УДК 346.6

ПРИЗНАНИЕ ГУДВИЛА (ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ) ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ КОМПАНИИ И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩАЯ ОЦЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Юдина Людмила Николаевна
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Аннотация
В статье рассмотрены подходы к оценке и признанию гудвила (деловой репутации организации), раскрываемые в нормативно-правовых актах европейских стран и США. Выявлено два основных подхода: признание гудвила в качестве амортизируемого актива с дальнейшей амортизацией и признание гудвила в качестве неамортизируемого актива с дальнейшим тестированием на обесценение.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, гудвил, деловая репутация, оценка, признание


RECOGNITION OF GOODWILL ON ACQUISITION AND POST EVALUATION OF THE CURRENT LAW OF FOREIGN COUNTRIES

Yudina Lyudmila Nikolaevna
South Ural State University (National Research University)

Abstract
The article discusses approaches to the assessment and recognition of goodwill (goodwill), disclosed in regulatory legal acts of the European countries and the United States. Identified two main approaches: the recognition of goodwill as a depreciable asset to further depreciation of goodwill and recognition as a non-depreciable asset to further testing for impairment.

Keywords: accounting, goodwill, recognition, valuation


Библиографическая ссылка на статью:
Юдина Л.Н. Признание гудвила (деловой репутации организации) при приобретении компании и его последующая оценка в современном законодательстве зарубежных стран // Политика, государство и право. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/09/1824 (дата обращения: 16.07.2023).

Одной из главных проблем, связанных с учетом деловой репутации, является признание её существования, не  только выявленного путем сделки по поглощению и объединению, но и её объективного существования как  внутренне созданного нематериального актива [5, 7].  Согласно принципам подготовки и предоставления финансовой отчетности в соответствии с МСФО для признания актива как такового необходимо одновременное выполнение двух условий:

– с высокой вероятностью можно ожидать получение экономической выгоды от эксплуатации актива;

– стоимость актива можно надежно оценить [3, 9].

В соответствии с МСФО гудвил стоит отделить от нематериальных активов, поэтому он не может амортизироваться, но компании должны проводить тестирование на обесценение гудвила ежегодно либо чаще, если это необходимо для реализации принципа достоверности бухгалтерского учета.

Ежегодная проверка на обесценение принесет пользу инвесторам, поскольку позволит судить, была ли оправдана стоимость приобретения предприятия, а так же поможет представить пользователям лучшее понимание о любых изменениях гудвила с течением времени, тем самым улучшая их способность оценивать будущую рентабельность фирмы и её денежные потоки.  Однако легче сказать, чем выполнить эту проверку. Компаниям придется не только выделять значительные ресурсы проверки на обесценение гудвила, для этого сначала необходимо обучить персонал. Если есть сопоставимые организации рынке, то гудвил приобретенной компании легче оценить, однако и в этом случае оценка будет очень субъективной, ведь деловая репутация сильно отличается от нематериальных активов и, во многом зависит от рыночного восприятия и стратегии предприятия.

Можно выделить несколько атрибутов, указываемых на обесценение деловой репутации [1, 2, 6]:

– значительное уменьшение рыночной стоимости актива по отношению к  ожидаемому удешевлению с течением времени;

– существенные изменения,  непосредственно оказывающие влияние на хозяйственную деятельность организации (например, изменения в законодательстве,  негативные последствия действий конкурентов и т.п.;

– превышение балансовой стоимости чистых активов организации над рыночной капитализацией;

– устаревание или износ основных средств, а так же их повреждения.

Тестирование гудвила на обесценение в рамках американского законодательства происходит в несколько этапов [4, 6].

На первом этапе определяется актив или группа активов, которые подлежат тестированию на обесценение. Гудвил может быть включен в группу активов для данного вида тестирования только тогда, когда она соответствует отчетной единице (reporting unit) для целей тестирования на обесценение гудвила.

На следующем этапе необходимо протестировать актив на возмещаемость.  При этом необходимо тестировать только те будущие денежные потоки, которые непосредственно связаны с учетом этого актива или группы активов на протяжении их срока полезного использования. Иначе говоря, при тестировании внеоборотных активов прогнозы денежных потоков не должны учитывать инвестиции в оборотные активы или погашение заемных средств. Прогноз будущих денежных потоков может основываться на предположениях самой фирмы об использовании данной группы активов. Период распространения прогноза должен соответствовать остаточному сроку полезного использования актива.

В случае, если тест на возмещаемость выявил превышение балансовой стоимости фирмы, то следующим этапом является оценка справедливой стоимости актива в порядке, который установлен американским стандартом «Оценка по справедливой стоимости» (Statement of financial accounting standards №157 – SFAS157) на основе иерархичной информации – котировок идентичных активов,  сведений рынков, доступных для идентичных активов, внутренней информации компании.

После оценки группы активов, участвующих в тестировании на обесценение гудвила, необходимо выделить отчетную единицу, то есть сегмент фирмы, либо фирма в целом.

Следующий шаг – определение балансовой стоимости активов фирмы, которая включает в себя, в частности, гудвил. Ключевой момент на данном этапе – непосредственное отнесение гудвила к отчетной единице. Данное обстоятельство позволяет увидеть достигнутый синергетический эффект при слиянии или поглощении фирм.

Если в ходе тестирования было выявлено, что справедливая стоимость фирмы  ниже балансовой, необходимо сравнить балансовую стоимость гудвила с его ожидаемой величиной. Таким образом, можно оценить активы и обязательства, не учитываемые в балансе организации, в частности, это могут быть внутренне созданные нематериальные активы, условные обязательства и т.п..

Коммерческий (Торговый) кодекс, принятый в 1985 г., является основным источником нормативного регулирования бухгалтерского учета в Германии. Коммерческий кодекс предписывает отражение в балансе приобретенных у третьих лиц  нематериальных активов, при этом не учитываются внутренне созданные неосязаемые активы, в частности, внутренне созданная деловая репутация.  Гудвил, полученный путем консолидации может списываться на дату совершения сделки слияния или поглощения за счёт капитальных резервов или амортизироваться на протяжении предполагаемого времени, когда он будет приносить доход. Бэдвил  позиционируется как кредиторская задолженность [8].

Законодательство Великобритании допускает два основных подхода к методике определения деловой репутации [6, 8]: 1) гудвил признается активом, приобретенным за определенную плату, который необходимо учитывать подобно другим нематериальным активам; 2) гудвил не признается активом.

Согласно первому подходу гудвил есть не что иное, как расходы будущих периодов – уплата за консолидацию фирм, способная приносить прибыль в будущем. Данный подход позволяет манипулировать показателями финансовой отчетности, последовательно уменьшая налогооблагаемую базу.

Второй подход предполагает списание стоимости гудвила в момент консолидации фирм.

Бэдвил согласно британской системе учета является зеркальным отражением гудвила, что означает списание бэдвила  на счет прибылей и убытков в течение ожидаемых убыточных периодов.

В некоторых странах гудвил признается нематериальным активом, вследствие чего он подлежит амортизации, так, согласно законодательству, в Греции и Бельгии срок амортизации не должен превышать 5 лет, а в Италии, Испании, Нидерландах и Швеции  – 10 лет, в Австралии и России – 20 лет, в США – 40.  В Италии расходы на исследования и разработки и рекламу капитализируются, т.е. не списываются сразу на текущие расходы, а отражаются в активе баланса. Оценка гудвила возможна только при покупке или продаже компании [4, 6, 8].

Таким образом, можно констатировать, что в современных нормативно-правовых актах развитых стран существуют два основных подхода к признанию и оценке гудвила: признание его в качестве амортизируемого актива с дальнейшей амортизацией и признание его в качестве неамортизируемого актива с дальнейшим тестированием на обесценение.


Библиографический список
  1. Генералова,  Н.В.,Гудвилл в финансовой отчетности по МСФО / Н.В. Генералова, Н.А. Соколова // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – № 16 (262). – С. 16-28.
  2. Генералова, Н.В. Учет обесценения активов на примере обесценения гудвилла как область применения профессионального суждения / Н.В. Генералова, Н.А. Соколова // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 26 (320). – С. 2-14.
  3. Генералова Н.В., Соколова Н.А. Логика признания и первоначальной оценки гудвила по МСФО // Аудиторские ведомости. – 2014. – №7. – С. 22-40.
  4. Гусев, Е.В. Генезис дефиниции гудвила / Е.В. Гусев, А.Е. Иванов, Е.Ю. Саломатина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. – Т. 8. – № 2. – С. 13-19.
  5. Иванов, А.Е. Внутренне созданная деловая репутация компании как условный актив / А.Е. Иванов // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 26 (224). – С. 28-33.
  6. Иванов, А.Е. Гудвилл в финансовой отчетности: сравнительный анализ национальных норм / А.Е. Иванов, Е.Ю. Саломатина // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – №12(306). – С. 16-25.
  7. Иванов, А.Е. Деловая репутация компании (гудвил) как проекция синергетического эффекта ее деятельности на финансовую отчетность / А.Е. Иванов // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 34 (280). – С. 18-26.
  8. Иванов, А.Е. Обзор эволюции взглядов на оценку и признание деловой репутации организации / А.Е. Иванов, Е.Ю. Саломатина // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции. – 2013. – № 1. – С. 156-160.
  9. Соколова, Н.А. Загадки гудвилла / Н.А. Соколова // Финансы и бизнес. – 2005. – №1. – С. 108-112.


Все статьи автора «Updater»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: