Совершенствование региональной программы содействия занятости населения направлено на создание условий, способствующих повышению эффективности использования трудового потенциала области, которые включают в себя правовые, организационные, институциональные, экономические, контрольные и иные условия. Они достигаются по двум основным направлениям:
обеспечение эффективной занятости путем стимулирования структурной перестройки производств и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, ликвидации разрыва между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.
реализация мер активной политики занятости, направленных на обеспечение занятости незанятого населения (совершенствование мер содействия занятости безработных граждан; совершенствование комплекса активных мер содействия занятости населения и системы социальной поддержки безработных граждан).
Каждое из указанных направлений предусматривает комплекс задач, решение которых будет способствовать совершенствованию программы.
В условиях прогнозируемого уменьшения трудового потенциала области приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов и обеспечения экономически эффективной занятости.
К направлениям, способствующим повышению эффективности использования трудовых ресурсов, в первую очередь, относится повышение технического уровня производства, совершенствование организации труда и производства, изменение структуры производства, повышение качества человеческого потенциала, мотивации к труду, т.е. повышение эффективности использования трудовых ресурсов может быть обеспечено, прежде всего, посредством модернизации действующих предприятий и производств.
В этих условиях необходимо: стимулировать сокращение неэффективных рабочих мест, социально-ответственная реструктуризация, опережающее переобучение, реализация современных технологий кадровой работы; пересмотр и обновление норм и нормативов, основанных на современных технологиях нормирования и организации труда; оказание содействия предприятиям, сокращающим персонал, в трудоустройстве и переобучении высвобождаемых работников; совершенствование систем непрерывного профессионального обучения и опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения [1, с. 54].
В условиях модернизации производства, сопровождаемой высвобождением неэффективно используемой рабочей силы, актуализируется проблема обеспеченности организаций высококвалифицированными кадрами. С ней, как показали данные опроса, проведенного Научно-исследовательским экономическим институтом Минэкономики, сталкивается почти каждая третья организация. Для уменьшения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы предлагается организация координационных советов по вопросам подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда, мониторинг профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения с предоставлением информации Министерству образования [4, с. 31].
Чтобы рационализировать структуру занятости населения по видам экономической деятельности, сбалансировать спрос и предложение рабочих мест по профессионально-квалификационному составу, предлагается ежегодно корректировать заказ субъектов хозяйствования на подготовку рабочих, служащих и специалистов через автоматизированную систему; организовать центры переподготовки и повышения квалификации кадров при крупных промышленных организациях; сформировать систему предоставления временных рабочих мест на базе общественных работ с направлением на них, прежде всего, работников, высвобождаемых из модернизируемых предприятий; развивать систему профессиональной ориентации, направленную на повышение престижа рабочих профессий [4, с. 32]. Рекомендуется внедрение по опыту США новых форм профессиональной ориентации, рассчитанных не только на учащуюся молодежь, но и на взрослых работников – например, «центры выбора».
Также, в целях решения таких проблемных вопросов как несоответствие уровня подготовки кадров требованиям современного рынка труда, дефицита в квалифицированных кадрах рекомендуется внедрение новой модели национальной системы квалификаций (далее − НСК), включающей следующие новые элементы:
-национальная рамка квалификаций − инструмент классификации квалификаций, используемый при разработке, оценке и сертификации квалификаций;
- система профессиональных стандартов, содержащих описание трудовой деятельности работников и требования к их квалификации;
- типовые карты профессионального развития и карьерного роста − новый инструмент профессиональной ориентации и планирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- секторальные советы квалификаций − институт, который будет осуществлять разработку профессиональных стандартов и типовых карт профессионального развития и карьерного роста в секторах экономики;
- система квалификационных стандартов, содержащих описания востребованных на рынке труда квалификаций;
- система оценки и сертификации квалификаций, обеспечивающая подтверждение фактически достигнутого уровня квалификации (рисунок 1).
Рисунок 1 – Модель национальной системы квалификаций
Внедрение новой модели НСК позволит создать в сфере занятости действенные механизмы увязки системы подготовки кадров с реальными потребностями экономики, как нанимателям, так и самим работникам планировать повышение квалификации, профессиональное развитие и карьерный рост. Это создаст предпосылки для более эффективного использования трудового потенциала работающих и повышения производительности труда, обеспечит необходимое профессиональное развитие кадров в стране в условиях модернизации национальной экономики.
Кроме того, повышение эффективности использования трудовых ресурсов подразумевает как повышение эффективности использования трудового потенциала работающих граждан, так и вовлечение в экономически активную деятельность различных категорий незанятого населения.
Очевидно, что повысить эффективность использования трудовых ресурсов области невозможно без легализации неформальных видов деятельности и интеграции этого сектора в экономику. Запретительные меры по отношению к нему, как показывает мировой опыт, не оправдывают себя. Для решения этой проблемы необходимо разработать методику анализа и оценки масштабов неформальной занятости с учетом международных стандартов и опыта других стран, материалов годовых и ежеквартальных обследований домашних хозяйств; использовать административные меры, направленные на соблюдение законов, например внезапный визит на предприятие с установлением личности всех присутствующих для выявления неформальной трудовой деятельности; разработать, по опыту России, межведомственную дорожную карту, создающую условия для легализации трудовых отношений, сокращения неформальной занятости, повышения собираемости налогов и роста поступления взносов во внебюджетные фонды; стимулировать развитие нетрадиционных форм трудовых отношений (телекомпьютинг, лизинг персонала, аутсортинг и др.). Одним из направлений сокращения масштабов неформальной занятости может стать предоставление государственных гарантий гражданам, легализирующим свою деятельность, путем выдачи льготных кредитов и займов, оказания консультативной, технической и иной помощи. Кроме того, целесообразно активнее информировать общественность о социально-экономических последствиях занятости в неформальном секторе экономики, эффективности государственных услуг, рисков и штрафных санкций [4, с. 33].
Политика привлечения дополнительной рабочей силы требует разработки действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регионально дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в те области, которые испытывают наиболее острую нехватку населения и трудовых ресурсов, в том числе привлечение кадров из других районов страны на временной, ротационной основе [4, с. 30].
Достижение вышеназванных задач по совершенствованию региональной программы содействия занятости населения требует совершенствование механизма ее реализации, в частности, нормативно-правового, организационно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения.
Актуализация нормативно-правовой базы в сфере занятости предполагает совершенствование действующих и разработку новых законодательных актов, регламентирующих задачи в области содействия занятости населения. В числе новых направлений предлагается: разработка механизма реализации закона об альтернативной службе (особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву), совершенствование Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости населения), регламентация деятельности негосударственных кадровых агентств, необходимость внедрения заемного труда, необходимость создания системы страхования риска безработицы.
При реализации политики занятости уже имеются и используются механизмы по определению массового высвобождения работников и их дальнейшему трудоустройству. В их числе:
- определены критерии массового высвобождения (постановление Министерства труда и социальной защиты от 2 апреля2009 г. № 47 «О критериях массового высвобождения работников») [3];
- установлено обязательство нанимателей не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите (Закон о занятости населения).
На протяжении ряда лет отработан механизм содействия занятости работников, сокращаемых в результате массового высвобождения персонала, который реализуется через создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, содействие в опережающем переобучении подлежащих высвобождению работников, проведение информационных мероприятий массового характера («Ярмарка вакансий», дни предприятий и другие), информирование работников через общереспубликанский банк данных о наличии свободных рабочих мест (вакансий), активные меры содействия занятости безработным гражданам и т.д.
В целях обеспечения дополнительной материальной поддержки работников в период их нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, указанным гражданам дана возможность участия в оплачиваемых общественных работах (ст.19 Закона о занятости населения).
Вместе с тем, при проведении мероприятий по экономической модернизации предприятий возможен дополнительный выход на рынок труда свободной рабочей силы. В этой связи требуется принятие мер по оперативному обеспечению занятости высвобождаемых работников путем внесения в Закон о занятости населения изменений и дополнений, предусматривающих законодательное закрепление обязанностей нанимателей:
- информировать органы по труду, занятости и социальной защите о всех случаях предстоящего высвобождения работников с целью оперативного оказания содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам, минуя ими стадию безработицы;
- в пятидневный срок представлять в органы по труду, занятости и социальной защите информацию о вакансиях, что позволит иметь более объективную информацию по спросу на рабочую силу и оперативно принимать меры по оказанию содействия в трудоустройстве гражданам.
С этой целью необходимо предоставление нанимателям в ближайшее время права направления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) посредством глобальной компьютерной сети Интернет с использованием электронного ключа.
В рамках содействия в получении новой профессии (квалификации) и дальнейшем трудоустройстве высвобождаемых в связи с оптимизацией численности работников органами по труду, занятости и социальной защите за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь осуществляется компенсация расходов нанимателей на обучение таких работников.
Кроме того, гражданам, уволенным в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата работников организаций, должен быть гарантирован на определенный период более высокий, по сравнению с существующим, размер пособия по безработице во время поиска работы, а также обеспечено, в случае необходимости, их обучение по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи предлагается дифференцированное повышение пособия по безработице, а также стипендии во время обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
В рамках совершенствования мероприятий программы содействия занятости населения региона с целью увязки системы подготовки кадров с реальными потребностями экономики в случае оптимизации численности работников организаций, как нанимателям, так и самим работникам необходимо планировать повышение квалификации и переподготовки. С этой целью актуально внедрение механизма финансирования обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения с последующим трудоустройством на создаваемые рабочие места.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда неработающих граждан, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3лет, привлечения их на рынок труда предлагается предоставить право этим гражданам пройти профессиональное обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в порядке и на условиях, определенных для безработных. В этих целях потребуется внесение соответствующих изменений и дополнений в Закон о занятости населения.
Вместе с тем, для профилактики социального иждивенчества предлагается сократить максимальный период нахождения граждан на учете в качестве безработных с 36 до 12 календарных месяцев, что также потребует внесения изменений в Закон о занятости населения.
Кроме того, предлагается установить следующие обязанности безработного: самостоятельно заниматься поиском работы, являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления, являться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу или учебу, путем внесения изменений и дополнений в Закон о занятости населения.
Это позволит закрепить систему взаимоответственности службы занятости, нанимателей и безработных в решении вопросов их трудоустройства, станет стимулом для них к более активному поиску работы.
Организационно-методическое обеспечение предусматривает ежегодную разработку региональной программы содействия занятости населения, что и в дальнейшем позволит оперативно реагировать на возможные изменения ситуации на рынке труда.
Информационное обеспечение региональной программы предусматривает использование информационного пространства, в том числе портала государственной службы занятости, способствующего оперативному информированию всех участников рынка труда о ситуации на рынке труда. Также в целях обеспечения качественного и оперативного прогнозирования, учета и движения безработных граждан предлагается предусмотреть разработку нового программного комплекса государственной службы занятости на основе современных информационных технологий.
Предусматривается, что финансирование региональной программы будет осуществляться за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе в виде субвенций, передаваемых в бюджет области, а также предлагается финансирование за счет иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, быстрое реагирование на изменения, происходящие в регионе, обеспечивают социальные программы, к которым относится региональная программа содействия занятости населения. Цель реализации региональной программы заключается, как правило, в пилотном применении новых методов и подходов, которые затем могут стать нормой для службы занятости населения, и предназначены для заданной проблемной области или проблемной социальной группы (например, стимулирование экономической активности незанятого населения, снижение безработицы среди молодежи, инвалидов и т. д.).
Так, в целях совершенствования механизмов профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов совместными усилиями комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома, Минтруда и соцзащиты, Минздрава с учетом мнений общественных объединений инвалидов (ОО «БелОИ», «БелТИЗ», «БелОГ») предлагается реализовать на базе управления по труду, занятости и социальной защите населения Борисовского райисполкома Минской области пилотный проект по отработке взаимодействия между медико-реабилитационной экспертной комиссией и органами по труду, занятости и социальной защите по оказанию содействия в трудоустройстве инвалидов при условии отмены в индивидуальной программе реабилитации инвалида указания конкретного перечня профессий (специальностей) для трудоустройства. По результатам проекта до конца 2015 года будут выработаны предложения о целесообразности пересмотра системы выдачи трудовых рекомендаций для инвалидов.
Несмотря на то, что в регионе сложилась и функционирует система социальной защиты и оказания помощи безработным в области содействия занятости, необходимо усилить работу по предупреждению негативных социальных рисков, вызванных модернизацией вало- и градообразующих предприятий, посредством дальнейшего распространения механизма социально-ответственной реструктуризации предприятий. В малых и средних городах высвобождение излишней численности работающих может повлечь значительные экономические и социальные последствия. В этой ситуации население малых городов относится к категории наибольшего риска роста безработицы и социальной напряженности. В связи с этим совместно с ПРООН в целях продвижения социально-ответственного подхода при реструктуризации и модернизации градообразующих предприятий предлагается внедрить в практику службы занятости области проект международной технической помощи, направленный на содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах [1, с. 11].
Кроме того, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения области: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда; повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы; создание системы социального страхования населения от безработицы. Результатами достижения поставленных задач станет удержание уровня занятости населения более 80 % к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 % от общей численности занятых в экономике.
Таким образом, совершенствование региональной программы содействия занятости населения направлено на создание условий, способствующих повышению эффективности использования трудового потенциала области. В этой связи предлагается ряд мер, направленных на улучшение демографической ситуации, повышение эффективности использования трудовых ресурсов, а также совершенствование миграционной политики.
В сфере демографии – реализация проекта «Большая семья». Согласно социологическому опросу, проведенному ИАЦ, около 60 процентов граждан считает, что данная мера будет реально способствовать повышению рождаемости.
В сфере занятости населения:
повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирования кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства;
совершенствование регулирования объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
устранение региональных диспропорций спроса и предложения на рынке труда путем стимулирования внутренней трудовой миграции, усиления социальной поддержки желающих переселиться в сельскую местность, а также создание дополнительных условий для сбалансированного развития населенных пунктов, их производственной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры;
оптимизация численности работников организаций; повышение уровня вовлеченности незанятого населения в экономическую деятельность путем реализации мер по стимулированию трудовой деятельности граждан и поддержке предпринимательства.
В сфере трудовой миграции: проводить политику выборочной миграции, что предусматривает привлечение специалистов из других стран с использованием механизма фильтрации мигрантов, позволяющего отбирать необходимых экономике области специалистов, обладающих соответствующей квалификацией. При этом для стран – не членов ЕЭП может быть использовано квотирование мигрантов по определенным специальностям.
Результатом реализации предлагаемых мероприятий региональной программы содействия занятости населения станет повышение эффективности использования трудового потенциала, создание условий для формирования экономически целесообразной занятости населения, эффективному распределению, перераспределению трудовых ресурсов, обеспечение социальной защиты от безработицы.
Для оценки эффективности реализации мероприятий региональной программы предлагается использовать следующие целевые индикаторы:
- уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению (в процентах);
- коэффициент напряженности на рынке труда в среднем за год (в единицах);
- уровень занятого населения (в процентах);
- удельный вес работников, труд которых нормируется (в процентах);
- уровень трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве (в процентах, с увеличением по годам);
- удельный вес граждан, направленных на обучение, от общего числа граждан, нуждающихся в оказании содействия (в процентах, не ниже установленного уровня);
- удельный вес трудоустроенных безработных граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, в общей численности нуждающихся безработных данной категории (в процентах, с увеличением по годам);
- доля удовлетворенных органами по труду, занятости и социальной защите заявок нанимателей по заполнению вакантных рабочих мест в общем числе заявок (в процентах).
Библиографический список
- Ванкевич, Е.В. Структурные изменения экономики и рынок труда : эффективность элементов подстройки / Е.В. Ванкевич // Белорусский экономический журнал. – 2013. – № 3. – С. 41-56.
- Информация об итогах работы системы Министерства в 2013 году / Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 6-30.
- О критериях массового высвобождения работников : пост. Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 2 апр. 2009г., N 47 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Нац. Реестр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
- Привалова, Н. Проблемы занятости населения / Н. Привалова // Наука и инновации. – 2014. – № 2. – С. 29-33.