Повышение эффективности деятельности следователей, дознавателей по розыску подозреваемых и обвиняемых является одним из условий успешного решения задач по борьбе с преступностью. Исходя из задач органов предварительного расследования, для быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, а также обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту необходимо, установить лицо совершившее преступление, а при условии, что это лицо скрылись,- предпринять меры к его розыску и задержанию. Чаще всего, когда говорят о розыскной деятельности следователя, обычно подразумевают скрывшихся подозреваемых или обвиняемых известных должностному лицу, осуществляющему расследование уголовного дела. Следователь не располагает лишь сведениями об их месте нахождения.
В юридической литературе используется следующее определение розыскной деятельности, которая сводится к обнаружению замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов)-носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по делу [1, с.485].
Розыскная деятельность органов предварительного расследования – это процессуальная деятельность, направленная на установление местонахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, осуществляемая путем производства действий гласного характера, во взаимодействия с органами дознания, ведущими розыск по поручению следователя, дознавателя.
В вышеуказанной деятельности особое значение приобретает правовой режим осуществления розыскных мероприятий, которые, как отмечалось выше, единообразного освещения в науках уголовного процесса, криминалистики и теории ОРД, вплоть до настоящего времени, не получили. Так, например, профессор М.С. Строгович отмечал, что розыскные действия, облеченные в процессуальную форму, следует рассматривать в качестве следственных действий, а не каких-либо иных; что же касается не облеченных в процессуальную форму, то под ними он предлагал понимать оперативно-розыскные мероприятия[3, C.2].
Следователь, дознаватель является лицом, отвечающим за результаты расследования по уголовному делу и в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом выступает организатором розыскных мер направленных на установления местонахождение лица совершившего преступление. Розыскная деятельность предполагает обеспечение активного сочетания следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями, т.е. взаимная, постоянная и своевременная информация о результатах розыска по делу следователя и органа дознания, совместная разработка дальнейшего направления розыска и его тактики с последующим претворением этой тактики лицом, производящим предварительное расследование.
Если розыскные действия могут производиться как следователем, так и органом дознания, то оперативные меры – прерогатива органа дознания. Они осуществляются на основе применения специальных, как правило, негласных средств и методов борьбы с преступностью. Формы использования этих средств не подлежат оглашению ни в одной из стадий уголовного процесса. О содержании и тактике принятых оперативных мер следователя в известность не ставят, а порядок производства вышеуказанных мер, известен только лицу, их применяющему.
Поэтому совершенствование деятельности по розыску тесно связано с их согласованной работой, которая в наибольшей степени обеспечивает быстрое и успешное расследование уголовного дела. Взаимодействие – непременное условие успешного розыска скрывшегося подозреваемого (обвиняемого)[2].
Очевидно, что для этого, следователю необходимо осуществлять подготовительные мероприятия (путем производства процессуальных и следственных действий) по всем уголовным делам, что повысит эффективность розыска в случаях, если обвиняемый (подозреваемый) скроется, а также позволит избрать соразмерную деянию меру пресечения. Деятельность следователя в период розыска осложняется, тем обстоятельством, что законодатель запрещает производство по уголовному делу следственных действий, после приостановления предварительного расследования. Принятые в период расследования меры принуждения, действуют и после принятия решения о приостановлении предварительного расследования.
Эффективность розыскной работы напрямую зависит от правильного и объективного принятия решения о применении к подозреваемому или обвиняемому меры пресечения, четкому и полному проведению внесенных в план расследования мероприятий, по сбору исчерпывающих сведений о подозреваемом, обвиняемом.
Некоторые действия и решения оперативного сотрудника в рамках розыскного дела, могут дублировать действия проведенные следователем, дознавателем, но в этом случае необходимо учитывать специфику следственной и оперативно-розыскной деятельности.
Большое значение в этой связи имеет тесное взаимодействие оперативных работников, непосредственно ведущих розыск со следователями, включая систематическое, своевременное и полное информирование их о результатах проводившихся мероприятий. В основе взаимодействия должны быть не эпизодические поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а их системное согласованное планирование с выдвижением и проверкой всех возможных версий.
Таким образом, чтобы скоординировать действия следователя и оперативного работника, необходимо совместное планирование реализации оперативно-розыскных данных, обеспечения конспирации использованных сил и методов оперативно-розыскной деятельности, включая различные комбинации по их зашифровке.
Положительно зарекомендовала себя практика создания в органах предварительного следствия постоянно действующих следственно-оперативных групп по расследованию приостановленных уголовных дел.
Эффективность розыска скрывшегося преступника зависит не только от следственных органов, но и от инициативности оперативных подразделений, уровня межведомственного взаимодействия. Качественное выполнение оперативно-розыскных мер зависит, в том числе, и от содержания поручения или указания. Формальное поручение или указание, как правило, приведет к формальному его исполнению.
Взаимодействие обеспечивается не только дачей поручений органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Активно используются и такие формы взаимодействия, как совместное изучение уголовных дел и дел оперативного учета. К сожалению, органы внутренних дел ориентированы в первую очередь на раскрытие преступлений текущего года, так как именно этот показатель является основным критерием оценки их деятельности.
Особенность работы по розыску скрывшихся преступников состоит в том, что, здесь, как нигде, результативность определяют совместные действия оперативных сотрудников и следователей. Оперативная работа будет только тогда эффективной, когда она встроена в уголовный процесс, и наоборот: зачастую информация, полученная следственным путем, лишь после ее оперативной доработки может способствовать установлению местонахождения лица, совершившего преступление.
Библиографический список
-
Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма: ИНФРА – М, 2014.
-
Семенцов, В. А. Розыскные действия следователя //Российский следователь. -2004. – № 12.
-
Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1970. Т. 2.