В условиях современного мира широко распространены такие проблемы молодёжи как социальная дезадаптация, асоциальное поведение, озлобленность, бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей. Вышеперечисленные проблемы имеют место быть не только в крупных городах, но и в отдалённых населенных пунктах нашей страны. Отсутствие у молодого поколения опыта социального взаимодействия, социальной адаптации, навыков социального поведения провоцирует молодёжь на асоциальное, а в особо трудных случаях антисоциальное, разрушительное поведение. Вандализм является одной из форм поведения молодых людей склонных к девиации, у которых выработался стиль поведения, оскорбляющий общественную нравственность, характерными чертами которого является враждебность к существующим социальным институтам, стремление доказать свою значимость при помощи агрессии и грубой физической силы.
У истоков вандализма среди молодёжи зачастую стоят психологические проблемы, а в частности: эмоциональная неуравновешенность, необходимость в агрессивном выражении протеста, нестабильность в межличностных отношениях, склонность к обвинениям, эгоизму, преобладание значимости негативных событий над позитивными, заниженная самооценка, самовыражение путём применения физической силы, отсутствие сформированной позиции и эмоциональное напряжение. Вандализм среди молодёжи можно скорее назвать симптомом, который говорит о психологических и социальных проблемах, требующих незамедлительного решения. От педагога или психолога, работающего с такими молодыми людьми требуется в первую очередь правильно определить проблему, затем при помощи современных социальных и психологических методик составить программу интеграции подопечного в нормальную социальную среду, с учётом выявления и анализа индивидуальных особенностей каждого.
Еще одной проблемой является пристрастие современной молодёжи к табакокурению и алкоголю, что само по себе приводит к различным формам девиантного поведения, в том числе и вандализму.
Вандализм широко распространён среди молодых людей, которые далеки от трудовой деятельности, для которых легко разрушить созданное другими людьми еще и по той причине, что сами они ничего в жизни не создали, не прикладывали усилий для созидания, растрачивая их при этом на разрушение. Такая тенденция имеет место быть так как молодёжь, которая обладает всеми вышеперечисленными проблемами испытывает трудности с трудоустройством и трудовой деятельностью, что очередной раз доказывает необходимость работы психолога по социализации данного контингента. Ведь если есть возможность направить разрушительные силы на созидание, то такой возможностью обязательно необходимо пользоваться.
Широкое распространение имеет вандализм среди школьников (в основном учащихся мужского пола) что связано с некорректно направленной работой школьных психологов, которая направлена в основном на просветительскую деятельность, но не на предупреждение и профилактику. Так проводятся классные часы о вреде спиртных и наркотических веществ, но профилактика с детьми и подростками уже начавших употребление вышеперечисленного, равно как и выявление этих личностей не ведётся. По данным взятым из книги Л.С. Ватовой: «Cоциально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика», вандалы из среды молодежи много времени тратят на “тусовки” в дворовых компаниях (40%), на просмотр телепередач (35%), увлекаясь при этом триллерами, второсортными фильмами, пропагандирующими насилие; предпочитают агрессивные компьютерные игры (25% свободного времени). Все это сильно воздействует на сознание молодежи и толкает ее на различного рода эксперименты преступного характера [1].
Проблема социальной девиации относится к сложным и многомерным явлениям, имеющим отношения к пересечению многих наук, от психологии до криминалистики. Каждая из относящихся к проблеме наук имеет разный к ней подход и различное ее обоснование. Но девиантное поведение можно без труда охарактеризовать обобщённо: поведение, которое не вызывает одобрение общественного мнения. Личные и психологические качества вандалов из числа молодежи можно разместить на четыре уровня. Представителями первой группы являются молодые люди, которым присущи такие качества как низкая самооценка, робость, застенчивость. В проявлениях эмоции они склонны к зацикливанию. К примеру, могут помнить о каком либо событии месяцами и вновь переживать те же эмоции, что и тогда. В общении с другими людьми позиционируют себя как замкнутого, неуверенного в себе человека. Все эти особенности говорят о небольшой задержке в развитии. Фигуранты второй группы склоны к непостоянству своего настроения, это объясняется нарушением психики (асинхроней), то есть одни элементы психики развиваются гораздо быстрее других. Так же для большинства молодежи этой группы характерна интровертивность, быстрая смена настроения, уступчивость, неумение самостоятельно принимать решения, равнодушное отношение к членам своей семьи, моральная переменчивость, тяготение к бездействию, ленивость к работе. Молодежь третьей группы отличается повышенной возбудимостью, педагогической запущенностью, неумением воспринимать реальный мир в силу эгоизма. Множество из них – это ребенок из семей, где он является неким «кумиром» поэтому им сложно пройти процесс социализации, характеризуются низким уровнем адаптации, лабильностью. Эгоцентризм и высокий уровень конфликтности мешают при общении со сверстниками. Имеют завышенную самомнение, полагая, что их мнение всегда правильное. Они раздражительны, сварливы, перекладывают ответственность за проступки на других, могут достаточно в малые сроки подружиться с новыми людьми, но желание командовать и «вертеть» окружающими вновь отталкивает их, поэтому отношения таких молодых людей с коллективом быстро переходят в стадию напряженности, откуда плавно вытекает конфликт, также они злопамятны, что подтверждается в постоянном желании отомстить своим врагам. Для членов четвертой группы свойственны экстравертивность, эгоизм. Они отвергают морально – этические нормы общества, имеют порыв к самоутверждению, поэтому для притягивать внимания окружающих готовы использовать самые непорядочные способы [2].
Для молодёжи решение сложных жизненных ситуаций непосильная задача, иногда они протестуют против всего общества, что выражается проявлением эмоциональных вспышек гнева и агрессии. Их поведение настроено на публику, они боятся не признания их индивидуальности, любят хвастаться, представлять себя в виде жертвы, устремлены к витанию в облаках, скандальное воздействие с исполнением “драмы” перед окружающими людьми. Высокая конфликтность мешает их приобщению к обществу, поэтому они относят себя к неформальным группам молодежи, из которых большинство имеет асоциальную направленность.
На сегодняшний день проблема вандализма в обществе весьма актуальна, потому что подростковый вандализм предстал перед нами в небывалом масштабе. С этим явлением можно столкнуться и в здании, и на улице, и в транспорте. Феномен современного вандализма имеет не мало отрицательных черт: высокую скрытность, внезапность, групповой характер, быстроту действий, криминальную направленность. Основной причиной подобного девиантного поведения заключается в неосуществимости выявления и развития личностных способностей подростков. Для решения этого вопроса необходим комплексный подход, включающий в себя профилактику и последующую реабилитацию. Также следует активизировать деятельность общественных объединений по реализации проектов и акций социальной направленности с целью:
- Привлечь внимание жителей к такому виду девиантного поведения как вандализм
- Изменить сознание молодежи в сторону ответственности и уважения к своему городу, его жителям и истории.
- Провести информационно-пропагандистскую работу в сети Интернет и СМИ.
- Создать систему идеологического просвещения и популяризации социально-ответственной личности.
Библиографический список
- Л.С. Ватова «Cоциально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика». 2007. – С. 36
- Статья Левановой Елены Александровны и Калмыковой Елены Сергеевной «Профилактика вандализма в молодёжной среде». 2013. N 9.