Взяточничество – собирательное юридическое понятие, охватывающее два самостоятельных состава должностных преступлений: дачу взятки и посредничество во взяточничестве, представляющих собой преступные деяния, которые с учетом российского правосознания и социально-правовой действительности оказывают особое вредоносное влияние как на экономическую ситуацию в государстве, так и на различные социально-политические процессы. Взяточничество, наряду с другими коррупционными преступлениями, во многом обуславливает тяжелое кризисное состояние российской экономики и финансовой системы. Борьба с преступлениями коррупционной направленности, в том числе со взяточничеством, является одной из официально декларируемых приоритетных направлений государственной политики Российский Федерации.
Расследование отдельных эпизодов взяточничества для сотрудников правоохранительных органов часто представляет собой тяжелую задачу и требует приложения колоссальных усилий, высоких профессиональных и моральных качеств следователей, а также глубинного понимания методики расследования данных преступных деяний.
Детальное теоретическое изучение методики расследования взяточничества может создать определенные предпосылки для более эффективного правоприменения и обусловить дальнейшую более детальную правовую регламентацию в сфере борьбы с данными коррупционными преступлениями.
Данная теме посвящены научные труды многих теоретиков права, в частности таких как Ю.П. Гармаев, Р.А. Степаненко, В.В. Крюков, Р. В. Чупахин, С.В. Вислобоков, Р. А. Исайкин, А. В. Быков, В.В. Астанин, Д.Ю. Гончаров, Е. Ю. Антонова, С. М. Будатаров и других.
Существует ряд проблем, связанных с расследованием взяточничества.
Невысокая эффективность противодействия коррупции и взяточничеству обусловлена рядом обстоятельств, в частности отсутствием четкого регулирования порядка прохождения государственной службы, должного контроля со стороны государства за источниками доходов должностных лиц, а также соответствующих уголовно-правовых мер [1, с. 22].
К числу этих проблем, на наш взгляд, также относится высокая степень латентности данных преступлений, связанная прежде всего с тем, что чаще всего и взяткодатель, и взяткополучатель стремятся скрыть факт взятки.
За последнее десятилетие существенно изменились и отношения между взяткодателями и взяткополучателями. Инициатива их установления является обоюдной, поэтому взяткодатели перестали выступать в роли борцов за свои права[2, с. 24].
Также одной из проблем является недостаточная акцентация внимания на личности взяткодателя и его взаимоотношениях с взяткополучателем, обусловленная тем, что часто взяткодатель освобождается от уголовной ответственности в силу положений статьи 291 УК РФ. Вследствие этого выявление причин и обстоятельств, сподвигших взяткодателя на совершение преступления не входит в предмет доказывания по уголовному делу, что препятствует более глубокому выявлению обстоятельств и условий, предопределивших совершение данных преступлений, а также выработке эффективных методов противодействия и расследования данных преступных деяний.
Существенной проблемой является высокая степень загруженности уголовными делами работников следственных органов, равно как и недостаток высопрофессиональных сотрудников, что в совокупности с другими факторами осложняет процесс расследования и раскрытия коррупционных преступлений.
В то же время в системе правоохранительных органов достаточно высок уровень коррумпированности. Борьба с коррупцией во многих регионах свелась к борьбе со злоупотреблениями и взяточничеством внутри самой системы. Об этом свидетельствует тот факт, что многие уголовные дела о взяточничестве возбуждаются в отношении сотрудников правоохранительных органов, преимущественно работников полиции, таможенных органов, реже – сотрудников прокуратуры [3, с. 35].
Наиболее разрушительной представляется тенденция сближения руководящих работников представительных и исполнительных (в том числе и правоохранительных) органов власти с лицами, осуществляющими противозаконную деятельность, что многократно осложняет процесс расследование тех или иных эпизодов взяточничества и коррупционных преступлений в целом.
Часто передача взятки носит завуалированный характер, происходит в формах трудно поддающихся учету и правовой оценки, что также усложняет процесс расследования данного преступления.
Библиографический список
- Астанин В.В. Противодействие коррупции: перспективные подходы к предупреждению и возмещению ущерба // Административное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 719 – 722.
- Идрисова С.З. Понятие и правовая сущность антикоррупционной политики // Российский следователь. 2012. N 20. С. 21 – 27.
- Ким Е.П., Быков А.В. Конфликт интересов на службе как основа коррупционного преступления (криминологический аспект) // Российский следователь. 2013. N 10. С. 33 – 38.