УДК 314, 351

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА В ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Королева Татьяна Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиал)
студентка магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»

Аннотация
Объектом исследования данной статьи является демографическая ситуация в Санкт-Петербурге, а предметом - показатели рождаемости и смертности, миграции и половозрастного состава населения Санкт-Петербурга. Основной целью данной работы является оценка использования данных демографического прогноза в стратегиях демографической и экономической политики Санкт-Петербурга на среднесрочную перспективу до 2025-2030 годов.

Ключевые слова: государственные стратегии, демографический прогноз, Санкт-Петербург


THE USAGE OF THE DEMOGRAPHIC FORECAST IN STRATEGIC POLICIES OF SAINT-PETERSBURG

Koroleva Tatiana Sergeevna
National Research University «Higher School of Economics» (Saint-Petersburg branch)
student of the magister program «Public Administration»

Abstract
The object of this article is the demographic situation in St. Petersburg, and the subject - indicators of birth rate and mortality, migration, gender and age structure of the population of St. Petersburg. The main objective of this work is the assessment of the usage of data of the demographic forecast in strategies of demographic and economic policy of St. Petersburg for medium-term prospect till 2025-2030.

Keywords: demographic forecast, government strategies, Saint-Petersburg


Библиографическая ссылка на статью:
Королева Т.С. Использование демографического прогноза в документах стратегического планирования Санкт-Петербурга // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/09/3358 (дата обращения: 14.07.2023).

Демографический прогноз [1], подготовленный территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), включает в себя расчет ряда демографических показателей, например, таких как численность населения на начало года и среднегодовая численность населения; численность мужчин и женщин; коэффициент демографической нагрузки; ожидаемая продолжительность жизни по полу и т.д. Прогноз содержит данные о демографической ситуации в Санкт-Петербурге в сравнении с аналогичными данными по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу.

Смысл составления данного прогноза заключается не столько в проведении математических операций над статистическими данными, сколько в правильности интерпретации исходных демографических показателей и научно обоснованном предвидении возможных демографических изменений с течением времени. На достоверность данных показателей в настоящее время существенно могут повлиять различные «внешние» факторы, такие как политическая и экономическая стабильность, уровень здравоохранения и качество жизни, состояние экологической обстановки и технологическое развитие общества.

Ключевым показателем построения прогноза демографического развития является прогнозируемая численность населения на начало года. В Санкт-Петербурге, как во всем Северо-Западном регионе и в стране в целом, данный показатель неуклонно растет.

Таблица 1. Численность населения на начало года, тысяч человек

2016

2020

2026

2031

Российская Федерация

144019,3

144473,4

144177,9

143194,3

С-З федеральный округ

13860,3

14040,6

14249,3

14347,7

г. Санкт-Петербург

5246,5

5556,8

6010,2

6352,8

Численность населения учитывает миграционные потоки, поэтому для определения степени воспроизводства населения рассчитывается естественное движение населения. Естественное движение населения представляет собой обобщенную совокупность рождений и смертей, которая воздействует на численность населения так называемым естественным путем. Общие коэффициенты рождаемости и смертности рассчитываются как отношение соответственно числа родившихся живыми и числа умерших в течение одного календарного года к среднегодовой численности населения.

После 2018 года ожидается, что темп естественного прироста населения Санкт-Петербурга не только будет уменьшаться, но и примет отрицательные значения. Данную ситуацию можно объяснить тем, что в ближайшее десятилетие абсолютное число женщин, находящихся в активном репродуктивном возрасте (20-35 лет) продолжит сокращаться, что повлечет за собой уменьшение числа родившихся. Складывающаяся ситуация обусловлена значительным снижением числа рождений в 1990-2005 годы, таким образом, возможность наблюдать сколько-нибудь значительное увеличение рождаемости будет лишь минимум через два десятилетия.

Ввиду сложившейся «демографической ямы» ожидается ухудшение положения трудоспособного населения: численность нетрудоспособного населения Санкт-Петербурга относительно трудоспособного увеличится на 10% за 10 лет. Подобная тенденция наблюдается и по России в целом. В ближайшее десятилетие доля «производительного» населения Санкт-Петербурга в общей численности населения сократится на 2,2%. Это произойдет в равной мере как за счет увеличения доли населения моложе трудоспособного возраста, так и за счет доли населения старше трудоспособного возраста.

Рисунок 1 - Структура численности населения г. Санкт-Петербурга по основным возрастным группам, на начало года

По статистике мальчиков рождается всегда больше, чем девочек, однако на рубеже 30 лет доля женщин в каждой последующей возрастной группе начинает увеличиваться. По состоянию на 1 января 2014 года общее число женщин в населении Санкт-Петербурга составило 54,4%. В соответствии с демографическим прогнозом их доля будет постепенно снижаться, таким образом, к 1 января 2031 года ожидаемая доля женщин во всем населении Санкт-Петербурга составит 52,1%.

Еще одним важным показателем при построении демографического прогноза является ожидаемая продолжительность жизни, которая характеризует уровень смертности населения. В начале XX века уровень ожидаемой продолжительности жизни в России не многим превышал рубеж в 30 лет. Прогнозные значения этого показателя свидетельствуют о том, что в период с 2015 по 2030 годы ожидаемая продолжительность жизни населения Санкт-Петербурга увеличится в среднем на 2 года: с 69,7 лет в 2015 году до 71,9 лет в 2030 году у мужчин, и с 78,6 лет до 80,3 лет за аналогичный период у женщин.

Рисунок 2 - Ожидаемая продолжительность жизни населения Санкт-Петербурга по полу, число лет

Составление демографического прогноза затрагивает не только естественное население, но и миграционное. Миграционный прирост населения рассчитывается как разница между количеством прибывших и выбывших людей на данной территории. Положительные значения миграционного прогноза, рассчитанные Петростатом, свидетельствуют о постоянно возрастающем превышении числа прибывающих в Санкт-Петербург над выезжающими из него. Подобная тенденция наблюдается и для всего Северо-Западного федерального округа, и для России в целом.

Несмотря на очевидные различия воспроизводственных и миграционных процессов между ними есть взаимодействие, которое напрямую относится к предмету изучения демографии. Так, миграционная подвижность населения определенным образом влияет на рождаемость, смертность, брачность и уровень здоровья мигрирующих масс, что как раз и служит фактором воспроизводства населения.

Эти и многие другие прогнозные демографические расчеты осуществляются с единственной целью – обеспечить общество, в том числе органы государственной власти, своевременно рассчитанными данными для разработки стратегий по улучшению демографического и социально-экономического положения

В настоящее время основополагающей работой по планированию улучшения социально-экономического положения Санкт-Петербурга является Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года [2] (или Стратегия – 2030), цель которой заключается в повышении качества жизни своих граждан и создании устойчивого экономического роста.

Разработка данной стратегии – заслуга Комитета по экономической политике и стратегическому планированиюСанкт-Петербурга [3] и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В ней учтены все требования действующего законодательства, а также мировая практика долгосрочного городского планирования. Стратегия была утверждена 13 мая 2014 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга№ 355 [4].

Стратегия-2030 определяет основную цель, приоритетные направления, ресурсы и механизм реализации социально-экономического развития города на период до 2030 года. В данной работе представлено 113 целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга, для каждой из которых определены свои целевые значения, на основании которых в дальнейшем можно будет судить об успешности решения поставленных задач. Данные показатели сформированы с помощью статистических методов, рассчитаны на основе проведенных опросов или международных методик.

Стратегия-2030 подразумевает поэтапное достижение поставленной цели. Для этого Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга разработан ряд государственных программ развития города на период с 2015 по 2020 год, таких как Развитие здравоохранения, Развитие образования, Социальная поддержка граждан, Экономическая политика и экономика знаний в Санкт-Петербурге и т.д.

Концепция демографического развития Санкт-Петербургана период до 2015 года обозначает основные задачи и приоритетные направления государственного воздействия на демографическую ситуацию. Важность ее разработки заключается в необходимости решения ряда не только демографических, но и социально-экономических проблем города. Данная концепция выступает как составная часть Концепции демографического развития Российской Федерации до 2025 года и находится в тесной взаимосвязи с Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

На основе Концепции разрабатывается ряд программ, направленных на урегулирование демографических проблем в городе. На первом этапе ее реализации (2006-2008 годы) разрабатывались планы проектов по решению задач демографического характера. В настоящее же время к концу подходит второй этап (2009-2015 годы), в рамках которого данные программы реализуются и анализируется сложившаяся демографическая ситуация для разработки дальнейших мер по улучшению демографической ситуации в городе.

Концепция демографического развития Санкт-Петербурга определяет цели и задачи в ряде областей функционирования города, таких как повышение уровня рождаемости, контроль миграционных потоков, поддержка экономики и социальной инфраструктуры города в условиях старения населении. Концепции демографической политики, как и Стратегия-2030, рассчитываются на среднесрочную перспективу, поэтому важно проводить мониторинг промежуточных результатов и оценивать актуальность проводимых мер в соответствии с показателями, на основе которых они разрабатывались.

Демографические тенденции развития Санкт-Петербурга находятся в непосредственной связи с социальной, экономической, экологической и политической сферами, результаты взаимодействия которых невозможно с точностью предугадать. В случае неблагоприятного развития событий на фоне подобной стратегической неопределенности возможно формирование ряда смешанных проблем демографического и социально-экономического характера.

Разработанный демографический прогноз предоставляет данные, на основе которых можно судить о надвигающихся демографических проблемах в Санкт-Петербурге. В последние годы основной причиной постоянного сокращения численности населения является уменьшение рождаемости. В соответствии с демографическим прогнозом число родившихся в Санкт-Петербурге продолжит сокращаться, в то время как миграционный прирост постепенно будет увеличиваться, что в итоге приведет к росту численности и перекосу структуры населения.

Ежегодно численность населения в возрасте старше трудоспособного, как и его доля в общей численности населения, будет постоянно увеличиваться. Подобный рост доли пожилых людей приводит к росту коэффициента демографической нагрузки на трудоспособное население. Рост демографической нагрузки также может быть объяснен образованием «демографической ямы», в которую постепенно входит не только население Санкт-Петербурга, но и всей страны. Уменьшение рождаемости в 1990-2005 годы не только приводит к наблюдаемому сокращению числа молодого населения трудоспособного возраста, но и к снижению рождаемости в последующие годы из-за уменьшения числа женщин репродуктивного возраста. Ожидаемая доля женщин во всем населении Санкт-Петербурга будет сокращаться, что может привести к изменениям на рынке труда, связанным с неудовлетворенным спросом на женский труд.

Положительной тенденцией является рост ожидаемой продолжительности жизни населения, однако острой проблемой населения Санкт-Петербурга является гораздо более низкая продолжительность жизни мужчин, причиной чему выступают высокие показатели смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Прогнозные значения также свидетельствуют о том, что в целом из-за низкой рождаемости и роста ожидаемой продолжительности жизни при рождении по Санкт-Петербургу ожидается общее старение населения, которое может быть лишь немного замедленно за счет трудовой миграции. Старение населения повлечет за собой ряд задач по организации его социального и медицинского обслуживания, а сокращение молодого населения в возрасте 18-25 лет приведет к конкуренции среди учреждений профессионального образования и нехватке молодой рабочей силы на рынке труда. Сложность привлечения молодежи из других регионов в свою очередь заключается в острой нехватке мест в студенческих и рабочих общежитиях.

Решение этих и ряда других прогнозируемых демографических проблем происходит на государственном уровне путем разработки и реализации государственных программ развития города. Для того чтобы численность населения города увеличивалась не только за счет миграционного, но и за счет естественного движения населения, в Стратегии развития Санкт-Петербурга и Концепции демографического развития обозначен ряд целей и задач по снижению остроты данной проблемы.

В части улучшения здоровья населения и увеличения продолжительности его жизни в стратегиях выделяют 2 основные цели:

  1. поддержать имеющийся потенциал здоровья населения для поддержания им активной социальной, трудовой и личной жизни;
  2. снизить смертность населения, особенно мужского, от внешних причин (несчастных случаев, травм, убийств).

Для достижения данных целей планируется масштабная пропаганда здорового образа жизни: от формирования системы позитивных жизненных установок при помощи рекламы и различных медицинских программ до создания условий для доступного занятия спортом на всей территории Санкт-Петербурга. Также запланирована подготовка мер по борьбе с насилием в семье, создание системы отслеживания качества услуг медицинских учреждений, разработка информационного обеспечения по соблюдению трудового законодательства и так далее. Всего определено порядка 50 мероприятий по улучшению здоровья населения и повышению продолжительности жизни граждан Санкт-Петербурга.

В стратегиях обозначены цели по созданию условий для роста уровня рождаемости посредством активации жизнедеятельности семьи, а именно:

  1. повысить значимость семьи (материнства и отцовства) в обществе;
  2. подготовить такие социально-экономические условия, в которых у семей появлялось бы желание иметь и воспитывать одного, двух и более детей;
  3. снижение показателей бесплодия женщин Санкт-Петербурга при помощь новейших медицинских технологий.

На пути к данным целям необходимо решение таких задач как создание благоприятных жилищных условий петербургским семьям путем расширения жилищного кредитования, усовершенствование системы государственной поддержки семей при помощи создания единой системы социальной поддержки семей с детьми, подготовка молодежи к собственной семейной жизни посредством проведения ознакомительных курсов с врачами и психологами. Стратегия развития включила в себя более 25 мероприятий, направленных на увеличение рождаемости в Санкт-Петербурге.

В области контроля над миграционным движением населения основной целью стратегического развития города является создания миграционного потока с такими качественными и количественными характеристиками, которые бы соответствовали нуждам для социально-экономического развития города. В частности для роста легальной трудовой иностранной рабочей силы необходимо увеличение мер по правильности регистрации трудовых иммигрантов в Санкт-Петербурге путем принятия новых детально проработанных нормативно-правовых актов. С другой стороны, важно снятие ряда административных барьеров на пути к привлечению иностранных рабочих. Для снижения оттока своей рабочей силы и еще большего вовлечения трудовых иммигрантов предстоит создать необходимые жилищные условия рабочим посредством (как и в случае с увеличением рождаемости) расширения жилищного фонда, подготовкой качественных мест в общежитиях, создания предприятиями путей предоставления ссуд для сотрудников, приобретающих собственную жилую площадь.

Стратегической целью Санкт-Петербурга при разработке мер по адаптации к старению населения является создание необходимых социально-экономических условий для максимизации вовлечения трудового потенциала людей в раннем пенсионном возрасте. Для этого планируется разработать систему повышения квалификации и переквалификации пожилых людей, подготовить базу для создания форм самозанятости лиц категории «старше трудоспособного возраста», повысить качество оказываемых социальных и медицинских услуг пожилым людям, создать финансовые механизмы, позволяющие пожилым людям иметь доступ к современным медицинским средствам, способным облегчить их жизнь.

По итогам реализации мероприятий, обозначенных для достижения поставленных целей, Концепция демографической политики Санкт-Петербурга и Стратегия-2030 ожидают получения следующих результатов:

  • повышение уровня рождаемости до уровня воспроизводства населения;
  • увеличение продолжительности жизни как у женщин, так и у мужчин;
  • рост ряда показателей здоровья населения;
  • снижение смертности населения от внешних причин, в частности, у мужчин в трудоспособном возрасте;
  • рост положительного сальдо миграции за счет легальной иностранной рабочей силы.

Большая часть ожидаемых результатов разработанной Концепции и Стратегии развития города соответствует значениям демографического прогноза, однако увеличение рождаемости предвидится только в краткосрочной перспективе – до 2017 года. В 2017 году прогнозируется небольшое превышение числа рождаемости над смертностью населения, после чего ожидается продолжение тенденции естественной убыли населения. В среднесрочной перспективе (в 2030 году) прогнозируется, что естественная убыль населения достигнет рекордно высоких значений ввиду снижения рождаемости как последствия демографической ямы и увеличения смертности населения.

В Стратегии-2030 в качестве целевого значения социально-экономического развития города выделяется ожидаемая продолжительность жизни петербуржцев при рождении на уровне 78 лет, что не в полной мере отвечает предсказанным значениям демографического прогноза. Ожидаемая продолжительность жизни в 78 лет уже достигнута женской половиной населения, однако среднее значение для населения в целом находится на более низком уровне ввиду мужской смертности: в 2030 году средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 76,3 года, женская – 80,3 года, мужская – 71,9 года. Для достижения ожидаемых результатов в стратегиях демографического развития необходимо больше внимания уделять мероприятиям по борьбе с мужской смертностью, в частности, улучшить экологическую обстановку на «вредных» производствах, где задействовано большое количество мужчин трудоспособного возраста, ужесточить требования к допуску до управления дорожно-транспортными средствами и т.д. Иными словами, минимизировать риск смертности мужского населения от экзогенных факторов.

В Концепции демографического развития и Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочную перспективу не нашли свое отражение тенденции, связанные со снижением доли женского населения в общей численности населения города. Также рассматриваемые стратегии не включают в себя меры по урегулированию ситуации возрастания доли населения младше трудоспособного возраста.

Описываемая в стратегиях развития Санкт-Петербурга демографическая ситуация, характеризующаяся невысоким уровнем рождаемости и постепенным старением населения, в полной мере учитывает аспекты прогнозируемой демографической ситуации. Данная тенденция характерна для большинства развитых стран мира: она создает предпосылки для образования рисков, завязанных на росте государственных расходов на социальную политику и на возрастании нагрузки на социальную инфраструктуру. Отмеченное в демографическом прогнозе снижение численности населения в трудоспособном возрасте находит решение в Стратегии-2030, где принимаются решения о реализации мер о привлечении еще большего объема иностранных трудовых ресурсов и разрабатываются мероприятия по урегулированию предстоящих «перекосов» на рынке труда.

По данным представленного прогноза можно сделать выводы о возрастающей численности населения Санкт-Петербурга, обусловленной не столько естественным, сколько миграционным движением населения. В среднесрочной перспективе рост смертности будет заметно опережать темпы рождаемости, что может быть объяснено сложившейся в 2000-х годах «демографической ямой». Также негативным для социально-экономического положения Санкт-Петербурга в перспективе окажется возрастающая демографическая нагрузка, вызванная увеличением доли населения нетрудоспособного возраста. Демографический прогноз также указывает, что в ближайшие 10 лет сократится доля женщин в общей численности населения, при этом сохранится тенденция большего долголетия женского населения Санкт-Петербурга. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении будет увеличиваться небольшими темпами.

Тенденции демографического развития Санкт-Петербурга находятся в непосредственной зависимости от ряда социально-экономических, экологических и политических событий. Результаты взаимодействия всех представленных сфер невозможно с точностью предугадать, поэтому в случае неблагоприятного развития событий на фоне подобной стратегической неопределенности возможно образование ряда смешанных проблем демографического и социально-экономического характера. Однако разработанные мероприятия демографической политики и социально-экономической стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года практически в полной мере соответствуют данным среднесрочного демографического прогноза по среднему варианту развития событий.


Библиографический список
  1. Предположительная численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года. Статистический бюллетень. Петростат, Санкт-Петербург, 2014 г.
  2. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Электронный ресурс http://spbstrategy2030.ru/
  3. Официальный сайт Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. Электронный ресурс http://cedipt.spb.ru/
  4. Официальный сайт Санкт-Петербурга. Электронный ресурс http://gov.spb.ru/

 



Все статьи автора «Королева Татьяна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: