В проекте Д.С. Лихачева «Декларация прав культуры», говорится, что «культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов XX столетия»[2].
Межэтнические и межнациональные конфликты отличаются между собой. Первые возникают внутри государства, вторые – происходят как между государствами, так и внутри конфедерации. Современная ситуация показывает возрастание межнациональных конфликтов в мире. В связи с тем, что конфликты на национальной почве формируются в течение длительного времени, причины их возникновения разные, при этом все они могут быть между собой взаимосвязаны. Хотя эта связь условна, но благодаря превалированию тех или иных интересов и причин, их можно подразделить на политические, экономические, географические, социальные, культурные. Политические приводят к нестабильности в обществе. Одним из примеров является распад СССР, который за собой повлек больше количество межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов. Экономические – вызваны борьбой за овладение материальными ресурсами, землей, рынок сбыта и т.п. Географические – обусловлены больше политическими факторами, чем собственными, так, например, борьба за суверенитет, которая перешла в межэтнический конфликт, повлекший за собой уже и географический в Южной Осетии в конце ХХ века. Социальные причины основаны на требовании гражданского равенства. Межнациональные розни свойственны ни только Западу, но и странам восточной культуры. В 2009 году в Урумчи произошли массовые беспорядки уйгуров с китайцами, после которого все узнали о «уйгурской проблеме» в Китае по притеснению их со стороны китайского правительства. Культурные причины больше представляют сегодня требования сохранения или возрождения национальной идентичности и связаны с сохранением родного языка.
Создание ШОС для Китая является большим шагом во всей истории государства. После того, как были решены вопросы пограничных проблем появилась возможность решать другие актуальные проблемы на многостороннем уровне и при лидерстве КНР и России. Контакты с Китаем важны для всех стран со всех сторон, в том числе и с выстраивания системы безопасности. При этом надо отметить, что ШОС – это та, организация, которая является приемлемым инструментом для «вовлечения» Китая в систему региональной безопасности. В работе «Политика Китая в Центральной Азии (1992-2012гг)»[5] Савкович Е.В., отмечается, что, актуальность проблем безопасности для региональной организации и ее участников выявилась особенно четко в связи с активизацией террористической и иной подрывной деятельности, угрожающей безопасности стран региона. В свою очередь, процесс взаимодействия государств в сфере безопасности привел к созданию ШОС, в рамках которой КНР активно сотрудничает со странами региона.
В подобных ситуациях диалог культур определяет, что значимым становится культурный аспект внешней политики, а диалогическое развитие становится частью международного диалога культур, который способствует взаимопониманию, дает возможность раскрытию собственного облика культур народов, вступающих в международный диалог. Поэтому мировая общественность проводит встречи, симпозиумы и конференции, по сохранению культурного наследия и благодаря неформальному общению, укрепляются взаимоотношения.
Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности в Китайском регионе после 1996 г. осуществляется в рамках ШОС. В силу этого, она же стала новой формой для российско-китайского сотрудничества в регионе Центральной Азии. Появилась возможность использовать механизмы ШОС для борьбы с «тремя злами». Вопросы безопасности стран-членов ШОС регламентируются принципом «взаимодоверия». Сохраняется в целом стабильность региона в области безопасности, общими усилиями успешно ведется борьба против «трех зол»[1]. Присутствие в ШОС одной из крупнейших региональных держав, тем более стремящейся в мировые лидеры, накладывает определенный отпечаток на характер российско-центральноазиатского многостороннего сотрудничества в такой деликатной сфере как безопасность. Китай являлся одной из главных движущих сил Шанхайского процесса и с самого начала принимал деятельное участие в развитии механизмов многостороннего взаимодействия, представляется, что практическая наполняемость сотрудничества РФ и стран ЦА в сфере безопасности уже напрямую связана с КНР. Например, после беспорядков в Андижане (Узбекистан) 2005г. администрации заявила в Поднебесной, что события являются внутренним делом страны и не представляют угрозы миру[3]. Хотя после, межэтнического столкновения в Киргизии в 2010г. президент России Дмитрий Медведев отреагировал, сказав на саммите ШОС в Ташкенте, что «все проблемы, которые сегодня существуют, будут разрешены властями Киргизии, где Российская Федерация поможет»[4].
«ШОС является ярким примером мирного сосуществования различных народов, религий, цивилизаций и культур»[6], заявил министр иностранных дел Республики Казахстан Ержан Казыханов. Устанавливая и развивая политический диалог как вид культурного диалога, необходимо рассматривать все сферы жизнедеятельности стран участников, поэтому, процесс работы ШОС подразделяется по нескольким направлениям, которые в свою очередь отражают искусство ведения внутреннего диалога (Под внутренним диалогом понимается ведение диалогических отношений между странами участниками ШОС) и следованию всех его принципов.
Китай начал участвовать во всемирном антитеррористическом движении, хотя ранее предпочитал решать подобные вопросы в одностороннем или двустороннем порядке. В перспективе организация может стать одним из инструментов в достижении Китаем ряда геополитических целей. ШОС работает и на повышение авторитета государств-участников на региональном и международном уровне, найдены новые форматы взаимодействия с внерегиональными странами. Важным элементом развития процессов является продолжающееся «вовлечение» Китая в систему региональной безопасности.
Глобализирующийся мир, завершив эпоху модернизации, способствовал тому, что диалог культур, став парламентером мира и сотрудничества между странами, формируясь как межцивилизационный диалог культур в различных формах своего проявления (международных общественных или государственных объединениях) приобрел институциональное выражение.
Статья выполнена в рамках гранта для государственной поддержки молодых российских ученых (кандидатов наук) Совета по грантам Президента РФ МК – 3689.2013.6.
Библиографический список
- Борисенко О.А. Политический диалог как вид диалога культур в условиях глобализации (на примере Шанхайской организации сотрудничества) Дисс. на соиск. степени канд.философ.наук 09.00.12 ЗабГУ. Чита, 2011 С. 180
- Лихачев Д.С. Декларация прав культуры [офиц. сайт] / Лихачев Д.С. // Романс.ру – O России и для России, о ее прошлом, настоящем и будущем – URL: http://www.romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=d-6-3&item=1 (дата обращения 11.12.10)
- Посольство Узбекистна о террористических актах в г. Андижане [Электронный ресурс] / Газете “Жэньминь Жибао” – URL: http://russian.people.com.cn/31519/3814071.html, свободный – Загл. с экрана. (дата обращения 31.10.05)
- Президент России Д.Медведев: ОДКБ не будет вводить войска в Кыргызстан [Электронный ресурс] / Международное агентство новостей «Фергана» – URL: http://www.fergananews.com/news.php?id=14928&mode=snews, свободный – Загл. с экрана. (дата обращения 11.06.10)
- Савкович Е.В. «Политика Китая в центральной Азии (1992-2012гг.)» автореф. Дисс. на соиск. науч. Степени д. истор. Наук, Томск 2013
- ШОС является ярким примером мирного сосуществования различных народов, религий, цивилизаций и культур 15.09.2011 [Электронный вариант] / Официальный сайт председательства Казахстана в ШОС – URL: http://www.sco2011.kz/news/1712, свободный – Загл. с экрана. (дата обращения 12.06.12)