Одной из проблем в современном российском государстве является преступность среди молодежи, которая уже длительное время не теряет своей остроты и актуальности. Принимаемые правоохранительными и судебными органами меры борьбы с преступлениями среди подростков в настоящее время не обеспечивают решения проблемы преступности несовершеннолетних лиц.
В настоящее время одной из причин роста преступности в современном мире является низкий уровень правовой культуры гражданского общества. В самом общим виде «культура общества» (лат. Cultura – воспитание) – область человеческой деятельности, связанные с человеком, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) [1]. Правовая культура – это часть культуры общества, включающая в себя правовые ценности. Правовая культура включает в себя несколько элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе [2].
В целях борьбы с преступностью среди молодежи и ее профилактике в России необходимо повышать уровень правовой культуры среди подростков; внедрять в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство элементы ювенальной уголовной юстиции (социальная диагностика личности несовершеннолетнего подсудимого (обвиняемого); применение альтернативных методов разрешения споров с участием подростков (примирительные процедуры, в том числе при содействии специальных служб); специализация судей по делам несовершеннолетних и др.) [3].
Во второй половине XIX в. в США получила развитие концепция, согласно которой несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода и обращения. Первым законом в области юстиции несовершеннолетних стал закон штата Массачусетс 1869 г., который установил требование изолированного содержания несовершеннолетних в зале суда, а также рекомендовал рассматривать дела несовершеннолетних преступников отдельно от остальных дел [4]. В последствие аналогичный закон был принят в штате Нью-Йорк, а в 1899 г. в г. Чикаго (штат Иллинойс) был учрежден специальный суд для рассмотрения дел несовершеннолетних. «Нормы об учреждении данного суда не только обобщили правила об отдельном рассмотрении дел несовершеннолетних, уже существовавшие ранее, о пробации и раздельном содержании несовершеннолетних в исправительных учреждениях, но и, как отмечал известный американский юрист П. Таппен, положили начало созданию концепции защиты несовершеннолетнего и заботы о нем в области уголовной юстиции» [5]. В настоящее время в каждом штате существует специальный суд по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц, совершившее противоправные деяния.
Представляется, что внедрение ювенальных технологий по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц должно в определенной мере заменить существующее на сегодняшний день карательное правосудие, которое является достаточно затратным, не эффективным, не способным достичь основные цели наказания. После отбытия наказания в виде лишения свободы несовершеннолетний в большинстве своих случаях повторно совершает преступное деяние, вследствие чего наказание по минимуму достигает закрепленные в статье 43 Уголовного кодекса РФ цели.
При отправлении ювенального правосудия судья должен обладать познаниями в области детской (подростковой) психологии и педагогике; привлекать к участию в рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц социальных работников, психологов, педагогов, детских врачей, с целью выявления причины, которая подтолкнула подростка на совершение преступления, а в связи с этим применить к этому лицу необходимые социально-реабилитационные и восстановительно-воспитательные методики. В этом случае у судьи появляется возможность учесть в своем решении посткриминальное поведение подсудимого, предпринятые им шаги по нейтрализации негативных последствий совершенного им противоправного деяния.
При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судами необходимо использовать и внедрять ювенальные технологии, которые будут направлены на применение к подростку социально-реабилитационных и восстановительно-воспитательных программ, профилактику рецидива преступности. Внедрение ювенальной (восстановительной) юстиции возможно путем: создания специализированных судебных составов по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц с привлечением социального работника (социальные работники должны готовить доклад суду о личности несовершеннолетнего, которые должны будут учитываться судом при принятии решения по делу); подготовки и рассмотрения материалов о помещении подростков (совершивших преступное деяние) в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием и в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; сокращения «карательного правосудия», проведения примирительных процедур восстановительного правосудия, назначения принудительных мер воспитательного воздействия и наказаний в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, которые отбываются в обществе; оказания помощи семье несовершеннолетнего в его исправлении, преодолении последствий противоправного поведения подростка; проведения в соответствии с внедрением «восстановительного правосудия» в отношении подростков социально-реабилитационных и восстановительно-воспитательных методик; создания социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних на базе органов местного самоуправления, с целью оказание помощи в адаптации несовершеннолетнему лицу в произошедшей криминальной ситуации.
При рассмотрении уголовных дел к несовершеннолетнему лицу необходимо применять принудительные меры воспитательного характера путем взаимного сочетания средств и методов социально-реабилитационных и восстановительно-воспитательных программ.
Борьба с преступностью подростков и её предупреждение – это, в первую очередь, «важнейшая общегосударственная задача, для реализации которой требуются усилия всех субъектов профилактики, действующих в Российской Федерации»[6]. Необходимо согласится с мнением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым: «Распространено ошибочное мнение непосвященных лиц, что ювенальная юстиция разрушает семьи, но на самом деле она их укрепляет» [7].
Исходя из основ государственной политике Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан «одним из путей развития российского правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия, является высокий уровень правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов» [8].
В настоящее время в нашем государстве недостаточный уровень правовой культуры и правосознания среди молодежи, растет правовой нигилизм граждан РФ, который приобрел широкие масштабы в различных сферах повседневной жизнедеятельности людей. Все это является серьезной проблемой обеспечения принципов верховенства права, роста преступности среди не только несовершеннолетних лиц, но и граждан достигшего возраста 18 лет. По мнению одного из крупнейших юристов современности, государственного и общественного деятеля, Алексеева С.С.: «Правовая культура – представляет собой своего рода «юридическое богатство». Она характеризует общую атмосферу права, воплощение в жизни общества социально полезных свойств и особенностей права» [9].
При таком подходе внедрение ювенальных технологий, в том числе и применение восстановительного правосудия при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц в целях защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, повышения их правовой культуры, не только обеспечит достижение цели наказания несовершеннолетнего лица, но и значительно снизит уровень детской и подростковой преступности.
Библиографический список
- Википедия: Культура [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0 (дата обращения: 27.09.2014).
- Правовая культура. Онлайн Библиотека. [Электронный ресурс] // URL: http://www.xserver.ru/user/pravk/ (дата обращения: 27.09.2014).
- Попаденко Е.В. Альтернативные способы разрешения уголовно-правовых конфликтов: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. – Краснодар, 2008. – С. 5; Марковичева Е.В. Проблемы подготовки уголовных дел в отношении несовершеннолетних к судебному разбирательству в контексте внедрения ювенальных технологий. – Орел, 2008;
- Нека Л.И. Вопросы ювенальной юстиции в Соединенных Штатах Америке. СПС: «Консультант Плюс», 2011. С. 2.
- Нека Л.И. Вопросы ювенальной юстиции в Соединенных Штатах Америке. СПС: «Консультант Плюс», 2011. С. 2.
- Лелеков В.А. Реализация государственных программ по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева // Российская юстиция. – 2011. – №2. – С. 36 – 37.
- Материалы сайта Ростовского областного суда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rostoblsud.ru/to_4453503.
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан «Российская Газета» – Федеральный выпуск №5527 от 14 июля 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2011/07/14.html (дата обращения: 27.09.2014).
- Культура и право. [Электронный ресурс] // URL: http://kultura-prava.ru/ (дата обращения: 27.09.2014).