В конце 2014 года, а именно 4 декабря, президент России Владимир Владимирович Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Это Послание является политическим и правовым документом, который отражает основные, по мнению главы государства, направления развития Российской Федерации в ближайшем будущем.
На оглашении Послания присутствовали более 1000 приглашенных, среди которых: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного и Верховного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации и т.д.
В своем послании В. В. Путин не только ответил на главные идеологические вопросы, но также выдвинул ряд экономических мер, потенциальная эффективность которых высока. Не остались без внимания вопросы социальной и налоговой сфер, а также вопросы международных договоренностей.
Выступая с Посланием В. В. Путин, предложил провести однократную полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию.
Что же такое амнистия капиталов и как она может повлиять на положение дел в 2015 году? Давайте разберем этот вопрос более подробно.
Амнистия капиталов – это узаконенный государством процесс легализации денежных средств.
«Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающих в Россию. Именно полную. Конечно, нужно разъяснить для людей, которые должны принять соответствующие решения, что это значит – полная амнистия. Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, трясти его там не будут, не спросят об источниках и способах получения капитала. Что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов налоговых служб и правоохранительных органов», – сказал глава государства.
По его словам, все, кто захотят, должны этим воспользоваться.
«Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены, но убежден, нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики, нашей страны», – добавил Путин.
Офшорная зона — территория государства или её часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства.
Проще говоря, офшоры – это государства, предоставляющие особо щадящий налоговый режим, налоги там либо очень маленькие, либо вообще отсутствуют. Другими словами, это своего рода «налоговые убежища».
Использование оффшорных компаний практикуется по всему миру. В России это практика имеет огромные размеры. С помощью офшоров не только уходят от налогов, но и защищают себя и свой бизнес от рейдерских захватов.
Российский бизнес выводит в офшоры не только свои прибыли, но и активы. Российские компании начинают управляться из офшоров. По разным оценкам, от 85 до 90% крупных компаний зарегистрировано в офшорах.
В условиях тотальной офшоризации экономики правительство лишается реальных способов управления экономикой. Любые государственные программы и планы социально-экономического развития страны становятся бессмысленными в условиях офшоризации. Все это прямо угрожает экономической безопасности и суверенитету России. По средствам офшоров, могут совершаться разного рода операции, о которых власти могут даже не подозревать.
Именно амнистия офшорных капиталов станет хорошим шансом для тех, чей капитал не легализован. Скорее всего такой амнистии больше не будет и в будущем уже последуют наказания, поэтому это очень хороший, хоть и редкий шанс. Легализуя все средства или имущество на территории страны, предоставляются правовые гарантии освобождения от преследования правоохранительными органами. Не будет допроса об источниках, способах получения капитала. Уголовного и административного наказания тоже не последует. То есть речь идет об индульгенции на налоговые нарушения.
«Давайте это сделаем сейчас, но один раз», – призвал президент, порекомендовав воспользоваться этим всем, кто хочет прийти в Россию.
Напомню, что в России уже была попытка амнистии капитала в 2007 году, но она не увенчалась успехом. Результаты признали неудачными, так как в бюджет было перечислено примерно 150 млн долларов, при том что из страны ежегодно выводятся десятки миллиардов долларов.
Будет ли удачной вторая попытка и каковы ее цели, кроме возврата капитала?
В первую очередь, конечно, это сигнал для бизнеса. Стимулируя сегодня бизнес вернуть капитал в Россию, власть дает гарантии, что никаких побочных эффектов и попыток юридически оспорить чистоту денег не последует. Таким образом власть дает возможность бизнесу чувствовать себя спокойнее, приходя в российскую юрисдикцию.
Исходя из мировой практики, можно сделать вывод, что амнистию капиталов государство начинает ради двух целей: получения дополнительных средств в бюджет и нормализации делового климата. В России сейчас рассматриваются два возможных варианта проведения амнистии. В первом случае налогоплательщик, заявивший о легализации капиталов, будет освобожден от пеней и штрафов за неуплаченный налог, а также от уголовной ответственности, но при этом обязан будет добровольно уплатить налог. Во втором — капиталы ждет полная амнистия.
Хотя само понятие амнистии капиталов в законодательстве отсутствует, обычно имеется в виду легализация средств, которыми обладают граждане страны, но с которых в свое время не были уплачены налоги или были допущены другие нарушения законодательства.
Но необходимо учитывать финансово-экономическоеположение нашей страны, как будут обстоять дела с санкциями и обращать внимание на другие не менее важные показатели. От всего этого будет зависеть результаты амнистии капиталов.
Само по себе предложение по амнистии капиталов хорошее, но сейчас в нашей стране не совсем благоприятное время для инвестиций. Возвращенный капитал надо будет куда-то инвестировать, но проблема в том, что выгодных объектов для вложений сейчас не так уж и много.
Основная причина невозврата капитала заключается не столько в опасении понести ответственность, сколько в неуверенном отношении к стабильности и безопасности нахождения этого самого капитала в стране. Именно поэтому необходимы убеждения в эффективности условий для дальнейшего использования капитала в России.
Неоднократные попытки в России по проведению налоговых амнистий не принесли должных результатов. Как считают многие специалисты, проблема в том, что отсутствует доверие между государством и бизнесом, что влечет за собой отказы легализовать свой капитал.
Для того, чтобы минимизировать риск при проведении амнистии важно грамотно проанализировать действующее законодательство и сопоставить с условиями амнистии. Необходимо максимально понятно и точно донести информацию до граждан, это позволит им оценить ситуации и принять соответствующие решения. Данный механизм сработает лишь в том случае, когда он будет выгоден всем сторонам.
В условиях настоящей политики, попытка амнистии капитала, скорее всего, получит широкую поддержку. Многие граждане, которые владеют средствами за пределами страны, будут готовы вернуть их в Россию, опасаясь расширения санкций со стран Запада.
Предложенная В. В. Путиным амнистия капиталов, необходима в условиях санкций. С учетом уже действующих ограничений и запретов, сильно сократились возможности нашего бизнеса за рубежом. В настоящих политических условиях просто необходимо делать упор и ориентироваться на отечественного производителя и стимулировать бизнес.
По прогнозам, окончательная модель амнистии должна быть разработана в первой половине 2015 года. Предложение президента РФ по амнистии капитала еще будет дополнительно прорабатываться правительством.
Библиографический список
- Говор О. С. Проблемы легализации доходов в Российской Федерации : состояние и перспективы // Экономика. 2012. № 3 (19)
- Котов К. В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика. 2010. № 6. С. 26-33
- Протопопова Н. И. Экономическая амнистия как институт согласования интересов общества, бизнеса и государства // Финансы и бизнес. 2008. № 1. С. 21-27
- Аджикова А. С. К вопросу о легализации теневой экономической деятельности // Экономика. 2010. № 2.
- Марогулова И. Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М., 1998