Юридическая литература и средства массовой информации в последнее время свидетельствуют о том, что коррупция в различных сферах жизнедеятельности современного российского общества, в т.ч. в сфере труда, стала одной из серьезных угроз, препятствующих гармоничному развитию государства [1, с. 5]. В российском обществе коррупция приняла массовый характер, стала активно проявляться в многообразных формах и видах. В связи с этим ее общественная опасность (вредоносность) для поступательного развития государственных институтов и институтов гражданского общества становится очевидной.
Т. И. Шукайло идет еще дальше и обращает внимание на то, что сегодня коррупция приняла более масштабный характер и вышла на международный уровень. Согласно его высказыванию, «среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых является проблема коррупции» [2, с. 186]. В. В. Моисеев и В. Ф. Ницевич также полагают, что масштабы распространения коррупции и усиление внимания всего мирового сообщества к этому негативному явлению «превратили коррупцию в глобальную проблему современности» [3, с. 178].
Если обратиться к международным нормативным правовым актам, то в принятой в г. Страсбурге 4 ноября 1999 г. Конвенции «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» [4] коррупция определена как просьба, предложение, дача или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового. Как видим, данная Конвенция трактует коррупцию как подкуп.
Следует отметить, что Россия не участвовала в подписании Конвенции Совета Европы по гражданско-правовой ответственности за коррупцию, однако вошла почти во все международные организации для противодействия глобальной коррупции и обязалась исполнять их решения. В частности, Россия подписала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.). Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) была подписана 31 октября 2003 г. и ратифицирована в 2006 г. [3, с. 180].
Что же касается российского законодательства, то под коррупцией Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. [5] понимает злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1).
Данный закон содержит обновленное и более расширенное определение коррупции, что, безусловно, обусловливается тем, что современное представление о коррупции не может сводиться к отражению лишь таких ее преступных проявлений, как подкуп, продажность и т.п. По словам Т. И. Шукайло, «сегодня обвинения в коррупции часто соседствуют с обвинениями в других, связанных с ней преступлениях, и их трудно отделить друг от друга, а в некоторых делах элемент коррупции только присутствует, но не является определяющим» [2, с. 186].
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время коррупция представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и неоднозначно понимаемое социальное явление, обладающее уникальными адаптивными способностями, в связи с чем достаточно сложно сформулировать универсальное, всеобъемлющее и точное ее определение. Это обусловливается также тем, что коррупция имеет исторический характер, развивается во времени и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны.
В специальной литературе повсеместно встречаются высказывания о том, что в современном российском обществе коррупция приняла массовый характер, стала активно проявляться во всех сферах нашей жизни. Поскольку сложившаяся ситуация с обеспечением трудовых прав в современной России может быть охарактеризована как сложная и противоречивая, справедливо возникает вопрос, связаны ли вопросы практической реализации норм действующего российского трудового законодательства с коррупционным поведением в сфере труда?
По этому поводу можно отметить, что тема коррупции в сфере труда на данный момент мало исследована. Ряд ученых вообще отрицают наличие коррупции в социально-трудовых отношениях, утверждая, что коррупцией охвачен только публичный сектор, а именно деятельность властных органов.
Действительно, термин «коррупция» применяется чаще всего по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Однако, по нашему мнению, коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью – властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. В связи с этим в литературе встречается и иное мнение, согласно которому «в трудовом праве стороны не равны, власть единоличного органа юридического лица – руководителя фактически слишком велика, что приводит к коррупционным проявлениям» [6, с. 52].
Следовательно, исходя из законодательного определения коррупции, а также того, что руководитель организации является представителем работодателя и должностным лицом, использующим организационно-распорядительные функции, можно считать, что коррупционные проявления в трудовых отношениях возможны и могут быть связаны непосредственно с действиями недобросовестного руководителя. Следует разделить позицию Н. А. Абузяровой, которая полагает, что «по существу коррупционером может стать любой недобросовестный работник, наделенный правом распределять ресурсы и оказывать услуги» [6, с. 57].
Как следует из всего вышесказанного, с позиции трудового права действия (бездействие) недобросовестного руководителя организации или иного лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, могут быть квалифицированы как коррупционные, если они связаны с совершением правонарушений в сфере труда и ущемлением прав работников в целях извлечь выгоду для себя или другого лица, руководствуясь личными связями и проч.
Подобное коррупционное поведение можно проследить в период заключения, исполнения, изменения или прекращения трудового договора. Проблема заключается в том, что коррупция в трудовом праве отличается повышенной степенью латентности, в связи с чем ее трудно искоренить.
В частности, среди коррупционных нарушений трудового законодательства следует назвать: фиктивное трудоустройство; протекция при приеме на работу; приоритетный прием на работу одних лиц за счет других; выдвижение работников по признакам родства и землячества, личной преданности, дружеских взаимоотношений и т.д.; всевозможные приношения по тому или иному поводу; незаконные удержания из заработной платы; стимулирующие выплаты одним лицам за счет других; использование служебного положения в целях личного обогащения и др.
Сложившаяся практика трудовых отношений в России показывает, что подобное отклоняющееся от официально установленных трудовым законодательством норм поведение зачастую выступает как способ существования человека, общества, социальной группы. По мере усвоения используемых норм поведения, нарушение трудовых прав граждан становится обычным социальным явлением, выраженным в массовых формах человеческой деятельности. Следует предположить, что продолжающийся экономический кризис способствует росту удельного веса преступлений против трудовых прав в числе прочих посягательств на конституционные права и свободы граждан. Такая общественная практика в сфере труда является нежелательной, поскольку представляет собой опасность для социальной стабильности и безопасности страны.
Не возникает сомнений в том, что несоблюдение законодательства, регламентирующего право граждан на труд, отчасти обусловливается несовершенством самих норм российского трудового права. В частности, источниками неправомерного поведения субъектов в сфере труда и нарушений трудовых прав граждан продолжают оставаться несовершенство действующих нормативных правовых актов о труде, несоответствие многих из них сложившимся экономическим и производственным отношениям, в т.ч. отсутствие действенных правовых механизмов, побуждающих субъектов общественных отношений воздерживаться от совершения противоправных действий в сфере труда [7, с. 45-49].
Поскольку состояние сферы трудовых прав граждан определяет качество жизни и развитие общества, практическая реализация норм действующего трудового законодательства РФ имеет особую значимость. Поэтому при выяснении вопросов практической реализации действующего российского трудового законодательства нужно проанализировать содержание правовых норм о труде и то, как они претворяются в реальные трудовые отношения, в целях формирования качественного законодательства о труде, способного противостоять такому негативному социальному явлению, как коррупция [8, с. 61-64].
Как следует из всего вышесказанного, коррупционный стиль поведения может приводить к совершению правонарушений в сфере труда, что может иметь далеко идущие негативные последствия для отдельной личности, общества и государства в целом. Это связано с тем, что нарушения социально-экономических прав ведут к росту недоверия людей в правильность и социальную значимость политики и реформ Российского государства, а также порождают мнение о бессилии правоохранительных органов и судебной системы, о слабости защиты прав и свобод граждан [9, с. 3].
Таким образом, проблемы, связанные с коррупцией, проявляются не только в политической жизни, в правоохранительных органах, включая судебную систему, в сфере медицинских услуг, в экономике, но и в таких сферах человеческой деятельности, как трудовая деятельность.
Библиографический список
- Научно-практический комментарий к Федеральному закону РФ от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» / В.Н. Агеев и др.; под ред. П.А. Кабанова. Казань: Познание, 2010.
- Шукайло Т.И. Диагностика коррупции // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3.
- Моисеев В.В., Ницевич В.Ф. Коррупция как глобальная проблема: история и современность // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1.
- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174) (Заключена в г. Страсбурге 04 ноября 1999 г.) // Документ опубликован не был.
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- Абузярова Н.А. Коррупционные проявления в трудовых отношениях // Журнал российского права. 2012. № 12.
- Алмаева Ю.О. Основные проблемы и правовые гарантии качества законодательства в трудовом праве // Юридический мир. 2008. № 8. С. 45-49.
- Алмаева Ю.О. О понятии и критериях качества трудового законодательства // Юрист. 2008. № 5. С. 61-64.
- Воробьев В.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями в сфере трудовых отношений. Дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002.