Государственные структуры, в отличие от коммерческих организаций, призваны решать задачи государственного масштаба в рамках субъектов РФ. Однако несмотря на то, что их задачи не связаны с получением прибыли, эффективность их деятельности как предмета исследования экономической науки заслуживает внимания с точки зрения развития экономики страны и ее политического имиджа [1, 2, 3]. В определенном смысле опыт функционирования государственных структур может быть полезен и частному бизнесу в плане организации труда подчиненных, управления рабочим временем, построения алгоритмов достижения поставленных целей [4, 5]. Рассмотрим структуру функционирования, проблемы и их решения для одного республиканского представительства РФ.
Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации начало осуществлять свою деятельность в августе 1996 года. Основные задачи данной организации заключаются в осуществлении функций по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Республики Коми с федеральными органами государственной власти Северо-Западного федерального округа (СЗФО), а также органами государственной власти субъектов РФ, которые расположены в пределах СЗФО по вопросам, затрагивающим интересы Республики Коми.
Представительство в своей деятельности руководствуется главными законами Российской Федерации, изложенными в Конституции, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распоряжениями и указами Президента РФ, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Коми.
Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации является юридическим лицом, что определяет ее деятельность. Данная организация располагает собственными счетами, обособленным имуществом, имеет собственный угловой штамп и круглую гербовую печать.
Представительство Республики Коми регулярно принимает участие в крупных международных и межрегиональных форумах, совещаниях, конференциях, а также самостоятельно проводит и инициирует мероприятия с участием представителей иных субъектов Российской Федерации. Например, при участии представительства были проведены такие мероприятия как Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, фестиваль творческой молодежи «Связь времен», студенческий форум.
Определенным индикатором работы Представительства Республики Коми по развитию экономических связей является то, что за 2005-2013 годы потенциальные партнеры, привлеченные Представительством, рассматривали возможность инвестиций в проекты на территории республики на общую сумму более 300 миллиардов рублей. За годы работы Представительства значительно увеличился товарооборот Республики Коми с регионами Северо-запада России (более чем в 10 раз). Эта тенденция сохраняется и в настоящее время, что характеризует степень эффективности его работы [6, 7, 8].
В 2012 году Представительством Республики Коми была разработана Ведомственная целевая программа «Содействие в формировании положительного имиджа Республики Коми и продвижение его в СЗФО» (2012-2014 годы), в рамках выполнения которой только за период с января 2013 года по июль 2014 года с экономическим и инвестиционным потенциалом Республики Коми ознакомлены более 450 компаний, среди которых банки, консалтинговые компании, инвестиционные организации, строительные предприятия, промышленные организации, туристические и иные компании.
Только в 2014 году созданы рабочие группы: по реализации инвестиционного проекта ООО «Русские лесные пеллеты – СПб» по созданию в Республике Коми лесоперерабатывающего комплекса по производству пиломатериалов и пеллет на сумму 1 миллиард 153 миллиона рублей; по реализации инвестиционного предложения компании «Превентус-капитал» по утилизации опасных промышленных отходов (сумма инвестиционных вложений компании составляет до 70 млн. рублей). Также привлечен инвестор ООО «Промышленная экотехнология» и реализуется проект по переработке нефтешламов в городе Усинске с общим объемом инвестиций 120 млн. рублей.
За последние 5 лет Представительством Республики Коми совместно с коми землячеством «Неватос» было проведено более 150 крупных мероприятий, в том числе с молодежью, общим охватом более 10 тысяч человек. Представительство тесно сотрудничает с командованием и военнослужащими воинских частей, где проходят службу призывники из Республики Коми, в частности с воинской частью № 75752, где в течение восьми лет прошли службу около 500 солдат из региона.
Представительством осуществляется поиск и внедрение инновационных форм и методов работы. К их числу относится широкое использование современных коммуникационных технологий [9, 10, 11]. Так, например, Представительство совместно с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе первым на Северо-западе России организовало видеоконференцию между военнослужащими и их родственниками. В настоящее время видеоконференции широко используются как для презентаций экономического потенциала Республики Коми, так и в качестве площадки для экспертов по обсуждению актуальных вопросов (государственно-частное партнерство, инновации, инвестиции).
В 2010 году впервые в истории Республики Коми организованы гастроли в Сыктывкаре ведущих Санкт-Петербургских театров (Театр «На Литейном» и Театр комедии имени Акимова), в Санкт-Петербурге, театра драмы имени Виктора Савина.
В 2008 по инициативе Представительства Республики Коми впервые делегация дипломатического корпуса Санкт-Петербурга в составе 30 консулов посетила Республику Коми. Эта форма работы была одобрена Министерством иностранных дел России, и сегодня опыт Представительства применяют другие регионы СЗФО. За три последних года Представительство заключило 14 соглашений о сотрудничестве, в том числе с Северо-Западным региональным отделением Российского Союза Туристской индустрии, Финско-Российской торговой палатой.
Деятельность Представительства РК регулярно получает высокую оценку от губернаторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Было отмечено, что управленческий и организационный механизм, который использует в своей работе Представительство, позволил существенно расширить взаимодействие Санкт-Петербурга и республики Коми по разным направлениям.
Структурно Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации состоит из нескольких отделов: секретариат, социально-производственный отдел, финансово-экономический отдел и экономический сектор. Общая численность сотрудников Представительства составляет 11 человек.
В целях выполнения работ по обеспечению деятельности Представительства в январе 2013 было создано подведомственное учреждение: государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление по обеспечению деятельности Представительства Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. Общая численность сотрудников ГКУ составляет 25 человек.
В июне 2014 года возникла необходимость организации нового направления работы – взаимодействие со средствами массовой информации Республики Коми, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На работу был принят специалист по связям с общественностью. За прошедшие четыре месяца были достигнуты положительные результаты, а именно, была налажена работа со СМИ Республики Коми, обновлена базовая информация на официальном сайте, создана официальная группа в социальной сети Вконтакте и полные базы данных СМИ Республики Коми, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Однако в работе пресс-службы наблюдается несколько серьезных проблем, на которых следует остановиться: сайт Представительства уже давно устарел (ввиду редкой и непериодичной работы над его обновлением) и нуждается в полной модернизации, которую необходимо проводить силами профессионалов, разбирающихся в архитектуре создания сайтов для наиболее эффективной организации процедуры привлечения аудитории [12, 13, 14]; средства массовой информации Санкт-Петербурга и Ленинградской области не проявляют желаемого интереса и должной активности (уровень которой устроил бы само Представительство) к различным мероприятиям, проводимым Представительством Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. В частности, без какого-либо ощутимого внимания осталось и последнее масштабное мероприятие: презентация инновационных проектов Республики Коми в рамках VII Международного инновационного форума [15, 16].
Проблема отсутствия внимания со стороны СМИ может быть обусловлена несколькими факторами: мероприятия, проводимые региональными органами государственной власти не всегда интересны местным средствам массовой информации, либо не подходят по направленности печатного издания или программной политики телевизионных или радио каналов [17, 18, 19]. Возможно, это объясняется недостаточно полными пресс-релизами, предоставленными в редакции или отсутствием личных контактов с журналистами [20, 21].
Пути решения проблемы представляются таковыми: необходимо в кратчайшие сроки наиболее эффективными методами наладить связь с журналистами нескольких профильных изданий Санкт-Петербурга посредством личного участия представителя пресс-службы в крупных международных мероприятиях, проводимых в Санкт-Петербурге, где деятельность Представительства Республики Коми не будет отображена. Также следует наладить систему информационной рассылки, добавить в существующий перечень адресатов рассылки больше профильных изданий [22, 23, 24], а кроме того следует отрегулировать работу с пресс-службами иных Представительств регионов Российской Федерации в Санкт-Петербурге на взаимовыгодной основе. Возможным выходом из ситуации может послужить проведение крупной PR-кампании, организация пресс-тура в Республику Коми или Медиафорума в Санкт-Петербурге, к работе в котором будут приглашены известные журналисты Санкт-Петербурга для обмена опытом с коллегами из республики [25, 26, 27]. Также необходимо при написании пресс-релизов, рассылаемых по СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, делать акцент на конкретные детали и деловые предложения, возможности для сотрудничества, которые могут заинтересовать конкретное СМИ, проводить так называемую индивидуальную адресную рассылку [28, 29]. Как показала практика массовая рассылка не целесообразна ввиду своей неэффективности, что предопределяется отношением общества в целом к различной массовой рекламе и предложениям как к спаму, не представляющему интереса для отдельного адресата [30, 31].
Вторая проблема, касающаяся модернизации устаревшей версии официального сайта, находится в процессе решения. Налажены контакты со специалистами, которые в данный момент занимаются реализацией пробной версии нового сайта: разрабатывается фирменный стиль, в рамках традиционной для региона цветовой гаммы, готовится обновленный текст для размещения на страницах [32, 33], а также подбираются фотографии и видео для создания альбомов, различные документы, нормативно-правовая база и отчетность. Презентация нового Интернет-ресурса была запланирована и успешно реализована в 2015 году. Подобные методы продвижения компаний и их мероприятий уже давно зарекомендовали себя как крайне эффективные, что и предопределяет их массовое применение государственными и частными организациями [34, 35].
Подводя итоги, можно прийти к выводу о высокой сложности обеспечения эффективного функционирования государственных структур, наличии задач, требующих квалифицированных кадров. В этом плане общественное мнение о неэффективности работы государственных служащих не находит подтверждения, а обосновано вышеуказанными причинами [36, 37]. Также стоит добавить, что управление государственными компаниями, предприятиями, организациями подчиняется тем же законам экономической науки, что и управление коммерческими фирмами, обосновывая целесообразность совместного рассмотрения проблем государства и частного сектора [38, 39].
Библиографический список
- Ананишнов В.В., Ананишнова О.В. Экономика и логистика ресурсных циклов. СПб.: СПбГУТ, 2008. – 182 с.
- Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
- Сурмилова Е.С. Инновационная политика как инструмент минимизации рисков и стимулирования экономического развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2008. № 2. С. 93-95.
- Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
- Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
- Суховей А.Ф. Проблемы обеспечения инновационной безопасности в Российской Федерации // Экономика региона. – 2014. – № 4. – С. 141-152.
- Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
- Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
- Гершман М.А., Кузнецова Т.Е. Оплата труда по результатам в российском секторе исследований и разработок // Форсайт. 2014. Т. 8. № 3. С. 58-69.
- Карпушин Е.С., Леонова К.В. Проблемы реализации социального проекта // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 541-544.
- Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
- Пашинцева Н.И., Масляненко А.П. Официальная статистика – основа для оценки вклада науки в экономику страны // Вопросы статистики. – 2013. – № 12. – С. 55-61.
- Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
- Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
- Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
- Фролов И.Э., Ганичев Н.А., Кошовец О.Б. Долгосрочный прогноз производственных возможностей высокотехнологичных отраслей экономики РФ // Проблемы прогнозирования. – 2013. – № 3. – С. 48-58.
- Карпушин Е.С. Жизнеспособность проекта как инструмент принятия решения о его финансировании // Гуманитарные научные исследования. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 8. – С. 100-102. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7457.
- Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
- Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
- Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
- Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
- Балацкий Е.В., Сергеева В.В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. М.: Некоммерческое партнерство «Редакция журнала «Вопросы экономики», 2014, №2. – С. 133-148.
- Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
- Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
- Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
- Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
- Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
- Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
- Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
- Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011, №9-10. с. 56-60.
- Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
- Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
- Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
- Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
- Карпушин Е.С. Ограниченные возможности кодирования при защите от несанкционированного доступа // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 10. – С. 23-26. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4622.
- Карпушин Е.С. Производство энергии как элемент экологической безопасности // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 9. – С. 3-5. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4294.
- Фонотов А.Г. Роль государственной научно-технической политики в повышении инновационной активности российских предприятий // Проблемы прогнозирования. – 2013. – № 3. – С. 35-47.
- Карпушин Е.С. Хаос и его трактовка в технических науках // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 7. – С. 37-40. [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/07/4127.
- Ананишнов В.В. Логистика. СПб: СПбГУТ, 2013. – 99 с.