В современных условиях финансовая дисциплина приобретает особую актуальность, поскольку выступает одним из основных условий реализации финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также фактором оптимизации финансовой политики государства. Финансовая дисциплина обеспечивает выполнение доходных частей бюджетов, своевременное и полное финансирование государственных и муниципальных расходов, соблюдение и защиту законных прав субъектов финансового права, составление достоверных статистических данных, правильное ведение бухгалтерского учета.
Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации необходим для выявления нарушения финансовой дисциплины на предприятии.
Основными нормативными документами РФ, регулирующими порядок проведения анализа финансового состояния организации (в т.ч. при процедурах банкротства), являются:
а) Постановление Правительства РФ [1] определяет правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, коэффициенты, характеризующие платежеспособность, финансовую устойчивость и деловую активность должника.
б) Постановление Правительства РФ [2] определяет признаки преднамеренного банкротства, признаки фиктивного банкротства и подводит итоги о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
в) Приказ Минэкономразвития РФ [3] определяет Методику проведения анализа финансового состояния.
г) Приказ Минэкономики России [4] описывает критерии и направления реформирования предприятия.
д) Письмо Минэкономики России [5] регулирует деятельность несостоятельных предприятий.
е) Приказ Минпромэнерго РФ [6] регулирует разработку программу финансового оздоровления.
ж) Федеральный закон РФ [7] регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства).
Для поддержания финансовой дисциплины также необходимо законодательное регулирование денежных фондов предприятия. Для учета порядков формирования и использования фондов денежных средств используются нормативные документы [8-16]. Эти документы регулируют финансовые операции по использованию средств из фондов накопления и потребления, а также добавочного и резервного капиталов по целевому назначению.
Важным условием поддержание финансовой дисциплины является управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Основными документами, регулирующими вопросы учета и списания дебиторской и кредиторской задолженности, являются [17-26].
При нарушении элементов финансовой дисциплины законом предусматриваются административные и финансовые санкции (табл.).
Таблица – Санкции за нарушение элементов финансовой дисциплины
№ п/п |
Элемент финансовой дисциплины |
Санкции за нарушение |
Основание |
1 |
Расчетно-платежная дисциплина |
Невыполнение предприятиями обязательств ведет к нарушению денежных потоков и дестабилизации денежных отношений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей. |
Кодекс об административных правонарушениях |
Расчетно-платежная дисциплина |
За предъявление к оплате через банки платежного требования при полном или частичном отсутствии реальной отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или фактического оказания услуг поставщик уплачивает в пользу банка штраф в размере 4 % той суммы документа, в которой он неправильно предъявлен. |
Положением о штрафах за нарушение правил совершение расчетных операций утв. Постановление Совмина СССР от 16.09.1983 №911 в ред. от 30.07.1988 г. |
|
2 |
Бюджетная (налоговая) дисциплина |
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; - бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; - бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; - приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); - передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. |
Бюджетный кодекс РФ глава 29 статья 306.2 о бюджетных мерах принуждения за нарушение бюджетной дисциплины [52] |
- Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. - Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. - Несоблюдение порядка представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей. - Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора). - За нарушении сроков уплаты налога и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,33% за каждый день просрочки |
Налоговый кодекс РФ глава 1 ст. 120 |
||
3 |
Договорная дисциплина |
- возмещение причиненных убытков; - взыскание неустойки; - потерю стороной, нарушившей договор, суммы задатка; - взыскание процентов, подлежащих уплате за нарушение денежного обязательства в виде неправомерного пользования чужими денежными средствами. |
Гражданский кодекс РФ ст. 393, ст. 330, ст. 381, ст. 395 |
4 |
Кассовая дисциплина |
За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций может быть привлечена к ответственности как сама организация (индивидуальный предприниматель), так и ее должностные лица. Административный штраф на организацию может быть наложен в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб., на должностных лиц – в размере от 4 000 руб. до 5 000 руб. |
Кодекс об административных правонарушениях п.1 ст. 15.1 |
Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров. Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, или между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. |
Указание ЦБ России от 20.06.07 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя». |
Под административной ответственностью принято понимать вид юридической ответственности граждан, должностных лиц и, разумеется, юридических лиц, за совершенное ими административное правонарушение.
Ответственность за нарушение финансового законодательства предусматривает налоговую, административную, гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность. При этом, ко всем перечисленным видам ответственности могут быть подвергнуты физические лица, юридические несут только административную, гражданскую и материальную ответственность.
Библиографический список
- Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003г. №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
- Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004г. №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
- Приказ Минэкономразвития РФ от 18.04.2011 №175 «Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога».
- Приказ Минэкономики России от 01.10.1997г. №118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».
- Письмо Минэкономики России от 16.09.1993г. №АШ-598/6-210 «О разработке процедуры санации, реорганизации и прекращения деятельности несостоятельных предприятий».
- Приказ Минпромэнерго РФ от 25.04.2007 №57, Минэкономразвития РФ от 25.04.2007 №134 «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления».
- Федеральный закон, от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95)
- Приказ Минфина РФ от 12.11.96г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности организации»
- Письмо Минфина РФ от 18.02.93г. №15 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности средств, используемых на финансирование капитальных вложений»
- Приказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н «Отчет о движении денежных средств»
- Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
- Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н «Учет государственной помощи»
- Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н «Учет расходов по займам и кредитам»
- Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н «Учет финансовых вложений»
- Приказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н «Отчет о движении денежных средств».
- Гражданский кодекс РФ.
- Налоговый кодекс РФ.
- Бюджетный кодекс РФ.
- Кодекс об административных правонарушениях РФ.
- Указание ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. №3210-У
- Федеральный закон №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 г.
- Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
- Указание ЦБ РФ от 03.02.2015 № 3558-У «О внесении изменения в Указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
- Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом №34-н Минфина РФ от 29 июля 1998 г.).