Степень влияния гражданского общества зависит от правовой среды, а именно от предоставленных правовых гарантий, которое государство предлагает для осуществления его деятельности. Основные права, которые должны быть доступными для граждан в демократических странах, предоставляются, но не ограничиваются ими: свобода ассоциаций; свобода выражения мнений; свобода выражения деятельность без вмешательства государственных структур; свобода для сотрудничества и налаживания связей с другими местными и международными организациями и т.д. Право на осуществление этих свобод также должна быть гарантирована для юридических лиц – общественных организаций, предприятий – которые решили сотрудничать для продвижения их общей цели, будь то в пользу широкой общественности или в интересах малой группы. Организации гражданского общества должны пользоваться правом внутренней организации – на основе демократических принципов и законодательства своего государства, с другой стороны – без вмешательства государственных структур или других сторон в их деятельность. Государство должно защитить организации гражданского общества из других партий, которые угрожают их деятельности. Государственные органы могут вмешиваться в работу гражданского общества, только если это предусмотрено законом, в случаях, когда действия нормативно-правового акта носят исключительный характер, т.е. в не соответствии с демократическими принципами или когда государственная безопасность находится под угрозой, когда свобода других находится под угрозой, для предотвращения преступлений и т.д. Эти права должны быть гарантированы для всех граждан страны, независимо от возраста, пола, этнической принадлежности, социального статуса и т.д.
Известный российский ученый Ю. А. Тихомиров [1, с. 5] утверждает, что в масштабных и динамичных процессах в современном мире особую актуальность приобретает возможность предвидения будущих явлений. В полной мере это относится к прогнозированию общественных явлений, в том числе в правовой сфере. Под правовой системой преимущественно понимают право, господствующую правовую идеологию и юридическую практику, то под правовой жизнью предлагается понимать форму социальной жизни, выражающуюся в основном в правовых актах и правоотношениях, характеризующую специфику и уровень правового развития общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов [2, с. 51].
Так, А. В. Скоробогатов в своей статье [3, с. 18] пишет, что гражданин по-прежнему уверен, что при наличии субъекта, который выше его по авторитету или по положению, именно он должен решить его проблему, а следовательно, можно отказаться от ее решения, возложив эту ответственность на указанного субъекта, то есть в 1990-е гг. таким субъектом выступали неформальные лидеры, то в 2000-е гг. это было перенесено на представителей государства. Но и в том, и в другом случае граждане уверены, что решение их вопроса невозможно осуществить без определенного подношения (взятки).
Гражданское общество играет важную роль в поддержке демократии и верховенстве закона [4, с. 128]. Кроме того, общественные организации предоставляют возможность для сообществ с различными этническими, религиозными, культурными и расовыми направлениями прийти к общей цели и работать совместно. Существование благоприятной нормативно-правовой базы делает его практически для таких социальных групп, чтобы эффективно функционировать. Важно обратить внимание на различие между понятиями «гражданские права» и «гражданские свободы». В юридической литературе понятие «гражданские права» традиционно вращается вокруг основного – права на свободу от неравного обращения на основании определенных охраняемых характеристик (расы, пола, национальности, происхождения и т.д.). К понятию «гражданские свободы» относятся основные права и свободы, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Закон имеет важное значение для гражданского общества. По всему миру, закон определяет социальные границы и нормы, а также регулирует политическое и экономическое развитие.
Правовая культура [5, с. 152] относится к общим ценностям, отношениям, стандартам и убеждений, которые характеризуют представителей юридической профессии и определяет его природу.
В принципе, сознание существует в обществе, социальной группе и в человеке. Есть различные формы общественного сознания (политические, правовые, нравственные, этнические, эстетические, религиозные и т.д.), через которые люди осознают окружающий мир. Все формы общественного сознания определяются социальной средой и эти формы сами влияют на процессы, происходящие в обществе.
Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, мнений и традиций, которые отражают отношение людей к правовым вопросам в обществе. Разработка и реализация законов в обществе происходит через посредство осознания, так как любой конкретный закон разрабатывается и реализуется. Правосознание играет важную роль в развитии императивной модели поведения. Это осуществляется путем экстенсивного изучения мнения людей по ряду экономических, политических, этических, религиозных и других отношений на уровнях общества в целом, социальных групп и конкретного человека. Правосознание оценивает существующий закон, а также имеет образ желаемого или идеального закона.
При исследовании структуры правосознания, нужно различать зависимость его элементов по степени развития общества, роль и значение этих элементов в обществе, виды правовых отношений, и те которые, подпадают под действие закона, должны быть рассмотрены.
В общении со структурой правового сознания своей динамичностью в силу объективных и субъективных факторов, должны быть рассмотрены. Правовое сознание может быть выражена многими способами. Оно включают в себя:
1) уход концепций различных элементов правового сознания из понятия правового сознания в целом;
2) разногласия между элементами, такими как конфликты между правовыми нормами и правового сознания;
3) преобразование правового сознания в силу социально-политических изменений. Изучение таких внутренних изменений помогает в понимании развития правового сознания.
Правосознание можно классифицировать по многим критериям. В криминологии это деление на:
1) теоретическое и практическое правовое сознание в зависимости от степени и глубины, на которую социальная среда отражается;
2) правовая идеология и правовая психология, имея в виду социальные функции правового сознания;
3) специализированное и внутреннее правовое сознание в зависимости от степени, в которой социальные отношения отражаются;
4) социальное, групповое и индивидуальное правовое сознание на основе правового сознания человека.
Практическое и теоретическое правосознание проявляется в двух уровнях социальных отношений: восприятие событий и восприятияе социальной природы права, практическое правосознание непосредственно отражает общественное бытие и юридические вопросы по основам опыта людей. Практические правовые взгляды ограничены в пределах повседневной жизни людей. Как правило, эти взгляды выражаются на эмпирическом уровне посредством достижения понимания в обществе о правах и обязанностях человека, о правомерности и правовового порядка. Теоретическое правовое сознание является постоянной системой знаний на основе закона, который направлен на выявление сущности и правил в правовой жизни общества.
Если социальное правовое сознание отражает реальность отношение с законом крупных социальных групп, классов и народов, то специализированное правовое сознание является юридическим сознанием в узком кругу людей, где главными представители общества являются специалисты юридической специальности.
Для того, чтобы понять роль правового сознания в обществе, на основе социальной активности людей, необходимо учитывать уровни индивидуального правосознания. Правовое сознание общества происходит и существует в правовом сознании личности. Анкетирование будет наиболее подходящим методом для изучения группового правового сознания. Индивидуальное правовое сознание не в состоянии понять разнообразие правовых вопросов в разные периоды, оно только отражает несколько, более важных характеристик. Правового сознания того или иного лица находится под влиянием жизни или условиями труда человека на определенной территории и в определенный период времени. Условия не одинаковы для всех, и это непосредственно отражается на правовом сознании индивида. Различные условия жизни является основным фактором, который определяет уровень правового сознания конкретного человека и который должен быть рассмотрен в правовом воспитании.
Библиографический список
- Тихомиров Ю. А. Прогнозы и риски в правовой сфере / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. М.: ИНФРА-М. V. 2. I. 3. C. 5-17.
- Малько А. В. Правовая система и правовая жизнь общества / А. В. Малько // Журнал российского права. М.: ИНФРА-М. V. 2. I. 7. C. 51-59.
- Скоробогатов А. В. Правопонимание как элемент правовой реальности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. Т. 1. № 1 (15). С. 16-22.
- Хайрутдинова Л. Р. Перспективы развития институтов гражданского общества в россии: иллюзия или реальность?[ ВУЗ. XXI век. 2014. Т. 1. № 1 (44). С. 128-132.
- Покидышева И. В. Понятие и структура правовой культуры // Научные чтения – 2011: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 24 марта 2011 г.). – М., Казань: РПА Минюста России, 2011. С. 152-156.