УДК 349.444

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Акунина Ольга Михайловна
Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет
к.э.н., доцент

Аннотация
В статье выполнен анализ существующих подходов, методов и форм воспроизводства жилищного фонда, применяемых в зарубежной практике и на его основе исследован опыт государственного регулирования реконструктивных мероприятий в жилищной сфере в разных странах.

Ключевые слова: воспроизводство, жилищная сфера, модернизация, реконструкция


FOREIGN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF REPRODUCTION HOUSING

Akunina Olga Mihajlovna
St. Petersburg State University of Trade and Economics
Cand. of Ec. Sc., associate Professor

Abstract
The article analyses the existing approaches, methods and forms of reproduction of the housing stock, applied in international practice and based on tested experience of State regulation of reconstructive interventions in the housing sector in different countries.

Библиографическая ссылка на статью:
Акунина О.М. Зарубежный опыт государственного регулирования воспроизводства жилищного фонда // Политика, государство и право. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/03/2521 (дата обращения: 10.09.2024).

Реконструкция и обновление жилищного фонда – одна из самых важных задач в области жилищной политики любой страны. Зарубежный опыт строительства и воспроизводства жилищного фонда отличается от отечественного. Рассмотрим его на примере стран Европы, в частности Скандинавии, стран с высоким уровнем обеспеченности населения комфортным жильем. Например, основная часть жилых зданий в Финляндии находится в частных руках. Количество зданий в собственности государства, а так же общественных зданий составляет всего 13% от фонда недвижимости [1]. Наиболее крупными собственниками зданий являются банки и страховые компании. Весь фонд недвижимости в этой стране является достаточно молодым в международном масштабе. Средний возраст зданий составляет менее 20 лет. В основном многоквартирные дома были построены после 1970 года, правильно эксплуатировались и сейчас находятся в отличном состоянии. Малоэтажные дома на несколько семей почти на 85% построены после 1980 года. Основная часть старого фонда (до 40-х годов) находиться в столице этой страны.

Другая страна Скандинавии – Швеция, так же может похвастаться состоянием жилищного фонда. Обращаясь к истории строительства Швеции, нельзя не обратить внимание на то, что в середине 60-х годов правительство страны поставило задачу скорейшего решения жилищной проблемы, сложившейся из-за роста населения и долгой продолжительности жизни в стране [2]. Правительство Швеции предложило «программу миллиона». Суть этой программы заключалась в том, чтобы стимулировать жилищное строительство в размере 1 миллиона квартир за 10 лет. Темпы нового строительства начали стремительно расти и достигли своего максимума к середине 75-х годов прошлого столетия. Темпы строительства были колоссальны. Тогда, в год строилось 120 – 130 тысяч квартир. После достижения поставленных результатов, в середине 80-х годов число квартир, вводимых в эксплуатацию в год, не превышает 30 тысяч. Однако, несмотря на значительное снижение объемов нового жилищного строительства, объем инвестиций в эту сферу не уменьшился. Так же, на фоне уменьшения объемов нового жилья, произошла переориентация форм в сфере воспроизводства жилищного фонда. Основными способами восстановления жилого фонда стала перестройка старого жилья, его модернизация и реконструкция.Более 40% площади представляют собой дома на несколько семей. Обычно эти квартиры находятся в частном владении. Еще 40% жилья находится в найме. Остальные принадлежат кооперативам [3].

Такая «кооперативная политика» в жилищной сфере, как представляется, является достаточно интересным способом быстрого и доступного восстановления жилищного фонда. Данный вид собственности подразумевает членство или партнерство в некоммерческой ассоциации. Задача такой организации состоит в обеспечении ее членов жильем, как правило, в многоквартирном доме [4]. При этом члены кооператива принимают непосредственное участие в строительстве, вкладывают свои средства в строительство жилья и, возможно даже, привлекают заемные средства. После получения квартир, все члены обязаны ежемесячно производить выплаты на покрытие займов партнерства, а также нести расходы по содержанию и техническому обслуживанию своего жилья, что в последствии, увеличит срок эксплуатации дома. Сегодня в России существует значительный опыт кооперативного жилья [5]. Но, к сожалению, законодательная база, необходимость привлечения дополнительных инвестиций, высокие банковские проценты являются большими препятствиями на пути к совершенной системе кооперативного строительства.

Рассмотрим еще одну немаловажную особенность рынка жилой недвижимости – это налоговое законодательство. Например, жилищный фонд Швеции, являясь объектом недвижимости, облагается налогом. Данный налог платят собственники жилья, независимо от того, проживают они в нем или сдают в аренду. Величина данного налога неодинакова. Она зависит от статуса его владельца и направления использования жилья [6]. Если человек сдает в аренду, принадлежащую ему недвижимость, то платит налог больше, чем собственник, непосредственно проживающий в нем. За счет этого, сумма налоговых выплат направляется государством на выплату жилищных пособий и строительство нового, в основном социального, жилья, тем самым непрерывно поддерживая нормальное состояния жилищного фонда в целом по стране [7]. В России же, недостаточно развито налоговое законодательство в сфере жилой недвижимости.

Таким образом, следует выделить несколько основных особенностей воспроизводства жилищного фонда в развитых европейских странах:

  • Государственное регулирование в сфере недвижимости находится на высоком уровне с применением:
    • нормированной налоговой политики;
    • субсидированием и льготным кредитованием малоимущего населения;
    • эффективных методов привлечения инвестиций для строительства нового жилья.
  • Проводится политика возмещения затрат на ремонт, содержание и техническое обслуживание жилищного фонда за счет квартирной платы, учитывая сдаваемый в аренду жилой фонд.
  • Действует система перераспределения средств в жилищной сфере за счет взимания налогов на жилищную недвижимость с ее владельцев, для направления полученных сумм на жилищные пособия.
  • Наблюдается привлечение большого объема частных инвестиций за счет совершенной законодательной базы и минимизации рисков на рынке жилой недвижимости.

Безусловно, состояние жилищного фонда в России в настоящее время существенно отличается от ситуации, например, в Европе. В основном это связано с тем, что за последние сто лет Россия перенесла ряд больших реформ, смену правительства и законодательства. Единственной формой восстановления жилищного фонда в стране долгое время являлось новое строительство. И наряду с этим, наблюдалось отсутствие таких форм, как модернизация и реконструкция. В связи с этим сегодня в России наблюдается неудовлетворительное состояние жилищного фонда. В 20-х годах XXI века потребуется полная замена фонда «массовой застройки», т.е. полная ее ликвидация. Эффективное решение всех проблем реконструкции и обновления сложившейся городской застройки возможно лишь при системном их рассмотрении, с учетом зарубежного опыта и сложившихся российских традиций и принципов ее формирования.


Библиографический список
  1. Селютина Л.Г. Инновационный подход к управлению инвестиционными процессами в сфере воспроизводства жилищного фонда // Современные технологии управления. -2014. – № 11. – С. 37-41.
  2. Селютина Л.Г. Современные аспекты процесса управления инвестиционной деятельностью в сфере воспроизводства жилищного фонда // Paradigmata poznani. – 2014. – № 2. – С.28-30.
  3. Соколова Т.В. Государственная жилищная политика: социальное измерение. М.: Издательство Либроком. 2009. – 288 с.
  4. Селютина Л.Г. Моделирование процесса аккумуляции инвестиционных ресурсов в жилищную сферу // Экономика строительства. – 2002. – № 12. – С.25-33.
  5. Селютина Л.Г., Булгакова К.О. Развитие некоммерческого жилищного фонда как способ формирования доступного и комфортного жилья в Санкт-Петербурге // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 374-376.
  6. Федоров В. Б. Реконструкция зданий, сооружений и городской застройки. М.: ИНФРА-М, 2008. – 224 с.
  7. Селютина Л.Г. Методологические основы формирования и развития системы управления процессом преобразования жилого фонда крупного города // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2009. – № 2. – С. 212-218.


Все статьи автора «Акунина Ольга»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: