УДК 343.852

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО КОРМЛЕНИЯ ЛИЦ ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ОТ ПРИЕМА ПИЩИ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Сорокин Михаил Владимирович1, Сорокина Ольга Евгеньевна2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора ВЮИ ФСИН России
2Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых Юридический институт, ассистент кафедры теории и истории государства и права

Аннотация
В статье на основе анализа норм уголовно-исполнительного законодательства, решений Европейского суда по правам человека и исторических источников рассмотрен вопрос порядка организации принудительного кормления лиц отказывающихся от приема пищи, а также разработан алгоритм действий администрации, направленной на обеспечение личной безопасности медицинского персонала.

Ключевые слова: безопасность, кормление


SECURITY AT THE ORGANIZATION OF THE FORCE-FEEDING OF PERSONS REFUSING TO TAKE FOOD IN PRISON

Sorokin Mikhail Vladimirovich1, Sorokina Olga Evgenievna2
1Vladimir law instityte of the FPS of Russia, senior lecturer of the chair of regime and supervision of VLI of the FPS of Russia
2Vladimir state university, assistant of the chair theory and history of state and law

Abstract
The article based on the analysis of criminal - executive legislation , decisions of the European Court of Human Rights , and historical sources considered order of organizing the force-feeding of persons refusing to take food , as well as the algorithm of actions of the administration , aimed at ensuring the personal safety of the medical staff.

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Обеспечение безопасности при организации принудительного кормления лиц отказывающихся от приема пищи в исправительном учреждении // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/11/3533 (дата обращения: 14.05.2024).

На основании ч. 4 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее: УИК РФ) в случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 15.07.1995
№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее: Федеральный закон) установлен алгоритм действий администрации следственного изолятора (далее: СИЗО), помещения функционирующего в режиме следственного изолятора.

Рассматриваемая нами процедура является по своей сути принудительной и инвазивной[1], т.е. может повлечь негативные последствия в случае отсутствия у лиц профессиональных компетенций необходимых для ее выполнения. Кроме того от ее проведения напрямую зависит жизнь и здоровье лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

Рассматриваемый аспект, в деятельности пенитенциарных учреждений, нашел свое отражение в решениях Европейского суда по правам человека. Так, в 2000 г. гражданин Швейцарии Раппаз, был приговорен к пяти годам и восьми месяцам лишения свободы за различные преступления. В день начала отбытия наказания в марте 2010 г. он начал голодовку, требуя легализации потребления каннабиса и протестуя против своего наказания, которое считал чрезмерно суровым. Ссылаясь на состояние здоровья, заявитель просил об освобождении. 26 августа 2010 г. Федеральный суд отклонил его обращение, найдя принудительное кормление допустимой альтернативой освобождению. В декабре 2010 года заявитель прекратил голодовку без принудительного кормления[2]. В рассматриваемом случае ЕСПЧ принял решение что, когда заключенный объявляет голодовку, потенциальные последствия для его здоровья не порождают нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если национальные власти надлежащим образом рассмотрели ситуацию и приняли необходимые меры. Это особенно применимо в обстоятельствах, когда заинтересованное лицо продолжает отказываться от питания и воды, несмотря на ухудшение здоровья. В настоящем деле административные и судебные органы немедленно оценили угрозу, которую голодовка представляла для здоровья заявителя и даже его жизни, и приняли меры, которые посчитали необходимыми для ее устранения[3].

Необходимо отметить, что в советский период истории порядок и условия содержания в местах лишения свободы лиц, отказывающихся от приема пищи и порядке их принудительного кормления регулировалось
целым блоком ведомственного законодательства[4].

В соответствии с исправительно-трудовым законодательством РСФСР администрации исправительно-трудовых учреждений и мест содержания под стражей предписывалось выявлять подстрекателей и организаторов отказов от приема пищи, так как они приравнивались к дезорганизаторам деятельности пенитенциарных учреждений.

Проведенный нами анализ современного уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации позволяет констатировать, что кроме положений, закрепленных в УИК РФ и Федеральном законе данный аспект деятельности администрации исправительных учреждений не нашел своей детализации и законодательного регулирования.

В связи с вышесказанным давно возникла необходимость научной проработки алгоритма действий администрации мест содержания под стражей и отбывания наказания, в случае объявления подозреваемым, обвиняемым и осужденным[5] «голодовки».

Начальник исправительного учреждения или лицо его замещающее, после получения информации от дежурного помощника начальника колонии (дежурного помощника начальника следственного изолятора, дежурного помощника начальника тюрьмы) об установлении факта отказа от приема пищи осужденным обязан в течении суток провести личную беседу  с целью выяснения конкретных причин, послуживших основанием для непринятия пищи и доложить о случившемся начальнику территориального органа; уполномоченному прокурору по надзору за соблюдением законности в местах лишения свободы; лицу или органу, за которым числится подозреваемый, обвиняемый, содержащийся под стражей.

В случае признания причин, послуживших основанием для отказа от приема пищи обоснованными и законными, необходимо срочно предпринять все возможные меры к удовлетворению законных требований, выдвинутых осужденным.

При выдвижении лицом необоснованных требований необходимо в личной беседе указать на незаконность действий и привлечь к разъяснительной работе сотрудников медицинской части ИУ и сотрудников психологической службы с целью оказания квалифицированной помощи и разъяснительной работы о пагубности и вреде, который своему здоровью может причинить себе своими действиями.

В ходе беседы осужденному необходимо предложить подать письменное заявление по факту объявления голодовки, в котором указать причины, послужившие основанием для отказа от приема пищи.

В течении суток после реального отказа от приема пищи осужденный по постановлению начальника ИУ или лица его замещающего переводится на одиночное содержание и за его поведением организуется усиленный надзор сотрудниками дежурной смены, а также с помощью инженерно-технических средств надзора (системы видеонаблюдения).

Осужденный, с целью изоляции, переводится в изолированное помещении штрафного изолятора, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа; лицо содержится под стражей переводится в карцер; осужденный к пожизненному лишению свободы в одиночную камеру. После водворения лица в камерное помещение на него сотрудником отдела безопасности (режима) заводится карточка учета доставки пищи.

В течении первых трех суток после объявления голодовки осужденный должен быть подвергнут на предмет медицинского освидетельствования с целью установления его психического и общесоматического состояния. Выводы о состоянии здоровья должны быть внесены в амбулаторную карту.

Освобождение лица, отказывающегося от приема пищи от работы и выполнения других обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, производится только по медицинским основаниям по письменному указанию наблюдающего врача или начальника медицинской части ИУ.

Необходимое амбулаторное лечение и оказание неотложной медицинской помощи при осложнении состояния здоровья оказывается в помещении, в котором содержится осужденный.

Осужденному, переведенному на одиночное содержание, по факту отказа от приема пищи, в соответствии с распорядком дня ИУ осуществляется выдача пищи на общих основаниях по нормам, закрепленных в приказе Минюста России от 02.08.2005 № 125[6]. В случае продолжения отказа от приема пищи еда через два часа убирается и о каждом факте делается запись в карточке учета доставки пищи. При этом факт предоставления питания должен быть снят на носимый видеорегистратор.

Перевод осужденного на принудительное кормление производится по заключению наблюдающего врача по письменному решению начальника ИУ с обязательным извещением прокурора по надзору за соблюдением законности в местах лишения свободы.

Начало принудительного кормления и периодичность указанной процедуры определяется наблюдающим врачом с учетом соматического состояния осужденного.

Приготовление питательной смеси осуществляется по рациону, составленного сотрудником медицинской части, по нормам предусмотренным приложением № 7 к приказу Минюста России от 02.08.2005 № 125.

Процедура принудительного кормления осуществляется только сотрудниками медицинской части ИУ под контролем сотрудников дежурной смены отдела безопасности (режима) в присутствии ДПНК (ДПНТ, ДПНСИ).

Перед началом принудительного кормления осужденному разъясняется о наступлении последствий угрожающих для его жизни и необходимости принятия пищи.

При оказании осужденным физического сопротивления сотруднику медицинской части ИУ, приступающему к принудительному кормлению, в отношении него применяются наручники, в виде средств сдерживания. При этом сотрудниками должна быть обеспечена не только личная безопасность медицинского персонала, но и применяются меры, для удержания осужденного в положении, необходимым для проведения процедуры.

С целью осуществления принудительного кормления используется зонд с воронкой. Перед началом процедуры используемый инструмент подвергается кипячению и обязательному охлаждению до комфортной температуры. При проведении принудительного кормления, с целью предотвращения откусывания зонда, а также причинения травм сотруднику, в раскрытый рот осужденного необходимо вставить роторасширителем.

Вводимый зонд должен быть влажным с целью минимизации неприятных ощущений и обеспечения скольжения при его введении в организм. Сотрудник медицинской службы должен следить за тем, чтобы зонд не попал в трахею. После введения зонда необходимо потребовать от осужденного сказать несколько слов или издать звуки. Способность лица свободно дышать и говорить будет свидетельствовать о том, что зонд правильно введен в организм человека.

Убедившись в этом, сотрудник медицинской части вначале должен влить в воронку небольшое количество кипяченной воды и только после этого начинать вводить в организм человека приготовленную питательную смесь.

По каждому факту проведения процедуры принудительного кормления осужденного о нем производится запись в медицинской карте с указанием даты, времени, состава питательной смеси, которая подтверждается подписью с указанием занимаемых сотрудниками, присутствовавшими при процедуре, должностей.

Во избежание несчастных случаев при проведении принудительного кормления (повреждение челюсти или зубов, введение зонда вместо пищевода в трахею, рефлекторной остановки дыхания или сердечной деятельности при введении зонда, удушения зубными протезами и т.д.) врач или фельдшер должен владеть необходимыми профессиональными навыками, необходимыми для этой процедуры, а также уметь проводить реанимационные мероприятия и иметь при себе необходимые медицинские препараты и средства для оказание срочной медицинской помощи.

В случае улучшения здоровья осужденного в отношении которого применена процедура принудительного кормления и отсутствия дальнейшей угрозы его жизни и здоровью проведение указанной процедуры прекращается, о чем производится запись в медицинской карте.

Разработанная процедура позволит осуществлять принудительное кормление подозреваемых, обвиняемых и осужденных на законных основаниях с соблюдением прав человека, а также контролировать действия администрации исправительного учреждения со стороны прокуратуры по надзору за соблюдением законности в ИУ.


[1] Инвазивный  имеющий отношение к любой терапии или процедуре, при которой происходит «вторжение» в тело каким-либо прямым способом, особенно хирургическим. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера, 2002. URL: http:// vocabulary.ru/dictionary/487/word/invazivnyi

[2] Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Раппаз против Швейцарии» (Rappaz v.Switzerland) от 26.03.2013, жалоба № 73175/10.

[3] Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Хороз против Турции» (Horoz v.Turkey) от 31.03.2009, жалоба № 1639/03.

[4] См., например: Инструкция о режиме содержания в следственных изоляторах МВД СССР: приказ МВД СССР от 01.09.1972 № 0470; Положение о медицинском обслуживании лиц, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях МВД РСФСР: приказ МВД РСФСР от 30.05.1975 № 125; Инструкция о порядке проведения профилактики правонарушений в исправительно-трудовых учреждениях и следственных изоляторах МВД СССР: приказ МВД РСФСР от 23.07.1981 № 113.

[5] Далее авторами будет использован термин «осужденный».

[6] Об утверждении Норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время: приказ Минюста России от 02.08.2005 № 125 // Доступ из спр.-прав. системы КонсультантПлюс.


Библиографический список
  1. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Раппаз против Швейцарии» (Rappaz v.Switzerland) от 26.03.2013, жалоба № 73175/10.
  2. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Хороз против Турции» (Horoz v.Turkey) от 31.03.2009, жалоба № 1639/03.
  3. Об утверждении Норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время: приказ Минюста России от 02.08.2005 № 125.


Все статьи автора «Сорокин Михаил Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: