В настоящее время, мы отмечаем продолжающийся процесс трансформации всех сфер социального развития России и Великобритании. В этой связи возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов, занятых в системе государственной службы.
Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
Система государственной службы Великобритании является одной из наиболее эффективных в Европе, тем актуальнее сопоставление ее с государственной службой России.
Процесс реформирования системы государственного управления России начался в 90-х гг. XX века и продолжается, по сей день. В Великобритании современный облик института государственной службы во многом определили крупные административные реформы 70-80-х годов XX века.Процесс реформирования обеих стран характеризуется как некоторыми общими принципами функционирования, так и существенными различиями.
В Российской Федерации, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации[1].
В Великобритании отсутствует четкое определение понятия «государственный служащий», оно употребляется в широком и узком смысле. В узком смысле под государственным служащим понимается лицо, являющееся служащим административного органа государственного управления. К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственно гражданских служащих, т.е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования и т.п. При этом служащих публичного сектора называют, как правило, «должностными лицами», служащих министерств – «гражданскими служащими»[2].
Анализируя законодательную базу системы государственной службы России и Великобритании, можно сформулировать ключевые положения выводы:
В РФ имеется множество документов, закрепляющих правовое регулирование государственной службы. Гласный из них: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»[3], который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения государственной службы. Также имеется ряд федеральных законов, регламентирующих особенности государственной службы в отдельных федеральных государственных органах. Например, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.[4] и т.д.
Что касается законодательной базы государственной службы Великобритании, то ее особенностью является то, что в этой стране сложилась своеобразная система норм, состоящая из отдельных парламентских статутов и норм общего права, в том числе издаваемых на основе прерогативы приказов короля в Совете. Эти приказы содержат общие правила гражданской службы. Финансовые и организационные вопросы гражданской службы в значительном объеме регулируются циркулярами казначейства. В законодательном порядке определяются лишь отдельные аспекты государственной службы.
Таким образом, есть достаточные основания утверждать, что единой системы законодательных актов о государственной службе в Великобритании, в отличие от Российской Федерации, не существует.
Если говорить о классификации государственных служащих этих стран, то можно отметить, что классификация имеет несколько вариантов.
Так, в Российской Федерации существует классификация по следующим признакам:
По уровням государственной власти:
- федеральные государственные служащие;
- государственные гражданские служащие субъектов РФ.
По ветвям государственной власти:
- государственные служащие законодательной власти;
- государственные служащие исполнительной власти;
- государственные служащие судебной власти и прокуратуры;
- государственные служащие иных высших государственных органов.
По видам государственной службы:
- гражданский служащий;
- военнослужащий;
- служащий правоохранительных органов.
По условиям прохождения службы:
- Карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
- Замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.
По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам). Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована.
Государственные служащие Великобритании делятся на служащих, занимающихся политическими вопросами и служащих-управленцев.К числу государственных служащих-политиков относятся в первую очередь высшие должностные лица: премьер-министр, все министры, государственные секретари и некоторые другие высокопоставленные чиновники.
Гражданскими служащими не считаются судьи, военнослужащие, служащие полиции и органов местного самоуправления, учителя и работники национальной службы здравоохранения. Представители всех перечисленных категорий вместе с гражданскими служащими объединяются более широким понятием – «служащие общественного (публичного) сектора».
Существует и общая классификация государственных служащих в Великобритании, здесь определяется четыре класса:
- административный (постоянный секретарь, заместитель постоянного секретаря, помощник секретаря, исполнительный директор, ассистент секретаря, старший принципал, принципал);
- исполнительный;
- канцелярский;
- класс специалистов.
По характеру своей работы и должностному статусу все гражданские служащие, как Великобритании, так и России разделены на категории, группы и разряды. По каждой из них существует строгое описание квалификационных требований и должностных обязанностей.
В России и Великобритании сходством является и то, что система построения гражданской службы имеет свои принципы.
В Российской Федерации – это:
- федерализм;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- открытость государственной службы и т.д.
В Великобритании:
- аполитичность;
- иерархичность;
- кастовость;
- несменяемость.
Если сравнивать порядок поступления на государственную службу анализируемых стран, то можно сказать, что есть и сходства, и различия.
Так, в РФ на государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям.Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено Федеральным законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
В Великобритании набор на кадровую гражданскую службу входит в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы. Главное условие поступления – письменный экзамен общего типа, который основан на программах ведущих университетов – Оксфордского и Кембриджского.
При наборе в административный класс (вторая группа чиновников) принимаются заявления от выпускников университетов (возрастной ценз – 20-28 лет), при наборе в третью группу (профессиональные научные работники и технические специалисты) формально образовательного ценза не существует, но рассчитывать на успех могут лишь те, кто получил образование, соответствующее программе экзамена.
Система продвижения по государственной службе, как в России, так и Великобритании зависит от классификации. Общих норм о порядке продвижения по службе не закреплено в Законе.
В продвижении по службе в Российской Федерации, значительное место занимают правовые условия продвижения по службе, под которыми понимаются такие фактические обстоятельства, с наступлением которых у служащего возникает право на продвижение по службе. Такие условия не должны быть абсолютно общими для всех госорганов, едиными могут быть некоторые принципиальные начала, а сами условия продвижения в каждом госоргане должны конкретизироваться в зависимости от специализации. В этой связи существенное значение имеют ст. 22 Закона об основах государственной службы, закрепившая право госслужащего на участие в конкурсе на замещение вакантной должности независимо от того, какую должность он занимает в момент проведения конкурса, и п. 2 ст. 7, которым служащему гарантируется проведение по его инициативе квалификационного экзамена для присвоения квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность. По сути дела –это закрепление права на продвижение, реализуемого по инициативе госслужащего, точнее даже – на самовыдвижение.
В ряде отраслевых нормативных актов в качестве условия производства в классный чин или специальное звание без соблюдения очередности называется выдвижение на вышестоящую должность. Тем самым в ведомствах (прокуратура, налоговая служба, юстиция, нотариат, МВД) допускаются случаи занятия должности при отсутствии у ее претендента соответствующего квалификационного обозначения.
В Законе об основах государственной службы говорится о том, что служащий имеет право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации.
В Великобритании система немного иная. Существует принцип жесткой иерархии.Вышестоящий чиновник обычно получает продвижение раньше нижестоящего.Возможности по перемещению служащих между министерствами и ведомствами ограничены.
Назначение административных и политических руководителей производится специальным комитетом министерства из кадрового резерва действующих и потенциальных руководителей.
Для остальных категорий вышестоящее руководство ежегодно отслеживает итоги работы, которые рассматриваются в кадровых комитетах конкретного министерства, по итогам рассмотрения принимается решение о продвижении по службе.
Как для государственных служащих России, так и Великобритании существует система льгот, например бесплатное медицинское обслуживание.
Схожими являются права и обязанности государственных служащих, например:
Права:
- оплата труда;
- пенсионное обеспечение;
- действие в рамках, установленных для него полномочий и т. д.
Обязанности:
- исполнять должностные обязанности;
- соблюдать распорядок;
- воздерживаться от деятельности, дискредитирующей гражданскую службу;
- быть честным, беспристрастным, сдержанным в отношении политических вопросов и споров и т. д.
Таким образом, сравнивая государственную службу России и Великобритании, можно сделать выводы:
После проведения анализа прослеживаются как сходства, так и различия структуры государственной службы.
Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.
Государственную службу Великобритании отличает эффективная система контроля над деятельностью чиновников всех уровней, ориентация на постоянную модернизацию своих структур и общая ориентированность на менеджериальную модель организации государственной службы.
Следует отметить, что и в настоящее время продолжаются административные реформы в анализируемых странах, направленные на повышение эффективности деятельности государственной службы.
Библиографический список
- Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»
- URL: http://www.slideshare.net/lgsp2013/ss-36493401
- Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»
- Федеральный Закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
- URL: http://bookz.ru/authors/l-sal_nikova/gosudars_794/page-4-gosudars_794.html