УДК 631

ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Прошунина Евгения Владимировна
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Соискатель кафедры «Земельное и экологическое право»

Аннотация
В данной статье рассматриваются правовые критерии рационального землепользования, изучаются способы правового закрепления пределов землепользования. Определяется соотношение между лимитами на осуществление землепользования и правовыми критериями рационального землепользования. Дифференцируются права пользования на отдельные виды. Делаются выводы о правовом закреплении правовых критериев землепользования.

Ключевые слова: виды землепользования, критерий рационального землепользования, лицензирование землепользования, правовое регулирование, пределы землепользования


THE LEGAL CRITERIA OF RATIONAL LAND TENURE

Proshunina Evgeniya Vladimirovna
Saint-Petersburg State Agrarian University
Applicant at the Department of “Land and environmental law”

Abstract
The article considers the legal criteria of rational land tenure; studies the methods of legislative support to the limits of land tenure; determines relations between the limits of land tenure and the legal criteria of rational land tenure; differentiates the rights of use into separate types; infers legislative support to the legal criteria of land tenure.

Keywords: criteria of rational land tenure, land tenure licensing, legal regulation, limits of land tenure, types of land tenure


Библиографическая ссылка на статью:
Прошунина Е.В. Правовые критерии рационального землепользования // Политика, государство и право. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/06/3189 (дата обращения: 14.07.2023).

В связи с тем, что критерий рационального землепользования всегда устанавливается в законе, постановка проблемы критериев рационального землепользования способствует изучению способов правового закрепления пределов землепользования. Одним из них выступает закон, закрепляющий обязанности землепользователя. Еще одной важнейшей формой закрепления условий рационального землепользования является лицензирование землепользования. Необходимо указать на разрешительный порядок предоставления права землепользования, который предназначен не только для обеспечения рационального использование земли, но и для обеспечения возможности другим лицам рационально их использовать.

Итак, правовыми критериями рационального землепользования являются: установленные в законе и лицензии нормативы; правила осуществления землепользования; требования, которые определяют режим особо охраняемых природных территорий.

Такой подход к правовым критериям рационального землепользования позволяет перейти к изучению места лимитов на землепользование, посредством которых осуществляется правовое регулирование использования и охраны земель. В научной литературе, в основном, по экологическому праву [1, С. 106] предлагается выделять две категории: предельно допустимые нормативы и лимиты. Последние предназначены для тех субъектов землепользования, которые не имеют возможности выполнить нормативы без совершенствования технологии. Для них устанавливается предусмотренный ФЗ РФ «Об охране окружающей  среды» [2, ст. 133] и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» [3, ст. 330] срочный и поэтапный порядок достижения объемов использования и изъятия земель, предельно допустимых выбросов и сбросов в землю и нормативных объемов для размещения отходов производства. Другая причина, по которой система лимитов существует – это то, что ряд нормативов, посредством которых осуществляется регулирование правоотношений по землепользованию, не получили соответствующего развития в законодательстве.

Следует считать, что лимиты на осуществление землепользования не должны выступать правовыми критериями рационального землепользования. Первая причина: осуществление права землепользования в пределах лимитов не означает, что хозяйственная деятельность осуществляется в необходимых пределах нормативов качества окружающей среды. Временно согласованные нормативы показывают лишь то, что в соответствующем регионе первоначально не соблюдается нормативы качества окружающей среды и вероятны случаи причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан [4, С.23]. Вторая причина: лимиты на землепользование устанавливаются срочно и могут пересматриваться в случае изменения условий землепользования. Правовые же критерии рационального землепользования должны носить обязательный характер. Поэтому лимиты на землепользование не должны рассматриваться как правовой критерий рационального землепользования, они отражают сущность принципа поэтапного достижения в землепользовании нормативов качества окружающей среды и постепенной рационализации самого землепользования.

Как уже отмечалось, с точки зрения экологического права, критерии рационального природопользования специфичны применительно к различным природным объектам. Отсюда следует, что правовые критерии рационального природопользования имеют специфику в том или ином виде природопользования. И в целях последовательной реализации принципа рационального землепользования его необходимо изучать в единстве дифференцированного (дифференциального) и интегрированного (интегрального) подходов. В литературе разработаны различные критерии дифференцирования права пользования на отдельные виды [5, С. 51-56; 6, С. 315-458; 7, С. 64-68]. При дифференциальном подходе к принципу рационального пользования необходимо придерживаться методологии (но не мнения) М.М. Бринчука, который говорит, что принцип рационального природопользования (в нашем случае – землепользования) определяется теми функциями жизнеобеспечения, которые окружающая природа выполняет по отношению к обществу, – экономической, экологической, рекреационной и т.д.

По этой же причине правовые критерии рационального землепользования, в первую очередь, должны различаться в зависимости от целей землепользования, в основу дифференциации которых заложено разнообразие потребностей, которые удовлетворяются на их основе.

Беря за основу данный критерий дифференциации, следует выделить три  блока видов права землепользования, которые обусловливают особенности их рационального осуществления. Первый блок – это использование различных потенциалов земли для осуществления хозяйственной деятельности. В нем можно выделить хозяйственное использование земель в качестве средства производства. К числу урегулированных видов землепользования, в котором земли выступают в качестве средства производства, можно отнести пользование землями сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного  производства и удовлетворения личных потребностей граждан, а также землями лесного фонда, если речь идет об использовании для лесного воспроизводства.

Правовым критерием рационального землепользования, которое связано с хозяйственным использованием земель в качестве средства производства, выступают нормативы использования и изъятия земель и правила землепользования, соблюдение которых обеспечивает неистощимость земель. Данные нормативы в земельном законодательстве выражаются в предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Так, в соответствии со ст. 4 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [8, ст. 3018] минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель. Устанавливаются также требования к максимальному размеру общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица. Они устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. В законодательстве существуют и другие примеры, в том числе по другим объектам природы.

Следующим способом хозяйственного использования земель выступает их использование как пространственного операционного базиса, т.е. использования земель для размещения объектов социально-экономического назначения, в качестве транспортных, трубопроводных путей и т.д. Законодательство регулирует следующие виды землепользования в представленном выше качестве. Это – использование земель для размещения объектов сельскохозяйственного назначения; жилых домов, бизнес-центров; зданий, строений и сооружений, предназначенных для промышленных, энергетических, транспортных целей; целей связи, радиовещания, телевидения и информатики. В определенной мере к такому виду пользования можно отнести использование земель для нужд лесного и водного фондов.

Правовым критерием рационального землепользования, который связан с использованием земли в качестве пространственного операционного базиса, можно считать возможность установления нормативов отвода земель для размещения указанных объектов и экологической экспертизы места такого размещения. Помимо этого необходимо соблюдать предельно допустимую нагрузку на окружающую среду и обеспечивать экологический баланс. Закон определяет, что предоставление земель в таком качестве осуществляется на основе их отвода либо в соответствии с проектно-технической документацией. Ранее нормы отвода земельных участков устанавливались Госстроем СССР. На сегодняшний день это нормы для автомобильных, железных дорог, аэропортов, для канализаций, мелиоративных каналов, нефтяных и газовых скважин, линий связи и др [9].

Следующий вид землепользования в хозяйственных целях связан с ассимиляцией землей загрязняющих веществ. В соответствии с законом землепользование, связанное с загрязнением, включает следующие виды воздействия на окружающую среду: размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Правовым критерием рационального использования земли для сбросов и выбросов различных загрязняющих веществ, а также размещения отходов может служить установление нормативов допустимого вредного воздействия на состояние земель и правил землепользования. Cоблюдение нормативов допустимых концентраций вредных веществ представляют возможность обеспечивать незагрязненность земель.

Второй блок видов землепользования – это использование земель в охранных и научных целях, то есть для изучения природных процессов и явлений, обеспечения сохранения биологического разнообразия, уникальных и типичных экологических систем.

Законодательство предусматривает использование для научно-исследовательских целей земель сельскохозяйственного назначения. Так, ст. 78 ЗК РФ «Использование земель сельскохозяйственного назначения» говорит, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Третий блок видов землепользования — это пользование землями в эстетических, культурных, рекреационных и оздоровительных целях. В составе жилых зон земель населенных пунктов, на сегодняшний день, выделены земельные участки, предназначенные для застройки объектами культурно-бытового  назначения (п. 5 ст. 85 ЗК РФ). Кроме того, в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (п. 10 ст. 85 ЗК РФ).

Правовым критерием рационального использования земель в эстетических, культурных, рекреационных и оздоровительных целях, то есть целях, направленных на удовлетворение личных потребностей, выступают установленные в законе правила землепользования и особые правовые режимы. Их соблюдение должно обеспечивать сохранение рекреационного потенциала земель и их эстетического богатства. Одним из правовых средств регулирования отношений по рациональному землепользованию в указанных целях может служить закрепление обязанности субъектов права землепользования соблюдения определенных норм. Например, отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения обеспечиваются соблюдением пожарных и санитарных норм и правил.

Вместе с различиями, которые обусловлены целями землепользования, правовые критерии отличаются применительно к праву природопользования (общего, которое доступно всем) и праву землепользования (специального). Различие между ними заключается, прежде всего, в различных основаниях возникновения права. Если основанием возникновения права природопользования выступает закон как таковой, то основанием возникновения права землепользования – разрешение собственника земли путем выдачи лицензии или другого документа либо заключения договора на землепользование. Отсюда специфика правовых критериев рациональности  природопользования в целом и природопользования в частности будет заключаться в правовом закреплении этих критериев. Правовые критерии рационального природопользования, которое осуществляемого в общем порядке, закрепляются в законных обязанностях природопользователя. Правовые критерии рационального землепользования, которое осуществляется в специальном порядке, вместе с закреплением их в законе, закрепляются в лицензии и договоре на землепользование.


Библиографический список
  1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» / С.А. Боголюбов (отв. ред.), В.Г. Емельянова,
    Ю.Г. Жариков, И.Ф. Панкратов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-
    НОРМА, 1997. – С. 106.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, N 2, ст. 133.
  3. Постановление Правительства РФ от 03.08.1992  N 545 (с изм. от 16.06.2000) «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 10.08.1992, N 6, ст. 330.
  4. Бринчук М.М. Эколого-правовые основы устойчивого развития // Правовые проблемы охраны окружающей среды. – С. 23.
  5. Бобылев А.И., Балашенко С.А. Вопросы общей теории экологического права. – С. 51-56;
  6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – С. 315-458;
  7. Экологическое право России. Учебник / под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева. – С. 64-68.
  8. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3018.
  9. Приказ Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.09.2008 N 12203) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 38, 22.09.2008.


Все статьи автора «Прошунина Евгения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: