Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года [1] (далее – Закон) имеет ряд недостатков, таких как отсутствие или неполнота гарантий прав пациентов, скудность правового регулирования определенных медицинских действий.
Существующие пробельности в положениях Закона могут в первую очередь негативно сказаться на здоровье пациента, а также членах его семьи. Имеющиеся упущения и неточности сигнализируют о возможной вероятности образования проблем с физическим и психическим состояниями здоровья. В частности Закон имеет ряд недостатков в столь важных разделах как суррогатное материнство, прерывание беременности, эвтаназия, донорство и ряде других. Поэтому в случае, если придется обращаться в медицинские учреждения за получением помощи по ряду серьезных вопросов, крайне желательно знать, регулируются ли они положениями Закона.
Врач не является субъектом права в российской правовой системе, что знаменуется сокращением возможностей для его полноценного участия в правовых отношениях. Это не только отрицательно сказывается на вопросах ответственности, но и приводит к снижению личной заинтересованности врача в оказании медицинской помощи на высоком уровне, а значит, и на качестве медицинской помощи в целом.
Так, к примеру, в Законе не прописаны гарантии прав пациента на отзыв ранее данного согласия на медицинское вмешательство и ранее сделанного выбора врача и медицинской организации. К сожалению, в современной российской практике отказ пациента от какой-либо одной медицинской манипуляции часто приводит к тому, что врачи проявляют к пациенту негативное отношение или даже отказывают ему в лечении, заявляя о том, что они полностью снимают с себя ответственность.
Тот факт, что в Законе отсутствуют в необходимой степени детализированные гарантии качества оказываемой медицинской помощи, а также ряд других гарантий и прав пациента, подрывает доверие населения к российской медицине. Это приводит к тому, что люди боятся или вообще отказываются обращаться за медицинской помощью, что в результате сказывается на качестве и продолжительности жизни населения [2].
Растущее недоверие к компетенции российских врачей толкает пациентов к пользованию услугами зарубежных клиник. Когда больные предпочитают «лезть под нож» к иностранному медицинскому специалисту, они тем самым постепенно оставляют российских врачей без работы. Как снижение спроса на услуги специалистов из России, так и нечеткость правового регулирования их действий, может стать причиной оттока российских врачей заграницу, где наблюдается большее доверие к медицинским работникам, так как права и обязанности пациентов и медицинских работников строго контролируются. К тому же зарубежные клиники, особенно западные, оборудованы на порядок лучше, однако не все граждане России могут себе позволить пройти лечение в зарубежной клинике. Это ведет к тому, что зарождаются предпосылки возникновения угрозы для целостности и, соответственно, эффективности здравоохранения России как системы, действующей в интересах общества. Данная угроза связана сростом неравенства в обществе, как в его общем уровне, так и в состоянии здоровье. На сегодняшний день мировая теория и практика не раз указывают на то, что неравенство в здоровье является серьезным препятствием для экономического роста.
Здравоохранение и экономика тесно переплетаются: состояние здоровья населения имеет первостепенное значение для экономического развития страны и наоборот. Однако министерство финансов Российской Федерации не всегда рассматривает расходы на здравоохранение как наилучшее использование ресурсов, в то время как министерство здравоохранения озабочено обеспечением больших ресурсов для удовлетворения потребности в охране здоровья населения [3]. Таким образом, главный вопрос, который сегодня волнует специалистов в области экономики здравоохранения, состоит в том, что представляют собой расходы на здравоохранение — затраты или инвестиции в человека.
В России в настоящее время не наблюдается система постоянного повышения квалификации врачей, которая бы соответствовала современным требованиям. Молодежь, изначально желая работать и развиваться в заграничной медицине, устремится на обучение за рубеж, оставляя без студентов российские ВУЗы, чем может вызвать сокращение их числа. Едва ли современная молодежь захочет получить столь важную профессию врача, если в Законе не идет и речи о социальной защищенности самих медицинских работников. Нерационально требовать от медицинских работников полной самоотдачи и ответственности, если им не обеспечить нормальную социальную защиту.
Ответственность за охрану здоровья граждан Закон возлагают в меньшей степени на государство и его руководителей и в большей – на медицинскую отрасль, представители которой чаще всего некомпетентны в правовой сфере и не имеют возможности решать многие проблемы, отрицательно влияющие на здоровье людей. Возлагая всё большую ответственность за здоровье населения на плечи медицинских работников, государство всё больше отдаляется от реальной демографической ситуации, тем самым принимая в дальнейшем неправильные социально-экономические решения. В итоге встанет проблема не только о здоровье населения, но и о функционировании общества в целом.
Существующие недостатки данного Федерального Закона не позволяют должным образом создать современную и эффективную систему здравоохранения, обеспечить надлежащую защиту прав пациентов и решить множество имеющихся в настоящее время в сфере российского здравоохранения значительных проблем. Закон претерпевает неоднократную доработку: последние изменения были внесены 8 марта 2015 года [4].
Однако сохраняющиеся на сегодняшний день в Законе недосказанности могут поспособствовать снижению эффективности решения ряда задач по обеспечению демографической безопасности страны. К подобным задачам относится формирование установки позитивного демографического развития за счет повышения рождаемости, сокращения масштабов смертности, повышения средней ожидаемой продолжительности жизни населения россиян, а также общее улучшение здоровья населения. В долгосрочной перспективе сохранение существующих неточностей в Законе может привести не только к подрыву здоровья россиян, но и к ухудшению социально-экономического положения страны в целом.
Библиографический список
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 21.07.2014) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (электронный ресурс – http://www.gks.ru)
- Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 55-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”