УДК 330.341.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН

Борисова Анастасия Сергеевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация
В статье описывается работа Представительства республики Коми в Северо-западном регионе, его роль в налаживании деловых контактов с организациями Санкт-Петербурга. Рассматриваются достоинства и недостатки его работы, приводятся конкретные предложения и рекомендации по организации работ, способных повысить эффективность работы всего Представительства.

Ключевые слова: государство, закон, организация, представительство, программа, структура, субъект, эффективность


EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF THE STATE STRUCTURES AT ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO REGION

Borisova Anastasiya Sergeevna
The St.-Petersburg humanitarian university of trade unions

Abstract
In the article work of the Representation office of republic Komi in Northwest region, its role in adjustment of business contacts to the organizations of St.-Petersburg is described. Merits and lacks of its work are considered, specific proposals and recommendations on the organization of the works, capable to raise an overall performance of all Representation office are resulted.

Keywords: efficiency, law, organization, program, representation office, state, structure, subject


Библиографическая ссылка на статью:
Борисова А.С. Эффективность функционирования государственных структур при привлечении инвестиций в регион // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/09/3366 (дата обращения: 12.09.2024).

Государственные структуры, в отличие от коммерческих организаций, призваны решать задачи государственного масштаба в рамках субъектов РФ. Однако несмотря на то, что их задачи не связаны с получением прибыли, эффективность их деятельности как предмета исследования экономической науки заслуживает внимания с точки зрения развития экономики страны и ее политического имиджа [1, 2, 3]. В определенном смысле опыт функционирования государственных структур может быть полезен и частному бизнесу в плане организации труда подчиненных, управления рабочим временем, построения алгоритмов достижения поставленных целей [4, 5]. Рассмотрим структуру функционирования, проблемы и их решения для одного республиканского представительства РФ.

Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации начало осуществлять свою деятельность в августе 1996 года. Основные задачи данной организации заключаются в осуществлении функций по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Республики Коми с федеральными органами государственной власти Северо-Западного федерального округа (СЗФО),  а также органами государственной власти субъектов РФ, которые  расположены в пределах СЗФО по вопросам, затрагивающим интересы Республики Коми.

Представительство в своей деятельности руководствуется главными законами Российской Федерации, изложенными в Конституции, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации, распоряжениями и указами Президента РФ, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Коми.

Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации является юридическим лицом, что определяет ее деятельность. Данная организация располагает собственными счетами, обособленным имуществом, имеет собственный угловой штамп и круглую гербовую печать.

Представительство Республики Коми регулярно принимает участие в крупных международных и межрегиональных форумах, совещаниях, конференциях, а также самостоятельно проводит и инициирует мероприятия с участием представителей иных субъектов Российской Федерации. Например, при участии представительства были проведены такие мероприятия как Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, фестиваль творческой молодежи «Связь времен», студенческий форум.

Определенным индикатором работы Представительства Республики Коми по развитию экономических связей является то, что за 2005-2013 годы  потенциальные партнеры, привлеченные Представительством, рассматривали возможность инвестиций в проекты на территории республики на общую сумму более 300 миллиардов рублей. За годы работы Представительства  значительно увеличился товарооборот Республики Коми с регионами Северо-запада России (более чем в 10 раз). Эта тенденция сохраняется и в настоящее время, что характеризует степень эффективности его работы [6, 7, 8].

В 2012 году Представительством Республики Коми была разработана Ведомственная целевая программа «Содействие в формировании положительного имиджа Республики Коми и продвижение его в СЗФО» (2012-2014 годы), в рамках выполнения которой только за период с января 2013 года по июль 2014 года с экономическим и инвестиционным потенциалом Республики Коми ознакомлены более 450 компаний, среди которых банки, консалтинговые компании, инвестиционные организации, строительные предприятия, промышленные организации, туристические и иные компании.

Только в 2014 году созданы рабочие группы: по реализации инвестиционного проекта ООО «Русские лесные пеллеты – СПб» по созданию в Республике Коми лесоперерабатывающего комплекса по производству пиломатериалов и пеллет на сумму 1 миллиард 153 миллиона рублей; по реализации инвестиционного предложения компании «Превентус-капитал» по утилизации опасных промышленных отходов (сумма инвестиционных вложений компании составляет до 70 млн. рублей). Также привлечен инвестор ООО «Промышленная экотехнология» и реализуется проект по переработке нефтешламов в городе Усинске с общим объемом инвестиций 120 млн. рублей.

За последние 5 лет Представительством Республики Коми совместно с коми землячеством «Неватос» было проведено более 150 крупных мероприятий, в том числе с молодежью, общим охватом более 10 тысяч человек. Представительство тесно сотрудничает с командованием и военнослужащими воинских частей, где проходят службу призывники из Республики Коми, в частности с воинской частью № 75752, где в течение восьми лет прошли службу около 500 солдат из региона.

Представительством осуществляется поиск и внедрение инновационных форм и методов работы. К их числу относится широкое использование современных коммуникационных технологий [9, 10, 11]. Так, например, Представительство совместно с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе первым на Северо-западе России организовало видеоконференцию между военнослужащими и их родственниками. В настоящее время видеоконференции широко используются как для презентаций экономического потенциала Республики Коми, так и в качестве площадки для экспертов по обсуждению актуальных вопросов (государственно-частное партнерство, инновации, инвестиции).

В 2010 году впервые в истории Республики Коми организованы гастроли в Сыктывкаре ведущих Санкт-Петербургских театров (Театр «На Литейном» и Театр комедии имени Акимова), в Санкт-Петербурге, театра драмы имени Виктора Савина.

В 2008 по инициативе Представительства Республики Коми впервые делегация дипломатического корпуса Санкт-Петербурга в составе 30 консулов посетила Республику Коми. Эта форма работы была одобрена Министерством иностранных дел России, и сегодня опыт Представительства применяют другие регионы СЗФО. За три последних года Представительство заключило 14 соглашений о сотрудничестве, в том числе с Северо-Западным региональным отделением Российского Союза Туристской индустрии, Финско-Российской торговой палатой.

Деятельность Представительства РК регулярно получает высокую оценку от губернаторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Было отмечено, что управленческий и организационный механизм, который использует в своей работе Представительство, позволил существенно расширить взаимодействие Санкт-Петербурга и республики Коми по разным направлениям.

Структурно Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации состоит из нескольких отделов: секретариат, социально-производственный отдел, финансово-экономический отдел и экономический сектор. Общая численность сотрудников Представительства составляет 11 человек.

В целях выполнения работ по обеспечению деятельности Представительства в январе 2013 было создано подведомственное учреждение: государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление по обеспечению деятельности Представительства Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. Общая численность сотрудников ГКУ составляет 25 человек.

В июне 2014 года возникла необходимость организации нового направления работы – взаимодействие со средствами массовой информации Республики Коми, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На работу был принят специалист по связям с общественностью. За прошедшие четыре месяца были достигнуты положительные результаты, а именно, была налажена работа со СМИ Республики Коми, обновлена базовая информация на официальном сайте, создана официальная группа в социальной сети Вконтакте и полные базы данных СМИ Республики Коми, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Однако в работе пресс-службы наблюдается несколько серьезных проблем, на которых следует остановиться: сайт Представительства уже давно устарел (ввиду редкой и непериодичной работы над его обновлением) и нуждается в полной модернизации, которую необходимо проводить силами профессионалов, разбирающихся в архитектуре создания сайтов для наиболее эффективной организации процедуры привлечения аудитории [12, 13, 14]; средства массовой информации Санкт-Петербурга и Ленинградской области не проявляют желаемого интереса и должной активности (уровень которой устроил бы само Представительство) к различным мероприятиям, проводимым Представительством Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. В частности, без какого-либо ощутимого внимания осталось и последнее масштабное мероприятие: презентация инновационных проектов Республики Коми в рамках VII Международного инновационного форума [15, 16].

Проблема отсутствия внимания со стороны СМИ может быть обусловлена несколькими факторами: мероприятия, проводимые региональными органами государственной власти не всегда интересны  местным средствам массовой информации, либо не подходят по направленности печатного издания или программной политики телевизионных или радио каналов [17, 18, 19]. Возможно, это объясняется недостаточно полными пресс-релизами, предоставленными в редакции или отсутствием личных контактов с журналистами [20, 21].

Пути решения проблемы представляются таковыми: необходимо в кратчайшие сроки наиболее эффективными методами наладить связь с журналистами нескольких профильных изданий Санкт-Петербурга посредством личного участия представителя пресс-службы в крупных международных мероприятиях, проводимых в Санкт-Петербурге, где деятельность Представительства Республики Коми не будет отображена. Также следует наладить систему информационной рассылки, добавить в существующий перечень адресатов рассылки больше профильных изданий [22, 23, 24], а кроме того следует отрегулировать работу с пресс-службами иных Представительств регионов Российской Федерации в Санкт-Петербурге на взаимовыгодной основе. Возможным выходом из ситуации может послужить проведение крупной PR-кампании, организация пресс-тура в Республику Коми или Медиафорума в Санкт-Петербурге, к работе в котором будут приглашены известные журналисты Санкт-Петербурга для обмена опытом с коллегами из республики [25, 26, 27]. Также необходимо при написании пресс-релизов, рассылаемых по СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, делать акцент на конкретные детали и деловые предложения, возможности для сотрудничества, которые могут заинтересовать конкретное СМИ, проводить так называемую индивидуальную адресную рассылку [28, 29]. Как показала практика массовая рассылка не целесообразна ввиду своей неэффективности, что предопределяется отношением общества в целом к различной массовой рекламе и предложениям как к спаму, не представляющему интереса для отдельного адресата [30, 31].

Вторая проблема, касающаяся модернизации устаревшей версии официального сайта, находится в процессе решения. Налажены контакты со специалистами, которые в данный момент занимаются реализацией пробной версии нового сайта: разрабатывается фирменный стиль, в рамках традиционной для региона цветовой гаммы, готовится обновленный текст для размещения на страницах [32, 33], а также подбираются фотографии и видео для создания альбомов, различные документы, нормативно-правовая база и отчетность. Презентация нового Интернет-ресурса была запланирована и успешно реализована в 2015 году. Подобные методы продвижения компаний и их мероприятий уже давно зарекомендовали себя как крайне эффективные, что и предопределяет их массовое применение государственными и частными организациями [34, 35].

Подводя итоги, можно прийти к выводу о высокой сложности обеспечения эффективного функционирования государственных структур, наличии задач, требующих квалифицированных кадров. В этом плане общественное мнение о неэффективности работы государственных служащих не находит подтверждения, а обосновано вышеуказанными причинами [36, 37]. Также стоит добавить, что управление государственными компаниями, предприятиями, организациями подчиняется тем же законам экономической науки, что и управление коммерческими фирмами, обосновывая целесообразность совместного рассмотрения проблем государства и частного сектора [38, 39].


Библиографический список
  1. Ананишнов В.В., Ананишнова О.В. Экономика и логистика ресурсных циклов. СПб.: СПбГУТ, 2008. – 182 с.
  2. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
  3. Сурмилова Е.С. Инновационная политика как инструмент минимизации рисков и стимулирования экономического развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2008. № 2. С. 93-95.
  4. Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
  5. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
  6. Суховей А.Ф. Проблемы обеспечения инновационной безопасности в Российской Федерации // Экономика региона. – 2014. – № 4. – С. 141-152.
  7. Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
  8. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
  9. Гершман М.А., Кузнецова Т.Е. Оплата труда по результатам в российском секторе исследований и разработок // Форсайт. 2014. Т. 8. № 3. С. 58-69.
  10. Карпушин Е.С., Леонова К.В. Проблемы реализации социального проекта // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 541-544.
  11. Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
  12. Пашинцева Н.И., Масляненко А.П. Официальная статистика – основа для оценки вклада науки в экономику страны // Вопросы статистики. – 2013. – № 12. – С. 55-61.
  13. Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
  14. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
  15. Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
  16. Фролов И.Э., Ганичев Н.А., Кошовец О.Б. Долгосрочный прогноз производственных возможностей высокотехнологичных отраслей экономики РФ // Проблемы прогнозирования. – 2013. – № 3. – С. 48-58.
  17. Карпушин Е.С. Жизнеспособность проекта как инструмент принятия решения о его финансировании // Гуманитарные научные исследования. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 8. – С. 100-102. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7457.
  18. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  19. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  20. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  21. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  22. Балацкий Е.В., Сергеева В.В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. М.: Некоммерческое партнерство «Редакция журнала «Вопросы экономики», 2014, №2. – С. 133-148.
  23. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  24. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  25. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
  26. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  27. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  28. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
  29. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
  30. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011,  №9-10. с. 56-60.
  31. Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
  32. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
  33. Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
  34. Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
  35. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности кодирования при защите от несанкционированного доступа // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 10. – С.  23-26. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4622.
  36. Карпушин Е.С. Производство энергии как элемент экологической безопасности // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 9. – С. 3-5. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4294.
  37. Фонотов А.Г. Роль государственной научно-технической политики в повышении инновационной активности российских предприятий // Проблемы прогнозирования. – 2013. – № 3. – С. 35-47.
  38. Карпушин Е.С. Хаос и его трактовка в технических науках // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 7. – С. 37-40. [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/07/4127.
  39. Ананишнов В.В. Логистика. СПб: СПбГУТ, 2013. – 99 с.


Все статьи автора «economist5»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: