В законодательстве и науке не дается полного определения клинического юридического образования, которое бы отражало все его существенные и отличительные свойства. Для того чтобы понять сущность данного определения его необходимо рассмотреть через другие понятия.
Многие авторы, рассматривая данный термин, говорят о его соотношение с определениями образование и обучение.
Связь данных понятий заключается в том, что они направлены на приобретение знаний, навыков и опыта в той или иной деятельности.
Рассматривая другие точки зрения ученых, следует заметить, что нет однозначного решения по поводу определения клинического образования.
Мы придерживаемся к следующей точки зрения, что под клиническим юридическим образованием понимается учебный курс профессиональной подготовки юристов,которая реализуется на базе юридических клиник, созданных при вузах , где студенты-юристы под руководством преподавателей безвозмездно оказывают правовую помощь малоимущим гражданам. На мой взгляд, данное понятие наиболее полно раскрывает всю сущность содержания термина клиническое юридическое образование.
Говоря о данном определение нам необходимо выделить основные задачи и цели клинического образования. Основными задачами является: восполнить пробел, возникающий между полученными теоретическими знаниями и применением их на практике; нравственное формирование будущего юриста как социально активной личности;оказание студентами бесплатной юридической помощи;формирование профессиональной этики;повышение ответственности студентов к выполняемой работе; приобретение навыков сотрудничества между студентами, а так же студент – клиент и студент – преподаватель.[3,138-146]
Характеризуя клиническое юридическое образование необходимо выделить преимущества и недостатки развития клинического образования в России.
К преимуществам можно отнести следующие.
- студенты приобретают необходимые профессиональные навыки;
- практический опыт работы содействует трудоустройству выпускающимся студентам;
- формирует у студентов ответственность перед обществом;
- множество юридических клиник, организованны на базе коллегий адвокатов, которые способствуют разгрузки профессионалов от консультирования малоимущих клиентов;
- юридическая клиника, работая на базе юридического факультета вуза, выполняет социальную роль и таким образом помогает Вузу занять достойное место в сообществе.
К недостатку клинического юридического образования можно отнести:
Во-первых, недостаточный опыт студентов, работающих на базе юридических клиник.
Во-вторых, это проблема увеличения с каждым годом желающих получить бесплатную юридическую помощь, что приводит к уменьшению работы адвокатов.
Третий недостаток связан с тем, что клиент порой приходит в клинику не как субъект, чье право нарушено, а как человек, которому необходимо поделиться с остальными людьми своими житейскими проблемами.
Четвертый недостаток — это недостаточная выработка методического материала в сфере юридического клинического образования.
Пятый недостаток связан недостаточной грамотностью граждан, обращающихся в юридическою клинику, что осложняет работу клиницистов.
Шестой недостаток – это недостаточное финансирование юридических клиник со стороны государства.
Изученные преимущества и недостатки показывают на необходимость развития юридического клинического образования в России, а также заимствование опыта у зарубежных стран.
Таким образом, анализируя особенности клинического юридического образования можно сделать выводы о том, что клиническое образование это один из этапов из жизни студента позволяющий им научиться ни только качественно и эффективно оказывать юридическую помощь, но предоставляет возможность совершенствовать свои знания и получать практические навыки во время обучения в вузе.
Библиографический список
- Лоджук М.Т. Юридическое клиническое образование студентов в современной Украине // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2013. – № 3. – С.41-42.
- Худойкина Т.В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. -2014, №1(74), С.19-24.
- Худойкина. Т.В. Формирование системы бесплатной юридической помощи в регионах Приволжского федерального округа // Регионология. -2014, № 1, С. 138-146.
- Худойкина. Т.В. Законодательные основы и практические проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия // Финноугорский мир. – 2013, № 3(16), С. 115-119.