УДК 323.38

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Андреев Александр Викторович
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
аспирант факультета политологии

Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу основных трудностей для модернизационного развития страны, связанных с особенностями становления социального государства в России с учетом различных групп интересов, участии в этом процессе государства и других агентов социального политики.

Ключевые слова: гражданское общество, группы интересов? social policy, модель социального государства, социальная политика


THE INTEREST GROUPS IN THE CONCEPTS OF THE WELFARE STATE IN RUSSIA

Andreev Alexander Viktorovich
Lomonosov Moscow State University
Postgraduate student, faculty of political science

Abstract
This article contemplates the analysis of the key challenges for the modernization of the country's development, connected with the peculiarities of the different welfare state models in Russia according to the varieties ofthe interest groups and to the role of the state and other actors of the social policy.

Keywords: civil society, interest groups, model of a welfare state


Библиографическая ссылка на статью:
Андреев А.В. Группы интересов в концепциях социального государства в России // Политика, государство и право. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/05/3017 (дата обращения: 11.09.2024).

Дефиниция «социальное государство» характеризует государство, деятельность которого направлена на создание определенных условий, которые подразумевают стремление и возможность обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие индивида [3, c. 573-574]. Главной задачей социального государства выступает достижение всеобщего прогресса на основе принципа социальной справедливости.

В научной литературе выработаны различные подходы к толкованию термина социальное государство. Одни авторы определяют социальное государство как способ социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, направленные на реализацию одобренных социальных программ развития общества и принципов социальной политики.

Другие исследователи под социальным государством понимают форму организации общества, которая обеспечивает законодательным путем эффективное экономическое развитие, направленное на повышения качества жизни и высоких стандартов потребления, а также на обеспечение социальных прав и обязанностей [8, c. 15].

Либеральная парадигма, многогранность которой как в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерении, неоспорима, в своей трактовке фокусируется на вопросах взаимоотношения общества, государства и отдельного индивида. Она включает в себя такие категории как правовое государство, гарантии прав и свобод личности, всеобщее избирательное право, принципы свободного рынка и свободной конкуренции, равенство возможностей и другие.

В западной политической науке выделяются три основных типа социальных государств: консервативный, либеральный и социал-демократический, дифференциация между которыми осуществляется на основе следующих постулатов:

– комплексной защиты от стихийности рыночных сил;

– социальной поддержке наиболее уязвимых социальных групп;

– удельном весе негосударственных ассигнований на социальные нужды и соотношение этой доли с выплатами из бюджета;

– индивидуальном или коллективном финансировании социальных программ;

– емкости фондов перераспределения социальной политики;

– гарантиях и обеспечении полной занятости населения [1, c, 8].

Так, либеральная модель социального государства предполагает либеральную социальную политику, доминирование принципов верховенства закона в обществе, гарантируют устойчивое развитие социума. Консервативная модель подразумевает проведение государством такой политики, которая постепенно выведет социальную экономику и социальную сферу на уровень потребностей и интересов большинства граждан посредством охвата различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высоким уровнем социальных гарантий. Социально-демократическая модель социального устройства государства предназначена для того, чтобы ликвидировать нищету, стимулировать экономический рост населения, развить социальную интеграцию. Государство обеспечивает гражданские, политические, экономические и социальные права. Ведущий принцип в таком государстве: государство и экономика функционируют для людей, а не наоборот.

Социальное развитие общества порождает различные, часто конфликтующие между собой интересы. Основной проблемой теории групп интересов является создание системы правления способной эффективно интегрировать данные интересы в социально-политический процесс, улучшая тем самым благосостояние общества [8, c. 3].

Термин группа интересов характерен в большей степени для политической науки. Группы интересов представляют собой это объединение людей, которые стремятся выразить и отстоять свои властно значимые интересы в отношениях с государственными органами и другими политическими институтами. Это находит выражение:

– в преобразовании социальных ожиданий, ощущения неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

– в упорядочении, согласовании, структуризации интересов по приоритетности и выработке общих групповых целей;

– в передаче органам государственной власти и иным политическим институтам данных о состоянии проблемы, в решении которой заинтересована определенная группа интересов;

– в принятии участия в процессе формирования политических элит, властных структур общества [4, c. 15].

Определяя возможности развития социального государства в современном российском обществе, необходимым видится обратить внимание на переосмысление сущности и содержания социальной политики государства, которое происходит сегодня во всем мире. Фактически это означает попытку совмещения теоретических конструкций «социального государства» и «социального менеджмента» в практической плоскости реализации социального обеспечения и защиты. В складывающихся новых исторических условиях формирования глобального рынка, социальная ответственность государства связывается с предоставлением населению определенного, регламентированного соответствующими законами набора социальных благ [4, c. 15-16].

Становление социального государства в современной России сопровождается некоторыми трудностями, что обусловлено следующими факторами:

– экономические трансформации лишь в относительной степени привели к отделению собственности от власти;

– инновационное и интеллектуальное подмножества среднего класса находятся на стадии писка механизма артикуляции своих интересов в социальной политике;

– политические свободы не стали средством обеспечения экономической свободы.

Государство не выполняет в полной мере свои основные функции по обеспечению социальной защиты и безопасности граждан, их экономического благосостояния, соблюдению в полной мере прав и свобод человека. В связи с этим современное российское государство можно охарактеризовать как переходное. Становление социально-правового государства в России это длительный и сложный процесс [7, c. 76].

На сегодняшний день конституционно закрепленная норма, что Российская Федерация является социальным правовым государством, прежде всего, отражает стремление и поставленную цель стать таким государством. Однако нельзя однозначно умозаключить, что это уже достигнутая реальность. Тем не менее, наличие в Конституции РФ таких целей и задач имеет большое значение. Согласно Конституции РФ, социальное государство должно стремиться к улучшению благосостоянию граждан в условиях развития демократии [3, c. 573].

Поскольку в России была реализована либеральная модель трансформации, период реформ существенно снизил роль государства в социальной политике, в то время как его институциональное значение возросло. Важным видится упомянуть тот факт, что современные модели социального государства, реализованные в станах с развитой экономикой, переживают многосторонний и комплексный кризис [5, c. 112].

Идеи социального реформирования общества встретили резкую критику. Социальная политика государства, по мнению сторонников неограниченной экономической свободы, ведет к нарушению «справедливости» свободного рынка, ограничению прав индивида, порождает общественную пассивность и ожидание помощи со стороны государства. Несмотря на существующие многие критические аргументы идей социального государства со стороны представителей консервативных, монетаристских парадигм, эта концепция получает большее признание, практически воплощается и находит отражение в конституциях современных государств.

У каждой страны имеется собственный путь к социальной государственности, своя конституционно-правовая специфика и свои методы достижения социального благоденствия. Это обусловлено характером социально-исторического развития государств, национальными и духовными традициями и опытом государственной жизни. Актуализация и обострение проблем социального государства была вызвана процессами интернационализации, региональной интеграции и глобализации, его усиливающейся коммерциализацией, а так же комплексом других причин социально-экономического характера. Это обусловило научный интерес к рассматриваемой проблематике.

В научной литературе отмечается, что в России настоящее время речь идет о выборе между двумя концепциями:

– классической либеральной концепцией свободы, суть которой состоит в противопоставлении равенства и свободы;

– концепцией «социально-ориентированной» свободы в социальном правовом государстве.

Расширение социальной разобщенности и усложнение общественной структуры обуславливает увеличение количества различных интересов в обществе. Это требует выработки властными институтами таких механизмов социально-политического взаимодействия, которые могли бы обеспечить гармоничное сосуществование различных социальных групп в рамках существующего политического курса. Группы интересов выступают в качестве центральных и основополагающих субъектов политического процесса. Характер функционирования политических режимов в значительной мере определен параметрами деятельности групп интересов.

В российской специализированной научной литературе деятельность групп интересов характеризуется как близкая к функционированию групп давления, группы интересов выполняют необходимые для общества функции. Под группами интересов понимается совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов, при этом на агентов воздействуют избирательные стимулы к принятию того или иного коллективного решения. Выделяются четыре основных типа групп интересов в зависимости от специализации организованности: спонтанные группы интересов, институциональные, ассоциативные и не ассоциативные. Группы интересов выступают как институт представительства, значительно модифицирующийся под воздействием ряда объективных и субъективных факторов [6, c.67].

В настоящее время в России функционируют четыре разновидности институтов социального государства:

– государственные органы общей компетенции, которые осуществляют социальные функции в обществе наряду с другими функциями;

– узкие специализированные государственные органы власти (министерства и федеральные агентства, комитеты по социальной политике в законодательных органах в центре и регионах);

– корпоративная социальная политика в контексте реализации общенациональных программ социального развития общества;

– политические партии и общественные движения, органы местного
самоуправления, институты гражданского общества в целом, занимающиеся обеспечением согласованности общенациональных интересов с интересами различных групп общества.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить три основные группы проблем, которые, так или иначе, препятствуют созданию эффективного механизма социального партнерства между институтами государства и гражданского общества[9, c. 113]:

– проблемы развития гражданского общества, которые выражены недостаточной активностью граждан и бизнес-сообщества в принятии решений по важным социально-политическим проблемам и незрелость гражданского мышления;

– проблемы взаимодействия институтов государства и гражданского общества;

– проблемы демократизации государства.

Проблемы демократизации государства, проявляются:

– в непубличном характере принятия решений по вопросам деятельности общественных организаций;

– отсутствии желания у органов государственной власти к партнерскому диалогу с институтами гражданского общества, в особенности – с представителями малого и среднего бизнеса;

– зависимости взаимоотношения с общественными организациями от личной позиции государственных должностных лиц.

Становление социального государства в современной России требует завершения формирования в социуме инновационной культуры, которая способна стимулировать развитие активности и самостоятельной гражданской позиции у индивидов, что является одной из предпосылок формирования гражданского общества постреформенного типа, которое выступает агентом-преобразователем социальной политики.

Таким образом, специфика развития российского социального государства в определенной степени обусловила и особенности взаимодействия групп интересов российского общества. Группы интересов видоизменяют институциональную среду; стимулируют выработку новых законодательных инициатив, направленных на развитие социальной политики в стране; способны минимизировать издержки тех или иных политических и социально-экономических решений. Вместе с тем острым остается вопрос о социальной защищенности большинства населения от различных социальных рисков; о выработке действенных механизмов эффективной практической реализации политических, законодательных, экономических и организационных мероприятий по улучшению социальной политики, развитию человеческого капитала и взаимодействию гражданского общества с другими субъектами российского социального государства.


Библиографический список
  1. Бакулина Л.Т. Социальное государство и принципы либерализма: проблемы соотношения // Ученые записки казанского государственного университета. 2008. Т. 150. №5. С. 7-16.
  2. Васильева Е. Социальное государство и новая модель социальной политики в России // Власть. 2008. №11. С. 27-30.
  3. Дреманова М.А. Россия – социальное государство? // теория и практика общественного развития. 2012. №12. С. 573-574.
  4. Завьялов В. Развитие социального государства в России // Обозреватель-Observer. 2008. №7. С. 15-22.
  5. Кибардина Л.Н. Факторы формирования социального государства в России // Омский научный вестник. 2010. №2 (86). С. 111-115.
  6. Нечаев Д.Н. Многообразие групп интересов и групп давления в политике: особенности теоретических подходов // Вестник ВГУ. Серия: история. Политология. Социология. 2013. №2. С. 66-72.
  7. Ожегова Г.А. Проблемы становления социального государства в России // Вектор науки ТГУ. 2011. №3 (6). С. 73-77.
  8. Павроз А.В. Группы интересов и политические режимы: неокунституциональный анализ современной России. Автореферат. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. 2013. 38с.
  9. Толочко А.В. Инновационные механизмы социально-политического взаимодействия государства и институтов гражданского общества в современной России // PolitBook. 2012. №2. С. 110-120.


Все статьи автора «Андреев Александр Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: