В последнее время в средствах массовой информации развернулась дискуссия по вопросу внесенных в Государственную Думу Российской Федерации поправок в уголовно-исполнительное законодательство, регламентирующее порядок и условия применения сотрудниками исправительных учреждений и следственных изоляторов физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Правозащитники и так называемые общественные деятели с различных площадок живо критикуют и требуют отозвать законопроект расширяющий право применения и перечень мер безопасности, предложенный Министерством Юстиции Российской Федерации, и даже окрестили указанный проект «законом садистов».
Совет по правам человека при президенте РФ отмечает: «Предлагаемые поправки позволят сотрудникам колоний применять избыточное насилие, в том числе в целях «воспитания и порядка» пользоваться электрошокерами при любом, даже малозначительном, нарушении режима»[1].
Ряд так называемых «экспертов» прогнозируют повышение уровня насилия и смертности в местах принудительного содержания. «Сидельцев сегодня не диагностируют на наличие сердечно-сосудистых заболеваний, «а применение электрошокеров к людям с больным сердцем неминуемо приведет к летальному исходу»[2].
Правозащитников поддерживает ряд депутатов Государственной Думы РФ.
Итак, что вызвало такое возмущение и негодование защитников прав человека?
В соответствии с предлагаемыми изменениями в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять электрошоковые устройства.
Необходимо отметить, что в законопроекте детально прописана процедура по предупреждению лица о намерении применить в отношении его электрошокового устройства.
Анализируя предлагаемые изменения мы можем сделать вывод, что право на применение электрошокового устройства возникает у сотрудника только если нарушение режима отбывания наказания или содержания под стражей несет реальную угрозу причинения вреда здоровью персоналу, подозреваемым, обвиняемым, осужденным или иным лицам. То есть, высказывания, приведенные выше о том, что за любое нарушение режима в отношении правонарушителя будет применятся специальное средство в виде электрошокового устройства, лишены обоснованности.
В качестве аргументации необходимости включения в перечень разрешенных специальных средств электрошоковых устройств для пресечения противоправных действий со стороны подозреваемых обвиняемых и осужденных приведем статистические данные, характеризующие правонарушения в УИС.
Так, в 2013 году в исправительных учреждениях и следственных изоляторах было зарегистрировано 974 преступления, совершенных лицами, отбывающими наказания и содержащимися под стражей; в 2014 – 861 преступление. Сотрудниками было предотвращено 86126 преступных намерений, деяний; в 2014 – 88896[6].
Нарушений режима в 2013 году их было зарегистрировано – 648005, в 2014 – 630643. Злостных нарушений режима отбывания наказания в 2013 году зарегистрировано – 23651, в 2014 – 20920[7].
В 2014 году было возбуждено 196 уголовных дел по фактам неправомерных действий в отношении персонала учреждения в связи с осуществлением им служебной деятельности. Из них по ст. 318 Уголовного кодекса РФ – 9; по ст. 319 УК РФ – 33; по ст. 321 УК РФ – 154. Кроме того, в 2014 году было зафиксировано 187 случаев применения насилия осужденными в отношении персонала в связи с осуществлением ими своей служебной деятельности, при этом в 58 случаях был причинен вред здоровью сотрудника исправительного учреждения.
При пресечении нарушений режима и иных правонарушений сотрудниками в 2014 году применялись: физическая сила – 2230 раз; аэрозольные устройства – 116 раз; палка резиновая – 1071 раз. При этом необходимо отметить, что нарушения законности при применении физической силы и специальных средств были допущены сотрудниками только в 3 случаях.
Решая спорный вопрос о закреплении права применения электрошоковых устройств сотрудниками УИС необходимо провести анализ российского законодательства в данном аспекте.
Во-первых, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, регистрации не подлежат, и граждане Российской Федерации имеют право приобретать их без получения лицензии[8]. То есть, любой совершеннолетний гражданин имеет право приобретать, хранить, носить и использовать данное техническое средство в качестве специального средства для самообороны.
Во-вторых, статья 21 Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет право сотрудника полиции лично или в составе подразделения применять электрошоковые устройства.
Кроме того, необходимо отметить, что электрошоковые устройства официально разрешены для использования сотрудниками частных охранных предприятий в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2005 № 179[9].
Кроме национального законодательства рассматриваемый в статье вопрос давно уже обсуждается международными правозащитными организациями и национальными превентивными механизмами (Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее: ЕКПП) и Penal Reform International.
Выделим общие принципы, которым, по мнению ЕКПП, необходимо придерживаться при разработке законодательства и в практической деятельности администрации пенитенциарного учреждения.
ЕКПП с пониманием относятся к необходимости законодательного закрепления в перечне состоящего на вооружении у правоохранительных органов подобного рода нелетального вооружения. По их мнению, указанное обстоятельство позволит сотрудникам администрации пенитенциарного учреждения дифференцированно реагировать на возникающую угрозу безопасности и соответственно использовать более широкий перечень методов пресечения противоправных действий. Не вызывает сомнений и тот факт, что в некоторых случаях наличие электрошокового оружия (далее: ЭШО), позволит сотруднику избежать применения огнестрельного (летального) оружия, что соответственно может сказаться не только на здоровье заключенного, но и спасти ему жизнь.
Возможность применения ЭШО должно ограничиваться ситуациями, когда существует реальная и непосредственная угроза жизни или риск причинения тяжких телесных повреждений сотрудникам пенитенциарного учреждения, гражданскому персоналу, другим осужденным или лицам, находящимся на корпусах (территории).
В докладах ЕКПП отдельно подчеркивается, что применение ЭШО разрешается только в том случае, когда не сработали или невозможны иные, ненасильственные методы урегулирования возникшей угрозы безопасности (например: переговоры и убеждение, связывание, обездвиживание и т.д.) и когда применение ЭШО осталось единственно возможной альтернативой использованию других средств, несущих более высокую опасность телесных повреждений или смерти[10].
Относительно вопроса возможности применения ЭШО в условиях тюрьмы ЕКПП отмечает, что использование данного оружия (специального средства) возможно только при исключительных обстоятельствах[11].
Возможные последствия применения ЭШО для физического и психического здоровья лиц, против которых это специальное средство использовалось, вызывают многочисленные споры. И хотя исследования в этой области на настоящее время еще не привели к окончательным выводам, по мнению ЕКПП, неоспоримым является факт, что использование ЭШО несет в себе риск причинения вреда здоровью людей, включая возможность получения телесных повреждений при падении после попадания «выстрела» или в результате ожогов при «контактном» способе применения, если оно использовалось в течение продолжительного времени.
В отсутствие исследований о потенциальных последствиях применения ЭШО в отношении особо уязвимых категорий заключенных (пожилых людей, беременных женщин, несовершеннолетних, лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы), ЕКПП полагает, что использование ЭШО против указанных категорий лиц, содержащихся в пенитенциарном учреждении необходимо исключить.
В заключении необходимо отметить, что решение о предоставлении сотрудникам пенитенциарного учреждения права на применение ЭШО должно приниматься на национальном законодательном уровне только после тщательного обсуждения. При этом необходимо разработать конкретные правила, регламентирующие порядок и условия применения.
Правила и условия применения указанного оружия (специальных средств), должно строго соответствовать ряду принципов:
– необходимости;
– впомогательности;
– соразмерности;
– заблаговременного предупреждения (когда это возможно);
– предосторожности.
При этом, указанные принципы подразумевают, под собой, что сотрудники имеющие право в соответствии с национальным законодательством применять ЭШО, должны пройти обязательную подготовку по его использованию.
Делая вывод по статье, мы отмечаем, что электрошоковые устройства в нашей стране на законных основаниях может применять любой совершеннолетний гражданин для обеспечения своей личной безопасности, а также представители ряда правоохранительных органов с целью обеспечения общественной безопасности.
В связи с этим вызывает неподдельное недоумение, почему закрепление права сотрудникам исправительных учреждений и следственных изоляторов применять с целью обеспечения безопасности и поддержания правопорядка электрошоковые устройства в отношении граждан, которые преступили закон и изолированы от общества, вызвало такую бурю негодования у ряда граждан, которые «борются» за соблюдение прав человека. Тем более, что даже международные организации, наделенные полномочиями по контролю за соблюдением прав человека и основных свобод в местах заключения, принципиально поддерживают право сотрудников на применение электрошокеров сотрудниками пенитенциарных учреждений с соблюдением необходимых процедур, которые, как мы видим, нашли свое закрепление в предлагаемом законопроекте.
[1]См., подробнее: Андрей Бабушкин«В тюрьме сам бог велел использовать силу по полной»: правозащитник Андрей Бабушкин о том, чем опасен для общества «закон садистов» // http://lenta.ru/articles/2015/06/20/babus/
[2] См., подробнее: http://www.ng.ru/politics/2015-06-02/1_prison.html
[3]http://www.zakonia.ru/blog/258436
[4]http://www.zakonia.ru/blog/279055
[5] См., подробнее: О внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон РоссийскойФедерации «Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемыхи обвиняемых в совершении преступлений»: письмо Правительства Российской Федерации от 26.05.2015 № 3201п-П4.
[6] Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС: отчет по форме 2-УИС за 2013, 2014 г.
[7] Отчет о состоянии дисциплинарной практики среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях: отчет по форме ВРО-2 за 2013, 2014 г.
[8]Об оружии: федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 46, ст. 5420.
[9]См., подробнее: Сорокин М.В., Сорокина О.Е. К вопросу о правовом регулировании применения электрошоковых устройств сотрудниками исправительных учреждений // Правовые науки в XXI веке: стратегические направления развития; отв. ред. Д.А. Зыков. – Владимир: ВИТ-принт, 2014. – С. 41-47.
[10] См., подробнее: 20-й общий доклад КПП (1 августа 2009 – 31 июля 2010), СРТ/Inf (2010) 28 Страсбург, 26 октября 2010 г. Пункт 65, 69, 70.
[11]Инструменты сдерживания: информационный бюллетень по мониторингу предварительного заключения // Penal Reform International, 2013. С. 4.
Библиографический список
- Андрей Бабушкин «В тюрьме сам бог велел использовать силу по полной»: правозащитник Андрей Бабушкин о том, чем опасен для общества «закон садистов» // http://lenta.ru/articles/2015/06/20/babus/
- О внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: письмо Правительства Российской Федерации от 26.05.2015 № 3201п-П4.
- Об оружии: федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 46, ст. 5420.
- Сорокин М.В., Сорокина О.Е. К вопросу о правовом регулировании применения электрошоковых устройств сотрудниками исправительных учреждений // Правовые науки в XXI веке: стратегические направления развития; отв. ред. Д.А. Зыков. – Владимир: ВИТ-принт, 2014.
- Инструменты сдерживания: информационный бюллетень по мониторингу предварительного заключения // PenalReformInternational, 2013.