Демографический прогноз [1], подготовленный территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), включает в себя расчет ряда демографических показателей, например, таких как численность населения на начало года и среднегодовая численность населения; численность мужчин и женщин; коэффициент демографической нагрузки; ожидаемая продолжительность жизни по полу и т.д. Прогноз содержит данные о демографической ситуации в Санкт-Петербурге в сравнении с аналогичными данными по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу.
Смысл составления данного прогноза заключается не столько в проведении математических операций над статистическими данными, сколько в правильности интерпретации исходных демографических показателей и научно обоснованном предвидении возможных демографических изменений с течением времени. На достоверность данных показателей в настоящее время существенно могут повлиять различные «внешние» факторы, такие как политическая и экономическая стабильность, уровень здравоохранения и качество жизни, состояние экологической обстановки и технологическое развитие общества.
Ключевым показателем построения прогноза демографического развития является прогнозируемая численность населения на начало года. В Санкт-Петербурге, как во всем Северо-Западном регионе и в стране в целом, данный показатель неуклонно растет.
Таблица 1. Численность населения на начало года, тысяч человек
2016 |
2020 |
2026 |
2031 |
|
Российская Федерация |
144019,3 |
144473,4 |
144177,9 |
143194,3 |
С-З федеральный округ |
13860,3 |
14040,6 |
14249,3 |
14347,7 |
г. Санкт-Петербург |
5246,5 |
5556,8 |
6010,2 |
6352,8 |
Численность населения учитывает миграционные потоки, поэтому для определения степени воспроизводства населения рассчитывается естественное движение населения. Естественное движение населения представляет собой обобщенную совокупность рождений и смертей, которая воздействует на численность населения так называемым естественным путем. Общие коэффициенты рождаемости и смертности рассчитываются как отношение соответственно числа родившихся живыми и числа умерших в течение одного календарного года к среднегодовой численности населения.
После 2018 года ожидается, что темп естественного прироста населения Санкт-Петербурга не только будет уменьшаться, но и примет отрицательные значения. Данную ситуацию можно объяснить тем, что в ближайшее десятилетие абсолютное число женщин, находящихся в активном репродуктивном возрасте (20-35 лет) продолжит сокращаться, что повлечет за собой уменьшение числа родившихся. Складывающаяся ситуация обусловлена значительным снижением числа рождений в 1990-2005 годы, таким образом, возможность наблюдать сколько-нибудь значительное увеличение рождаемости будет лишь минимум через два десятилетия.
Ввиду сложившейся «демографической ямы» ожидается ухудшение положения трудоспособного населения: численность нетрудоспособного населения Санкт-Петербурга относительно трудоспособного увеличится на 10% за 10 лет. Подобная тенденция наблюдается и по России в целом. В ближайшее десятилетие доля «производительного» населения Санкт-Петербурга в общей численности населения сократится на 2,2%. Это произойдет в равной мере как за счет увеличения доли населения моложе трудоспособного возраста, так и за счет доли населения старше трудоспособного возраста.
Рисунок 1 - Структура численности населения г. Санкт-Петербурга по основным возрастным группам, на начало года
По статистике мальчиков рождается всегда больше, чем девочек, однако на рубеже 30 лет доля женщин в каждой последующей возрастной группе начинает увеличиваться. По состоянию на 1 января 2014 года общее число женщин в населении Санкт-Петербурга составило 54,4%. В соответствии с демографическим прогнозом их доля будет постепенно снижаться, таким образом, к 1 января 2031 года ожидаемая доля женщин во всем населении Санкт-Петербурга составит 52,1%.
Еще одним важным показателем при построении демографического прогноза является ожидаемая продолжительность жизни, которая характеризует уровень смертности населения. В начале XX века уровень ожидаемой продолжительности жизни в России не многим превышал рубеж в 30 лет. Прогнозные значения этого показателя свидетельствуют о том, что в период с 2015 по 2030 годы ожидаемая продолжительность жизни населения Санкт-Петербурга увеличится в среднем на 2 года: с 69,7 лет в 2015 году до 71,9 лет в 2030 году у мужчин, и с 78,6 лет до 80,3 лет за аналогичный период у женщин.
Рисунок 2 - Ожидаемая продолжительность жизни населения Санкт-Петербурга по полу, число лет
Составление демографического прогноза затрагивает не только естественное население, но и миграционное. Миграционный прирост населения рассчитывается как разница между количеством прибывших и выбывших людей на данной территории. Положительные значения миграционного прогноза, рассчитанные Петростатом, свидетельствуют о постоянно возрастающем превышении числа прибывающих в Санкт-Петербург над выезжающими из него. Подобная тенденция наблюдается и для всего Северо-Западного федерального округа, и для России в целом.
Несмотря на очевидные различия воспроизводственных и миграционных процессов между ними есть взаимодействие, которое напрямую относится к предмету изучения демографии. Так, миграционная подвижность населения определенным образом влияет на рождаемость, смертность, брачность и уровень здоровья мигрирующих масс, что как раз и служит фактором воспроизводства населения.
Эти и многие другие прогнозные демографические расчеты осуществляются с единственной целью – обеспечить общество, в том числе органы государственной власти, своевременно рассчитанными данными для разработки стратегий по улучшению демографического и социально-экономического положения
В настоящее время основополагающей работой по планированию улучшения социально-экономического положения Санкт-Петербурга является Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года [2] (или Стратегия – 2030), цель которой заключается в повышении качества жизни своих граждан и создании устойчивого экономического роста.
Разработка данной стратегии – заслуга Комитета по экономической политике и стратегическому планированиюСанкт-Петербурга [3] и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В ней учтены все требования действующего законодательства, а также мировая практика долгосрочного городского планирования. Стратегия была утверждена 13 мая 2014 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга№ 355 [4].
Стратегия-2030 определяет основную цель, приоритетные направления, ресурсы и механизм реализации социально-экономического развития города на период до 2030 года. В данной работе представлено 113 целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга, для каждой из которых определены свои целевые значения, на основании которых в дальнейшем можно будет судить об успешности решения поставленных задач. Данные показатели сформированы с помощью статистических методов, рассчитаны на основе проведенных опросов или международных методик.
Стратегия-2030 подразумевает поэтапное достижение поставленной цели. Для этого Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга разработан ряд государственных программ развития города на период с 2015 по 2020 год, таких как Развитие здравоохранения, Развитие образования, Социальная поддержка граждан, Экономическая политика и экономика знаний в Санкт-Петербурге и т.д.
Концепция демографического развития Санкт-Петербургана период до 2015 года обозначает основные задачи и приоритетные направления государственного воздействия на демографическую ситуацию. Важность ее разработки заключается в необходимости решения ряда не только демографических, но и социально-экономических проблем города. Данная концепция выступает как составная часть Концепции демографического развития Российской Федерации до 2025 года и находится в тесной взаимосвязи с Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
На основе Концепции разрабатывается ряд программ, направленных на урегулирование демографических проблем в городе. На первом этапе ее реализации (2006-2008 годы) разрабатывались планы проектов по решению задач демографического характера. В настоящее же время к концу подходит второй этап (2009-2015 годы), в рамках которого данные программы реализуются и анализируется сложившаяся демографическая ситуация для разработки дальнейших мер по улучшению демографической ситуации в городе.
Концепция демографического развития Санкт-Петербурга определяет цели и задачи в ряде областей функционирования города, таких как повышение уровня рождаемости, контроль миграционных потоков, поддержка экономики и социальной инфраструктуры города в условиях старения населении. Концепции демографической политики, как и Стратегия-2030, рассчитываются на среднесрочную перспективу, поэтому важно проводить мониторинг промежуточных результатов и оценивать актуальность проводимых мер в соответствии с показателями, на основе которых они разрабатывались.
Демографические тенденции развития Санкт-Петербурга находятся в непосредственной связи с социальной, экономической, экологической и политической сферами, результаты взаимодействия которых невозможно с точностью предугадать. В случае неблагоприятного развития событий на фоне подобной стратегической неопределенности возможно формирование ряда смешанных проблем демографического и социально-экономического характера.
Разработанный демографический прогноз предоставляет данные, на основе которых можно судить о надвигающихся демографических проблемах в Санкт-Петербурге. В последние годы основной причиной постоянного сокращения численности населения является уменьшение рождаемости. В соответствии с демографическим прогнозом число родившихся в Санкт-Петербурге продолжит сокращаться, в то время как миграционный прирост постепенно будет увеличиваться, что в итоге приведет к росту численности и перекосу структуры населения.
Ежегодно численность населения в возрасте старше трудоспособного, как и его доля в общей численности населения, будет постоянно увеличиваться. Подобный рост доли пожилых людей приводит к росту коэффициента демографической нагрузки на трудоспособное население. Рост демографической нагрузки также может быть объяснен образованием «демографической ямы», в которую постепенно входит не только население Санкт-Петербурга, но и всей страны. Уменьшение рождаемости в 1990-2005 годы не только приводит к наблюдаемому сокращению числа молодого населения трудоспособного возраста, но и к снижению рождаемости в последующие годы из-за уменьшения числа женщин репродуктивного возраста. Ожидаемая доля женщин во всем населении Санкт-Петербурга будет сокращаться, что может привести к изменениям на рынке труда, связанным с неудовлетворенным спросом на женский труд.
Положительной тенденцией является рост ожидаемой продолжительности жизни населения, однако острой проблемой населения Санкт-Петербурга является гораздо более низкая продолжительность жизни мужчин, причиной чему выступают высокие показатели смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Прогнозные значения также свидетельствуют о том, что в целом из-за низкой рождаемости и роста ожидаемой продолжительности жизни при рождении по Санкт-Петербургу ожидается общее старение населения, которое может быть лишь немного замедленно за счет трудовой миграции. Старение населения повлечет за собой ряд задач по организации его социального и медицинского обслуживания, а сокращение молодого населения в возрасте 18-25 лет приведет к конкуренции среди учреждений профессионального образования и нехватке молодой рабочей силы на рынке труда. Сложность привлечения молодежи из других регионов в свою очередь заключается в острой нехватке мест в студенческих и рабочих общежитиях.
Решение этих и ряда других прогнозируемых демографических проблем происходит на государственном уровне путем разработки и реализации государственных программ развития города. Для того чтобы численность населения города увеличивалась не только за счет миграционного, но и за счет естественного движения населения, в Стратегии развития Санкт-Петербурга и Концепции демографического развития обозначен ряд целей и задач по снижению остроты данной проблемы.
В части улучшения здоровья населения и увеличения продолжительности его жизни в стратегиях выделяют 2 основные цели:
- поддержать имеющийся потенциал здоровья населения для поддержания им активной социальной, трудовой и личной жизни;
- снизить смертность населения, особенно мужского, от внешних причин (несчастных случаев, травм, убийств).
Для достижения данных целей планируется масштабная пропаганда здорового образа жизни: от формирования системы позитивных жизненных установок при помощи рекламы и различных медицинских программ до создания условий для доступного занятия спортом на всей территории Санкт-Петербурга. Также запланирована подготовка мер по борьбе с насилием в семье, создание системы отслеживания качества услуг медицинских учреждений, разработка информационного обеспечения по соблюдению трудового законодательства и так далее. Всего определено порядка 50 мероприятий по улучшению здоровья населения и повышению продолжительности жизни граждан Санкт-Петербурга.
В стратегиях обозначены цели по созданию условий для роста уровня рождаемости посредством активации жизнедеятельности семьи, а именно:
- повысить значимость семьи (материнства и отцовства) в обществе;
- подготовить такие социально-экономические условия, в которых у семей появлялось бы желание иметь и воспитывать одного, двух и более детей;
- снижение показателей бесплодия женщин Санкт-Петербурга при помощь новейших медицинских технологий.
На пути к данным целям необходимо решение таких задач как создание благоприятных жилищных условий петербургским семьям путем расширения жилищного кредитования, усовершенствование системы государственной поддержки семей при помощи создания единой системы социальной поддержки семей с детьми, подготовка молодежи к собственной семейной жизни посредством проведения ознакомительных курсов с врачами и психологами. Стратегия развития включила в себя более 25 мероприятий, направленных на увеличение рождаемости в Санкт-Петербурге.
В области контроля над миграционным движением населения основной целью стратегического развития города является создания миграционного потока с такими качественными и количественными характеристиками, которые бы соответствовали нуждам для социально-экономического развития города. В частности для роста легальной трудовой иностранной рабочей силы необходимо увеличение мер по правильности регистрации трудовых иммигрантов в Санкт-Петербурге путем принятия новых детально проработанных нормативно-правовых актов. С другой стороны, важно снятие ряда административных барьеров на пути к привлечению иностранных рабочих. Для снижения оттока своей рабочей силы и еще большего вовлечения трудовых иммигрантов предстоит создать необходимые жилищные условия рабочим посредством (как и в случае с увеличением рождаемости) расширения жилищного фонда, подготовкой качественных мест в общежитиях, создания предприятиями путей предоставления ссуд для сотрудников, приобретающих собственную жилую площадь.
Стратегической целью Санкт-Петербурга при разработке мер по адаптации к старению населения является создание необходимых социально-экономических условий для максимизации вовлечения трудового потенциала людей в раннем пенсионном возрасте. Для этого планируется разработать систему повышения квалификации и переквалификации пожилых людей, подготовить базу для создания форм самозанятости лиц категории «старше трудоспособного возраста», повысить качество оказываемых социальных и медицинских услуг пожилым людям, создать финансовые механизмы, позволяющие пожилым людям иметь доступ к современным медицинским средствам, способным облегчить их жизнь.
По итогам реализации мероприятий, обозначенных для достижения поставленных целей, Концепция демографической политики Санкт-Петербурга и Стратегия-2030 ожидают получения следующих результатов:
- повышение уровня рождаемости до уровня воспроизводства населения;
- увеличение продолжительности жизни как у женщин, так и у мужчин;
- рост ряда показателей здоровья населения;
- снижение смертности населения от внешних причин, в частности, у мужчин в трудоспособном возрасте;
- рост положительного сальдо миграции за счет легальной иностранной рабочей силы.
Большая часть ожидаемых результатов разработанной Концепции и Стратегии развития города соответствует значениям демографического прогноза, однако увеличение рождаемости предвидится только в краткосрочной перспективе – до 2017 года. В 2017 году прогнозируется небольшое превышение числа рождаемости над смертностью населения, после чего ожидается продолжение тенденции естественной убыли населения. В среднесрочной перспективе (в 2030 году) прогнозируется, что естественная убыль населения достигнет рекордно высоких значений ввиду снижения рождаемости как последствия демографической ямы и увеличения смертности населения.
В Стратегии-2030 в качестве целевого значения социально-экономического развития города выделяется ожидаемая продолжительность жизни петербуржцев при рождении на уровне 78 лет, что не в полной мере отвечает предсказанным значениям демографического прогноза. Ожидаемая продолжительность жизни в 78 лет уже достигнута женской половиной населения, однако среднее значение для населения в целом находится на более низком уровне ввиду мужской смертности: в 2030 году средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 76,3 года, женская – 80,3 года, мужская – 71,9 года. Для достижения ожидаемых результатов в стратегиях демографического развития необходимо больше внимания уделять мероприятиям по борьбе с мужской смертностью, в частности, улучшить экологическую обстановку на «вредных» производствах, где задействовано большое количество мужчин трудоспособного возраста, ужесточить требования к допуску до управления дорожно-транспортными средствами и т.д. Иными словами, минимизировать риск смертности мужского населения от экзогенных факторов.
В Концепции демографического развития и Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочную перспективу не нашли свое отражение тенденции, связанные со снижением доли женского населения в общей численности населения города. Также рассматриваемые стратегии не включают в себя меры по урегулированию ситуации возрастания доли населения младше трудоспособного возраста.
Описываемая в стратегиях развития Санкт-Петербурга демографическая ситуация, характеризующаяся невысоким уровнем рождаемости и постепенным старением населения, в полной мере учитывает аспекты прогнозируемой демографической ситуации. Данная тенденция характерна для большинства развитых стран мира: она создает предпосылки для образования рисков, завязанных на росте государственных расходов на социальную политику и на возрастании нагрузки на социальную инфраструктуру. Отмеченное в демографическом прогнозе снижение численности населения в трудоспособном возрасте находит решение в Стратегии-2030, где принимаются решения о реализации мер о привлечении еще большего объема иностранных трудовых ресурсов и разрабатываются мероприятия по урегулированию предстоящих «перекосов» на рынке труда.
По данным представленного прогноза можно сделать выводы о возрастающей численности населения Санкт-Петербурга, обусловленной не столько естественным, сколько миграционным движением населения. В среднесрочной перспективе рост смертности будет заметно опережать темпы рождаемости, что может быть объяснено сложившейся в 2000-х годах «демографической ямой». Также негативным для социально-экономического положения Санкт-Петербурга в перспективе окажется возрастающая демографическая нагрузка, вызванная увеличением доли населения нетрудоспособного возраста. Демографический прогноз также указывает, что в ближайшие 10 лет сократится доля женщин в общей численности населения, при этом сохранится тенденция большего долголетия женского населения Санкт-Петербурга. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении будет увеличиваться небольшими темпами.
Тенденции демографического развития Санкт-Петербурга находятся в непосредственной зависимости от ряда социально-экономических, экологических и политических событий. Результаты взаимодействия всех представленных сфер невозможно с точностью предугадать, поэтому в случае неблагоприятного развития событий на фоне подобной стратегической неопределенности возможно образование ряда смешанных проблем демографического и социально-экономического характера. Однако разработанные мероприятия демографической политики и социально-экономической стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года практически в полной мере соответствуют данным среднесрочного демографического прогноза по среднему варианту развития событий.
Библиографический список
- Предположительная численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года. Статистический бюллетень. Петростат, Санкт-Петербург, 2014 г.
- Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Электронный ресурс http://spbstrategy2030.ru/
- Официальный сайт Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. Электронный ресурс http://cedipt.spb.ru/
- Официальный сайт Санкт-Петербурга. Электронный ресурс http://gov.spb.ru/