лет (1980–2005 гг.) средняя величина домохозяйства уменьшилась с 2,82 человека до 2,4. В некоторых странах этот показатель едва превышает 2 человека: в Германии (2,1), Дании (2,1), Финляндии (2,1) и Швеции(2,2). Наибольший размер средней семьи фиксируется на Мальте (3,2), Кипре(3,1), в Румынии (2,9) и Испании (2,9).
Растет число домохозяйств, состоящих из одного человека. Их доля достигла 27,7%. Более 54 млн европейцев живут в одиночку.
Все больше становится домохозяйств, где нет детей, – 67%. И лишь 17% семейств имеют двух и более детей.
В Англии статистика несколько иная, хотя можно проследить общую тенденцию характерную для всей Европы.
Современная тенденция во многих Европейских странах направленную на легализацию однополых браков, на упразднение таких понятий как мать и отец, разращение нетрадиционным семья усыновлять и воспитывать детей. Все это имеет далеко идущие последствия. Такое развитие событий это вторая часть постепенного угасания такого исторического и политического понятия как Европа. К первой части начала упадка можно отнести так называемую сексуальную революцию. Именно с начала сексуальной революции в Европе и во многих других государствах началось постепенная деградация самого государства и его жителей. Сексуальная революция в первую очередь наносит удар по семье. Как говорилось выше семья это государство образующее основа. Разрушение данной основы приводит к разращению основ и самого государства.
Экономика, семья, государство.
На протяжении всей истории развития человечества экономика играет значительную роль в жизни человека. Стабильная экономическая обстановка в государстве гарант его независимости и развития. Рассмотрим такую ситуацию характерную для экономики последнего времени как – экономический кризис. Обратимся к энциклопедическому определению понятия экономический кризис.
Экономический кризис – (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
Как говорилось в предыдущем материале семья является фундаментом государства. Рассмотрим зависимость отношения с семейным ценностям и возникновения экономических кризисов. Любая революция в государстве в первую очередь и это исторически подтверждено старается изменить само понимание семьи и семейных ценностей. Выше приводилась для примера ситуация в России в 1917 году. Большевики, не успев прочно укрепиться у власти в первую очередь издают декрет направленный в первую очередь на разращение классической патриархальной семьи. Что влечет за собой подмены семейных ценностей. Как бы это не звучало не политкоректно и не толерантно. Уравнивание в правах мужчины и женщины – это самоубийственный шаг для любого государства. Именно исходя из самой природы, мужчина и женщина разные. Они созданы для разных целей. Уравнивание прав мужчины и женщины ведет к тому, что мы наблюдаем в настоящие время. Многие женщины особенно в странах запада выбирают в место создание семьи, карьеру. В результате в самый подходящий для деторождения возраст они занимаются карьерой и работой. Основную задачу женщины как продолжение рода они ставят на второй план. В итоге такая ситуация негативно сказывается на государстве в целом. Уменьшение населения, ухудшение демографической ситуации и т.д.
Уменьшение населения – это первый этап разрушение экономике страны. Семья в классическом понимании является основой государства и гарантам стабильности в экономики. Современный экономический кризис Европы как ни странно совпадает со вторым актом который направлен на разрушение многих стран Европы ( первый акт это сексуальны революция). На фоне тяжелой экономической ситуации в Европе многие страны легализуют однополые браки и ставят классическую семью на второй план. Туже картину мы можем наблюдать и в США. На фоне экономического кризиса вызванного по утверждению экспертов кризисом в кредитной системе. В США уже давно понимание классической семьи давно отсутствует.
Вследствие того, что наносится удар по классическому понимании семьи многие страны подвержены не только политическим но и экономическим шатаниям. Особенно это заметно на фоне различных революций. Как я уже говорил первое, что делает любая революция это пытается изменить семейное право. По тому какое отношение к семье занимает новая власть можно судить о том, что новое правительство планирует. Если наносится удар по семье в ее классическом понимании, то действия и программа нового правительства направлена не на развитие и укрепление государства, а на его крах. И наоборот если новое правительство всецело направлено на укрепление семьи и классических семейных ценностей, то государство будет, крепнут и развиваться. И быстро оправится от потрясений революции.
Зависимость семьи и экономики очень хорошо можно проследить на событиях в России. Не для кого не является секретом, что в 1991 году в России произошла самая настоящая революции. Она была менее кровавой чем в 1917 году. Но в результате событий 1991 года в стране резко сократилось количество браков и выросло количество разводов. Молодежи стали пропагандироваться такие «ценности» как свобода отношений, частая смена половых партнеров и мысль, что семья и дети – это то, что тянет их назад и не дает развиваться. Такая пропаганда и ситуация в стране длилась до конца 90-х годов 20 века. Соответственно в то время не о какой стабильности нельзя было говорить. Экономики страны практически была полностью парализована.
После 2000 года был намечен курс на изменение экономической ситуации в стране. И в то же время начинают появляться первые государственные направленные на поддержку семьи и материнства. И если изучить динамику преобразование экономической деятельности в России с начала 2000 годов, то можно проследить следующую тенденция. Развитие и укрепление экономии в России идут вместе с программами направленные на укрепление и поддержки классического обнимания семьи. Особенно это прослеживается на следующем графике количества браков в Российской Федерации:
Приведем ниже график инфляции в Российской Федерации:
Для объективности данных приведем график Валовый внутренний продукт (ВВП) России, 1990-2011 гг. и ВВП на душу населения в России, долларов, 1990-2011 гг.
Из всего выше перечислено следует. Что не зависимо от формы политического правления в государстве. Главенствующую роль в построении общества и самого государства в целом играет семья. Если государственная политика не направлена на укрепление института семьи в ее традиционной форме. Такое государство обречено на внутренний и внешний кризис. Который впоследствии привет к тому, что государство исчезнет. Если в государстве не преобладает крепкая и устойчивая семья как ячейка общества. То государству следует незамедлительно начать работать в данном направлении. На второй план могут отойти некоторые государство образующие факторы. Но укрепление семьи – это пусть к возвеличиванию и укреплению государства в целом. Так же наличие крепким и классических семей влияет на экономическую ситуацию в целом. Так как нормальная семья это основа общества, гарант роста экономических показателей и государства в целом.