Начало XXIв. было отмечено становлением политического диалога между азиатскими государствами. В эти годы Россия переживала время радикальных преобразований как на экономическом, социальном, так и на политическом уровнях. РФ стремилась к созданию условий для устойчивого экономического роста общества и формированию механизмов национальной безопасности. Возникновение «Шанхайской пятерки» стало для России в данный период новым фактором формирования государственной стабильности[2].
Китай для России как два крупнейших участника Шанхайской организации сотрудничества – важнейший из азиатских соседей. Официально признано, что Россию и Китай связывают стратегическое партнерство.
Российско-китайское сотрудничество основано на культурно-цевилизационной специфики двух стран. Как Россия так и Китай заинтересованы в интеграционных процессах на международной арене. Они придерживаются политики «многополярности» на будущее устройство мира. И Россия, и Китай по внутриполитическим причинам отрицательно относятся к советам извне относительно своего внутриполитического устройства, называя их «вмешательством во внутренние дела». Именно поэтому Россия и Китай все последние годы выступают за сохранение принципов международного права и статуса ООН, координируют голосование в рамках ООН по важным мировым проблемам, выступают с единой позицией на переговорах по Ирану, Южной Корее, Косову и.т.д.
Под воздействием двух основных принципов развития мировой экономики – глобализация и региональная интеграция – Россия и Китай стремятся к укреплению торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов. Дальний Восток России и Северо-восток Китая обладают обширными природными ресурсами, структура экономик взаимосвязана региональной экономической модернизацией Китая.
Информационное агентство в Китае – tsrus.ch, отмечает, что в тоже время и в Москве, и в Пекине прекрасно понимают значение конструктивных партнерских отношений с Западом, которые крайне необходимы обеим странам как для обеспечения целей укрепления своего положения на международной арене, решения важных международных задач (например, в области нераспространения ОМУ), так и задач экономического развития. Именно поэтому и в Москве, и Пекине выступают против создания антизападного военного союза[1].
Так, например, в декабре прошлого года Китай оказал России помощь в стабилизации курса рубля, ослабленного действиями финансистов с Уолл-Стрит и Сити, а сейчас китайская дипломатия оказывает значительную поддержку действиям Владимира Путина на Украине.
В ответ на западные санкции, Китай с Россией помогают друг другу преодолеть курс ликвидности. Они открывают своп-линию (сделки участников валютного рынка по обмену оговоренных сумм денежной единицы одной страны на валюту другой страны, заключив соглашение, руководства двух стран могут пользоваться иностранной валютой, эмитирую внутреннею и сразу же обменивая ее). Этот шаг был направлен на уменьшение роли доллара США.
Россия сейчас является девятым по величине торговым партером Китая, но она нуждается в расширении использования национальной валюты. В пользу этого также говорят появляющиеся мнения о том, что в рамках ЕАЭС расчетной валютой со временем станет рубль.
Только за последние шесть лет товарооборот вырос более чем на 100% с $40 млрд. до $90 млрд. Азия для России может выступать в качестве основного рынка для экспорта энергоносителей, так как полагаться на Запад сейчас не очень разумно. Лидеры стран ранее договорились добиться увеличения объемов до $100 млрд. к 2015 г. и до $200 млрд. к 2020 г.
Таким образом, введение свопов с Китаем позволит улучшить инструменты хеджирования для компаний и сделает торговлю валютами более эффективной[5].
На этом фоне власти США по-прежнему говорят об «уничтожении» российской экономики благодаря санкциям. Но эти шаги и слова также подталкивают Россию и Китай навстречу друг другу. Некоторые эксперты даже говорят о перспективах создания объединенной валюты, и если США и Европа не остановятся в своем стремлении управлять политической обстановкой экономическими санкциями и ограничениями, это может реально произойти.
Также расширение торговли валютами должно облегчить инвестиционные процессы. Китай заинтересован в инвестировании в инфраструктуру, энергетику и сырьевой сектор, а Москва может со временем разрешить доступ инвесторам из Китая даже в стратегические отрасли.
Инвестируя в экономику, которая сейчас сталкивается с определенными проблемами из-за падения курса рубля и цен на нефть, Китай осуществляет мягкую экспансию и поддерживает одного из основных своих партнеров.
Только время покажет, как изменится баланс сил в геополитике и мировой торговле в связи с укреплением союза между Китаем и Россией, но уже ясно, что долговременное партнерство будет знаковым вне зависимости от плюсов и минусов.
Хорошие отношения с Китаем нужны России не только в политических вопросах, обменом культурным ценностным потенциалом, но и в экономическом сотрудничестве. Китай заинтересован в том, чтобы Россия была сильным и стабильным партнером Китая, в противовес в его трудных конкурентных отношениях с США и Западом, тем самым данное сотрудничество выступает независимым гарантом внешней политики.
Китай – важный стратегический партнер России, именно благодаря связям с ним (как и с другими странами Азии) российская политика способна стать менее односторонней, приобрести собственное лицо, а Россия – превратиться в один из центров мирового влияния. Учитывая геополитическое положение, так как Китай – один из важнейших экономических партнеров России, то сотрудничество с ним необходимо для развития Сибири и Дальнего Востока[1].
Сотрудничество с Китаем это и великий шанс, но и большой вызов. С одной стороны, взаимодействие с КНР нам выгодно. Это обширный рынок, где можно реализовать как сырье, так и промышленную продукцию и услуги.
Но, как отмечает М.Л. Титаренко, отсутствие четко обоснованной концепции модели экономического сотрудничества с Китаем и, особенно, четкого контроля в это области – чревато определенными рисками. Тесное сотрудничество с КНР без четкой концепции, как показывает опыт, приводит к таким последствиям, как повышение уровня коррупции, ухудшение правовых стандартов и экологической среды. Стратегическое партнерство России и Китая следует рассматривать через призму долгосрочных национальных интересов обеих стран, и прежде всего, всестороннего социально-экономического подъема и развития восточных регионов России[3].
Понятно, что для дальневосточного региона особенно важно осуществление принятой в 2009 году президентами двух стран «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и восточной Сибири РФ и северо-востока КНР на 2009-2018 годы». Она имеет потенциально большое значение для ускоренного подъема восточных российских регионов, северо-восток Китая, а так же и для формирования российско-китайских отношений в целом.
Главный недостаток программы, по мнению М.Л. Титаренко, в том, что большинство включенных в нее проектов ориентированы на использование российской сырьевой базы, в то время как конечная переработка предусматривается в КНР.
Речь идет не только о том, что в угоду корпоративным интересам допускается риск неоправданного втягивания России в экономическую орбиту Китая. Ставится под вопрос одно из главных условий целесообразного факта, с точки зрения интересов РФ, в осуществлении программы – значительная часть полученных средств должна быть оставлена в Сибири и на российском Дальнем Востоке, что позволило бы решать социальные проблемы, повышать жизненный уровень населения. При этом программа не должна лишать российскую сторону права привлекать к участию в том или ином проекте третью сторону, проводить международные тендеры и т.п.[3].
Как утверждает М Шерейкин, заместитель главы Минвостокразвития, российские власти полны решимости развивать Дальневосточные регионы, делая из него плацдарм для экспансии российского бизнеса в соседние страны, более того российский Дальний Восток способен занять выгодное место в экономике Азиатского Тихоокеанского Региона[4].
Несомненно, лучшим способом поднять регионы – привлечение иностранных инвесторов, создать для них привлекательные условия – минимум рисков и максимум доходности. Так например в законе о ТОРах (Территории опережающие социально экономическое развитие) Россия закрепила функции за управляющими компаниями. Они взяли на себя технические опции: застройку объектов инфраструктуры и обеспечение ее функционирования, введение реестра резидентов и предоставление им необходимости услуг.
Многоплановое сотрудничество, как заметил М. Шерейкин, с Китаем стартовало. В современном мире нет равных по потенциалу партнеров, на которых Россия может опереться. Русские имеют шанс, подружившись с Китаем научиться даосскому искусству победы – слабого над сильным противником. Как говорил Гуань Иньцзы «не стремись определить других, но неотступно следуй за ними». Китай хочет и может дружить с Россией, но для того чтобы воплотить эту дружбу, нужно, чтобы Россия не оказалась в роли «младшего брата», а для этого необходимы ее собственные усилия.
Позиции, которые могут определить природу сотрудничества между Россией и Китаем выражаются в следующем. Необходимо:
1) поощрять китайские инвестиции в мелкого и среднего независимого производителя России, чье влияние способствует формированию предложения и привносит в индустрию конкуренцию; при этом следует внимательно относиться к китайским инвестициям в крупного производителя.
2) разработать закон, устанавливающий годовую квоту на экспорт ряда ресурсов и запрет на экспорт из них, наносящих стратегический характер.
3) ввести высокие пошлины на экспорт некоторых особенно ценных и редких природных ископаемых, чтобы они оставались в стране для внутреннего пользования.
4) увеличить поставки в Китай товаров с высокой добавленной стоимостью, так как существующая структура торговли с КНР не отвечает стратегическим интересам России. Это такая продукция как химическая промышленность, продукция переработки нефтяного и газо-углеводородного сырья.
По мнению М.Л. Титаренко[3] реализация политики добрососедства, взаимной заинтересованности между Китаем и Россией создаст не только плацдарм между странами, но и позволит разрешить региональные проблемы внутри каждой страны.
Так, например, открытие торговых отношений между Забайкальском и Манчжурией позволило создать рабочие места как в Китае, так и в России. А с середины 2010 годов, когда российский приграничный рынок стал насыщен китайскими товарами, когда замедлился темп товарооборота, китайская сторона ощутила на себе этот процесс: потеря рабочих мест с закрытием ряда магазинов и пр.
В ТОРах земельные участки и инфраструктура предоставляется по льготным ценам, минимум 10% от стоимости реализации проекта. Управляющая компания формирует земельные участки со всей нормативной документацией, закладываются нужные объекты в инвестиционные планы инфраструктурных компаний. Таким образом, инфраструктурные, земельные и имущественные риски инвестора минимизируются. Также присутствует упрощенный метод государственного контроля. Внеплановые проверки резидентов ТОРов осуществляются по согласованию с уполномоченным органом. Одним словом Россия и российские власти заинтересованы в том чтобы резиденты территории чувствовали себя максимально комфортно[3].
В октябре 2014 года прошла 19-ая регулярная встреча глав Правительств России и Китая. «Мы действительно находимся на очень высоком уровне наших отношений, которые характеризуем как стратегическое партнерство… Мы заинтересованы в привлечении китайских инвестиций в аграрные проекты в Сибири и на Дальнем Востоке», – заявил Медведев Д.А.[4].
-Экономическое сотрудничество между нами имеет очень большую взаимодополняемость. В этом году, когда остро и тяжело складывается ситуация с ростом международной торговли, с января по август товарооборот между нашими странами динамично растёт, и этот факт сам по себе показывает, что у нас есть большие потенциалы сотрудничества. Вы и ваши предприятия имеете большое, крепкое желание сотрудничать. Мы надеемся и уверены, что в будущем году объём двусторонней торговли между Китаем и Россией достигнет 100 млрд долларов США, - сообщил Ли Кэцян[4].
Так, например, в июле 2014 года глава Минвостокоразвития Александр Галушка с губернатором китайской провинции Цзилинь Баинь Чаолу обсудили перспективы развития в различных проектах Дальнего Востока. Китайская сторона озвучила на встрече серьезные и развернутые предложения по развитию сотрудничества двух регионов. Они были в следующем:
– Китаю интересен один из крупнейших проектов на Дальнем Востоке – строительство порта Зарубино. Этот проект имеет важное значение и для российского Дальнего Востока, и для северо-восточного Китая, в частности провинции Цзилинь. Строительство порта – это налаживание внешнеэкономических связей и увеличение торгового оборота. Для развития проекта мы предлагаем создать логистический центр на территории нашей провинции, – подчеркнул Баинь Чаолу[4].
Вышесказанное подтверждает тот факт, что совместные российско-китайские договора во многом будут определять будущее наших восточных регионов. И его надо предвидеть сегодня, когда закладывается фундамент новых российско-китайских отношений в целом.
Сотрудничество РФ и КНР должно предоставить в определенной степени режим благоприятствования китайской стороне, но прежде всего они должно обеспечить условия для сохранения суверенитета и процветания дальневосточной России.
Северо-Восточный регион Китая представляет яркий пример не только целенаправленной российско-китайской экономической политики, но и результат ее реализации.
Российское трансграничье Забайкальского и Дальневосточного регионов, участвуя в реализации программ экономического сотрудничества, имеет не только достижения, но и риски.
Достижения от международного экономического сотрудничества выражены в том, что регионы смогли за короткий срок сформировать баланс между спросом (с китайской стороны) и возможностями (с российской стороны) в организации поставок сырья. Риски выражены в слабой институциональной базе, законодательной и правовой основе, что явилось основанием организации коррупционных поставок сырья в Китай.
Достижения выражаются в том, что данные регионы смогли наполнить рынок дешевым товаром для потребителей за короткий срок. Риск состоял в том, что существует низкий уровень целенаправленного торгового поступления товаров из Китая хорошего качества.
Достижения состоят в том, что товарооборот между странами способствовал развитию частного сектора. Риск состоит в том, что в последние годы торговля на российской стороне (как и в Китае) вышла на низкий оборот, который можно считать временным фактом.
Таким образом, экономические отношения российско-китайского тарнсграничья представляют собой отражение не только внешней политики между странами, но и экономического состояния внутри каждой страны.
Статья выполнена в рамках гранта для государственной поддержки молодых российских ученых (кандидатов наук) Совета по грантам Президента РФ МК- 3682.2015.6
Библиографический список
- ЕЧжон вейхе сянху чжи чши чжанлюе ии чжон юй ичие лай юань «Туоши елосы»: // Почему Россия и Китай поддерживают друг друга [Электрон.ресурс] URL: – http://tsrus.cn/pinglun/2013/04/03/22717.html
- Межкультурные коммуникации: теория и практика: учеб. пособие / О.А. Борисенко; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2015. – 163 с.
- Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы.- М.: ИД ФОРУМ, 2012- 457с.
- Шерейкин М.: Россия появится на инвестиционных картах Азии. Сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=3092 &sphrase_id=17529
- China Center for modernization research. Chintse Academy of Sciences (Китайский Центр Модернизации исследований. Китайская академия наук) [Электрон.ресурс] URL: http://www.modernization.com.cn/Ccmr10.htm