В отечественной юридической науке вопрос о соотношении юридической и законодательной техники до сих пор остается открытым. Главным образом, это связано с отсутствием единого подхода к пониманию терминов «юридическая техника» и «законодательная техника».
Современные исследователи выделяют несколько подходов к понимаю терминов юридическая и законодательная техника:
Существует инструментальный подход. В рамках данного подхода, юридическая техника рассматривается как совокупность средств приемов, используемых в соответствие с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.
При этом в литературе выделяют основные элементы юридической техники: приемы, средства, правила, способы и методы. Но данный вопрос является дискуссионным, так как разные авторы перечисляют различный набор элементов.
Говоря о предмете следует заметить,что учеными так же выработано два основных подхода:
1. Документационный подход;
2. Деятельностный подход.
Исследуя отечественную практику законотворчества и правоприменения, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий эффективного совершенствования законодательства является овладение участниками законотворческой деятельности системой определенных требований к процессу формирования и совершенствования системы нормативно – правовых актов. Эти требования как единый комплекс принципов, приемов и методов воплощается в отрасли знаний, именуемой законодательной техникой.
Как отмечает Т.В. Худойкина “Необходимо стремиться к достижению высокого качества закона, его способности должны быть эффективным регулятором общественных отношений” [5, с. 63]
В юридической литературе так же существует множество подходов к понимаю термина законодательная техника.
В частности, Д. В. Чухвичев определяет законодательную технику как систему приемов, методов, способов и принципов создания и изменения системы нормативных правовых актов [6, с. 27].
И. Л. Брауде определяет законодательную технику, как правила о характере, структуре и языке нормативных актов [1, с. 15].
Законодательная техника включает в себя следующую структуру, состоящую их 3 подсистем:
- технику законотворческого познания;
- технику нормотворчества;
- технику анализа результатов законотворчества.
Говоря же о соотношение законодательной и юридической техник следует отметить, что они неразрывно связаны между собой.
Рассматривая определения данных понятий можно заметить схожесть их содержания. Под законодательной и юридической техникой понимается совокупность средств приемов, используемых в соответствие с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов.
Давыдова М.Л. под юридической техникой понимает систему профессиональных юридических правил и средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности в сферах правотворчества, правоинтерпретации, властной и не властной реализации права, обеспечивающих совершенство его формы и содержания [ 2, с. 50].
Кашанина Т.В под юридической техникой представляет собой правила ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов [3, c.86].
Чтобы правильно и безошибочно выполнить все требования в законотворческой деятельности, Т.В. Худойкина предложила ряд требований и правил юридической техники:
- целесообразная организация и логическая последовательность изложения нормативных предписаний, помещаемых в нормативном правовом акте;
- полное, адекватное выражение воли законодателя;
- простота и общедоступность языка нормативных правовых актов, “значение каждого правового понятия в тексте законодательного акта должно быть четко определено” [4, c.22] точность и конкретность используемой терминологии;
- лаконичность и емкость изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания;
- своевременное обнародование и вступление в силу законов и других правовых актов в соответствии с установленным порядком.
При сравнение структурных элементов данных понятий, видно, что они совпадают. Соответственно, можно сделать вывод, что законодательная техника может рассматриваться либо как аналог юридической техники, либо как важнейшая, основополагающая часть этого юридического института.
Таким образом, стоит отметить, что понятие законодательной техники шире, чем понятие юридическая техника и включает в себя не только приемы, способы, правила создания нормативно-правовых и иных юридических актов, но и определенные действия, стадии, этапы, обусловливающие процесс подготовки, обсуждения, принятия, опубликования соответствующих юридических актов.
Библиографический список
- Брауде И. Л. Очерки законодательной техники. М., – 1958. – 105 с.
- Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии : монография / М.Л.Давыдова ; ГОУВПО ” ВолГУ”. – Волгоград : Изд-во ВолГу,2009.- 318 с.
- Кашанина Т.В. Юридическая техника:учебник / Т.В. Кашанина.-2-еизд.,пересмотр. – М.: Норма : ИНФРА – М,2011.- 496 с.
- Худойкина Т.В. Стабильность закона или законодательства? (теоретические и практические аспекты) //Журнал российского права. – 2000. – №9. – С.18-28.
- Худойкина Т.В. Юридическая конфликтология : учебное пособие / Т.В.Худойкина, А.А.Брыжинский. Саранск,2008.-224 с.
- Чухвичев Д. В. Законодательная техника: учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по направлению Юриспруденция. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012 – 415 с.