Железнодорожная милиция занимала особое место в структуре советских правоохранительных органов. Ее создание было обусловлено резким обострением криминогенной обстановки, сложившейся на железных дорогах страны в годы военного коммунизма и гражданской войны. Советская власть понимала важность железнодорожного транспорта для государственного строительства, и 18 февраля 1919 г. был принят Декрет ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», которым на железнодорожную милицию возлагались специальные обязанности по охране революционного порядка и безопасности, вызванные особенностями функционирования правоохранительных органов в районе железных дорог. Железнодорожная милиция в Тюменской губернии была организована в январе 1920 г. приказом заведующего губмилицией Волокитина после освобождения территории от белогвардейских войск. В губернском и уездных управлениях милиции были созданы отделы железнодорожной милиции, в ведении которых находилась железнодорожная милиция на линии железной дороги, проходившей через губернию [1, сс.20-24].
Согласно указаниям центральных властей началась реорганизация правоохранительных органов губернии с учетом формирования новой структуры – железнодорожной милиции. Так, согласно циркуляра НКВД, весь аппарат уголовного розыска в полосе отчуждения и на станциях железных дорог переходил в ведение НКВД. Отделения уголовного розыска посылали на станции, входящие в район их деятельности, нескольких агентов для дежурств и негласного надзора на путях и на самих станциях [2]. В губернских органах ЧК также начались преобразования. Еще 7 августа 1918 г. СНК РСФСР постановил организовать при ВЧК железнодорожный отдел для борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем на железных дорогах. При всех местных ЧК создавались железнодорожные отделы и отделения, в задачи которых входило обеспечение сохранности имущества и порядка на станциях. В Тюменской губернии отделение дорожно-транспортной чрезвычайной комиссии (ОДТЧК) было создано осенью 1921 г. и выполняло в основном те же задачи, что и железнодорожная милиция. Кроме того, органы дорожно-транспортной ЧК контролировали и инспектировали отделы железнодорожной милиции и не реже двух раз в месяц представляли в вышестоящие органы информационные сводки о состоянии железнодорожной милиции и уголовного розыска [2-6]. Чаще всего руководством отделения дорожно-транспортной ЧК станции Тюмень констатировались крайне слабая работа железнодорожной милиции, отсутствие профессиональной подготовки у большинства милиционеров, отсутствие политической и культурно-просветительной работы среди сотрудников. При проверке постов сотрудники ОДТЧК иногда заставали караульных спящими, сотрудники милиции выполняли возложенные на них поручения крайне халатно и медленно, а часто не выполняли вообще [2]. Однако невысокий профессиональный уровень и халатное отношение к работе отчасти объяснялось низкой заработной платой, а также тем, что почти все милиционеры были раздеты и разуты [6]. Нередко сотрудники железнодорожной милиции и ОДТЧК сами оказывались вовлеченными в преступную деятельность. Так, ОДТЧК совместно с губрозыском осенью 1921 г. была раскрыта специализирующаяся на хищениях грузов преступная группа, действовавшая на товарном дворе ст. Тюмень. Во главе ее стояли сотрудники ОДТЧК Петров и Кузнецов и сотрудник угрозыска Путинцев, в целом она насчитывала около 100 человек. Кузнецов и Петров были убиты конвоем при попытке бежать, когда их переводили из губрозыска в рабдом. Остальные члены группы были преданы суду [5]. Осенью 1921 г. был арестован по обвинению в разгильдяйстве и других преступлениях начальник 2 роты железнодорожной милиции при ст. Ишим Черемных [4]. Тогда же было заведено следственное дело на начальника 2 участка железнодорожной милиции Онищенко за «дезорганизацию рядов милиции и подрыв политической работы среди нее» [6]. Члены заградотряда[1], призванного контролировать провоз продуктов по железным дорогам с целью недопущения спекулятивной торговли, брали взятки с пассажиров и совершали множество других правонарушений [4].
В декабре 1921 года в соответствии с Декретом ВЦИК «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а также сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения» водная и железнодорожная милиция были упразднены, а их функции были возложены на охрану Наркомата путей сообщения и транспортные органы ВЧК. Однако в связи с вступлением государства в период мирного строительства и изменением обстановки внутри страны уже 6 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об упразднении ВЧК и ее местных органов и об образовании при НКВД РСФСР под личным председательством наркома внутренних дел Государственного политического управления (ГПУ). На местах были также созданы Транспортные отделы ГПУ на железнодорожных и водных путях сообщения, к которым перешли функции по борьбе с открытыми контрреволюционными выступлениями, в том числе с бандитизмом; со шпионажем; с хищениями грузов; с незаконным использованием транспорта. В правоохранительных органах региона в очередной раз началась реорганизация.
Предлагаемые документы публикуются впервые и дают представление о деятельности тюменских транспортных правоохранительных органах – железнодорожной милиции, железнодорожного угрозыска и дорожно-транспортной ЧК. В тексте документов сохранены стиль и орфография авторов, пунктуация дается по правилам современного русского языка.
№1
Циркулярное письмо НКВД о передаче железнодорожных учреждений Уголовного розыска в ведение НКВД [2]
РСФСР
Народный комиссариат
внутренних дел
Главное Управление Советской
Раб. Крестьянской милиции
Общий отдел
24 февраля 1919 г.
№1508
Всем губисполкомам для надлежащего распоряжения по отделам уголовного розыска.
Согласно циркуляра НКВД за №514 весь аппарат уголовного розыска в полосе отчуждения и на станциях железных дорог РСФСР переходит в ведение НКВД.
Настоящим Центророзыск устанавливает основные положения, на основании которых железнодорожные учреждения розыска на местах передаются Губисполкомам и находятся в непосредственном подчинении Губернского отделения уголовного розыска на общих со всеми другими учреждениями розыска в губерниях основаниях.
1) Все дела железнодорожных учреждений Уголовного розыска на данной станции немедленно передаются ближайшим учреждениям Уголовного Розыска.
2) Агенты уголовного розыска на железных дорогах, бывшие на службе Наркомпути, могут быть приняты на службу в ближайшее отделение Уголовного розыска лишь по проверке их качеств, и по учреждениям, соответствующим исполкомам необходимо руководствоваться постановлением президиума ВЦИК от 11 февраля 1919 года за №35 «Известия» ВЦИК.
3) Никакой полосы отчуждения для работы агентов уголовного розыска на железных дорогах не должно более существовать, а всякий агент, работающий преимущественно на станциях железных дорог, имеет право на общих основаниях производить розыск в местностях прилегающих…
4) Инструкция для агентов уголовного розыска, изданная Центральным Управлением уголовного розыска, целиком относится к агентам железных дорог.
5) Каждое отделение уголовного розыска целиком командирует на станцию, входящую в район его деятельности, для постоянных дежурств одного или двух агентов первого разряда (смотря по действительной надобности) для негласного надзора на путях и на самой станции железной дороги.
6) Весь железнодорожный путь в районе деятельности данного отделения розыска обслуживается количеством агентов первого и второго разрядов, равным 20% количеству преступлений в среднем за месяц и в районе их деятельности.
7) Агенты уголовного розыска на ж.д. имеют право беспрепятственно производить розыск по всей линии дороги без регистрации в полосе отчуждения дороги, как равно по линии дороги, агент должен обязательно регистрироваться в ближайшем отделении Уголовного Розыска или в Управлении милиции.
8) Все дела о розыске на ж.д. впредь должны сосредоточиваться в ближайшем отделении уголовного розыска.
9) При каждом отделении Уголовного Розыска образуется особый железнодорожный стол, ведающий исключительно розыском на станциях ж.д.
10) Для приема заявлений о происшествиях уголовного характера на ст. железн. дор. устанавливается особый стол, обслуживаемый железнодорожной милицией, немедленно сообщающий о всех преступлениях в Уголоно-розыскное отделение.
11) Агенты Уголовного розыска на ст. жел. дорог по возможности не должны быть привлечены к другим поручениям.
Вменяется в обязанность всем Губернским Отделениям Уголовного розыска под непосредственным указанием и руководством Губисполкомов немедленно приступить к реорганизации Уголовного розыска согласно вышеупомянутым пунктам и о всех принятых мерах для проведения в жизнь настоящего немедленно сообщить.
Народный комиссар Внутренних дел Петровский
Завед. Глав. управ. Советской Рабоче-Крестьянской милиции М. Васильев
Начальник Центророзыска К. Розенталь
Верно: делопроизводитель (подпись)
Начальнику I района г. Тобольска для сведения
Декабрь 30 дня 1919 г. №68
Копия. Машинопись.
№2
Сводка ОДТЧК о состоянии железнодорожной милиции [3]
Совершенно секретно
Двухнедельная информационная сводка
отделения дорожно-транспортной Чрезвычайной Комиссии при ст. Тюмень Омской железной дороги
за период времени с 15 августа по 12 сентября 1921 года
…§14. Железнодорожная милиция и Уголовный розыск.
Железнодорожная милиция работает крайне слабо, большинство милиционеров неопытные новички, не проинструктированы, караульную службу несут из рук вон плохо. При проверке постов были случаи, что заставали сонных. На станциях, расположенных на протяжении участков, зачастую не выходят к проходящим пассажирским поездам, а на Заводоуковской во время сна дежурных милиционеров в дежурной комнате при запертой двери помощником уполномоченного ОДТЧК ст. Тюмень Кротовым были взяты винтовки. Милиция часто не выполняет возложенных на нее поручений, а если же выполняет, то крайне халатно и медленно, чем сильно тормозится общая работа.
Начальник ОДТЧК ст. Тюмень Омдор Буслаев
Начальник Секр. Операт. Части ОДТЧК Субботин
Уполномочен. по информации ОДТЧК Федоров
Подлинник. Машинопись.
№3
Сводка ОДТЧК о состоянии железнодорожной милиции
и деятельности заградотряда [4]
Совершенно секретно
Двухнедельная информационная сводка
отделения дорожно-транспортной Чрезвычайной Комиссии при ст. Тюмень Омской железной дороги
за период времени с 10 сентября по 25 сентября 1921 года
…§14. Железнодорожная милиция и Уголовный розыск.
Большинство сотрудников беспартийные, мало инструктированные, благодаря чему совершенно не знают своих обязанностей, крайне грубы с публикой. Почти все занимаются спекуляцией… Политическая и культурно-просветительная работа среди сотрудников совсем не проводится. Начальник 2 роты железнодорожной милиции при ст. Ишим Черемных с разрешения ДТЧК Омдора арестован и содержится при ОДТЧК ст. Тюмень по обвинению в разгильдяйстве и непринятии мер по охране грузов и других преступлениях.
- §15. Заградотряды.
Имеющийся на участке ОДТЧК единственный заградотряд на ст. Называевской работает крайне слабо, благодаря чему в поездах провозится масса соли и других продуктов. Были случаи, что по прибытии поезда на ст. Тюмень и при проверке его соль и продукты обнаруживались в большом количестве, есть слухи, еще не проверенные, что Начальник заградотряда Попов берет с пассажиров взятки за пропуск продуктов сверх нормы, для выяснения чего дано задание осведомительному аппарату…
Начальник ОДТЧК ст. Тюмень Омдор Буслаев
Начальник Секр. Операт. Части ОДТЧК Субботин
Уполномочен. по информации ОДТЧК Федоров
Копия. Машинопись.
№4
Сводка ОДТЧК о хищениях на железнодорожных объектах и состоянии железнодорожной милиции [5]
Совершенно секретно
Двухнедельная информационная сводка
отделения дорожно-транспортной Чрезвычайной Комиссии при ст. Тюмень Омской железной дороги
за период времени с 25 сентября по 10 октября 1921 года
…§6. Хищение грузов.
ОДТЧК совместно с Губ. Розыском раскрыта шайка похитителей грузов численностью около 100 человек, оперировавших на товарном дворе ст. Тюмень, во главе ее стояли сотрудники ОДТЧК Петров и Кузнецов и сотрудник Угрозыска Путинцев. Кузнецов и Петров убиты конвоем 8-го октября при попытке бежать, когда их переводили из Губрозыска в Рабдом…
- §14. Железнодорожная милиция и Уголовный розыск.
Отношение к Советской власти сотрудников милиции и Уголовного розыска удовлетворительно, хотя в большинстве случаев они беспартийные. Отношение к службе халатное, караульную службу несут скверно. Большинство рядовых милиционеров безграмотны и ведут себя крайне грубо с публикой.
Начальник ОДТЧК ст. Тюмень Омдор Буслаев
Начальник Секр. Операт. Части ОДТЧК Субботин
Уполномочен. по информации ОДТЧК Федоров
Копия. Машинопись.
№5
Сводка ОДТЧК о контрреволюционных явлениях на транспорте и проблемах железнодорожной милиции [6]
Совершенно секретно
Двухнедельная информационная сводка
отделения дорожно-транспортной Чрезвычайной Комиссии при ст. Тюмень Омской железной дороги
за время с 10 по 25 октября 1921 года
… §4. Контрреволюционные явления.
Кроме лиц, фигурирующих в агентурных делах, указанных в §3, замечен начальник 2 участка железнодорожной милиции гр-н Онищенко, дезорганизующий ряды милиции и подрывающий политическую работу среди нее, о чем заведено следственное дело…
…§6. Хищения грузов.
Хищения производятся главным образом под видом недогруза на ст. отправления, как, например: в вагоне №663390, прибывшем из Туринска с целыми пломбами, не оказалось 18 п[2]. ржи, в вагоне №648246 то же самое 3,14 ф[3]., в Ишиме из пакгауза №7 посредством пролома стены произведена кража 7 мешков муки, принадлежащей Совнархозу. Следствие по указанным делам ведет Губрозыск.
- §14. Железнодорожная милиция и Уголовный розыск.
Классовый состав железнодорожной милиции и Уголовного розыска как рядовых сотрудников так и комсостава пролетарский. Отношение их к Советской власти удовлетворительно, отношение к работе халатное, что особенно резко замечается при несении караульной службы, что может быть отчасти объяснено тем, что почти все милиционеры раздеты и разуты.
Начальник ОДТЧК ст. Тюмень Буслаев
Начальник Секр. Операт. Части ОДТЧК Субботин
Уполномочен. по информации ОДТЧК Федоров
Копия. Машинопись.
№6
Сводка ОДТЧК о кадровом составе и состоянии
железнодорожной милиции [7]
Совершенно секретно
Двухнедельная информационная сводка
отделения дорожно-транспортной Чрезвычайной Комиссии при ст. Тюмень Омской железной дороги
за время с 10 по 25 ноября 1921 года
…§6. Хищения грузов.
Случаев хищения грузов за отчетный период было 4. Следствие по ним ведет железнодорожный Угрозыск, причем арестовано 2 человека. Все случаи хищения посредством срыва пломб.
- §14. Милиция и Угрозыск.
Классовый состав как милиции так и Угрозыска пролетарский. Отношение к Советской власти удовлетворительное. Отношение же к службе халатное, милиционеры в большинстве своем обязанностей своих не знают, грубо обращаются с публикой и вообще, как видно, никем не инструктируются. Злоупотреблений с их стороны не замечено, хотя и ходят слухи, хотя и не проверенные, что угрозыск при отборке продуктов допускает неправильности.
На охране железнодорожной линии и сооружений стоит 506 полк и на ст. Тюмень – 19 десантный бронепоезд, состоящий из 188 чел., из которых 37 человек кавалеристов. Кроме того, в Тюмени находится бронепоезд №115, периодически выходящий на линию.
Начальник ОДТЧК ст. Тюмень Буслаев
Начальник Секр. Операт. Части ОДТЧК Субботин
Уполномочен. по информации ОДТЧК Федоров
Копия. Машинопись.
[1] в годы гражданской войны заградительными отрядами назывались в основном специальные формирования, охраняющие продовольствие, борющиеся с мародерством и дезертирством, хотя создавались и заградотряды, предотвращавшие отступление войск
[2] пудов (1 пуд приблизительно равен 16 кг)
[3] фунтов (1 фунт приблизительно равен 0,4 кг)
Библиографический список
- Фирсов И.Ф. Создание системы советских правоохранительных органов на транспорте в Тюменском регионе (1919 – 1921 гг.) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11(39).
- Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО). Ф.273. Оп.3. Ед.хр.3. Л.13.
- Тюменский Областной Центр документации новейшей истории (ТОЦДНИ). Ф.1. Оп.1. Д. 279. Л.133 об.
- ТОЦДНИ. Ф.1. Оп.1. Д. 279. Л.157 об.
- ТОЦДНИ. Ф.1. Оп.1. Д. 279. Л.184 об.
- ТОЦДНИ. Ф.1. Оп.1. Д. 279. Л.197 об. – 200
- ТОЦДНИ. Ф.1. Оп.1. Д. 279. Л.223 – 225 об.