УДК 327

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИТОГОВ 2015 ГОДА

Васильев Максим Викторович
Псковский государственный университет
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории, член Российского философского общества

Аннотация
В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы внешней и внутренней политики России в 2015 году. Подводятся итоги в области геополитики и экономики, анализируются наиболее значимые вызовы времени и опасности для российской власти и народа на будущий 2016 год.

Ключевые слова: БРИКС, война в Сирии, ЕврАзЭС, ИГИЛ, итоги года, международный терроризм, Россия, ШОС.


ANALYTICAL REVIEW OF THE RESULTS OF 2015

Maxim V. Vasilyev
Pskov State University
candidate of historical sciences, senior lecturer in Russian history, the Russian Philosophical Society

Abstract
The article deals with the most pressing issues of foreign and domestic policy of Russia in 2015. Summing up the results in the field of geopolitics and economics, analyzes the most important challenges and dangers for the Russian government and people for the coming 2016.

Библиографическая ссылка на статью:
Васильев М.В. Аналитический обзор итогов 2015 года // Политика, государство и право. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/01/3619 (дата обращения: 12.09.2024).

Уходящий 2015 год стал годом серьезных испытаний для России, когда наша страна, несмотря на огромный комплекс внутренних социально-экономических проблем, сумела жестко и ответственно заявить о своих геополитических интересах на международном пространстве, предложить мировому сообществу альтернативную модель политического миропорядка, основанного на многополярном балансе сил и бросить реальный вызов одной из глобальных проблем человечества – международному терроризму. Можно с полной уверенностью сказать, что с момента развала Советского Союза еще ни один год в истории нашей страны не был насыщен столь противоречивыми и волнующими событиями, имеющими в своей основе далеко идущие последствия. 2015 год стал отправной точкой принципиально новой фазы исторического развития международных отношений, в которых даже случайные и второстепенные события могут сыграть ключевую роль. В связи с этим, столь важно давать объективные оценки происходящего и выстраивать грамотную стратегию последующих действий.

В данном аналитическом очерке мы попытаемся подвести основные итоги уходящего года, и разобраться, насколько серьезна для России сложившаяся ситуация, и как следует реагировать на вызовы времени. Для этого постараемся вспомнить наиболее важные и судьбоносные события 2015 года, разобраться в латентных механизмах и причинно-следственных связях.

Уходящий год стал временем существенного изменения политического вектора российской дипломатии. Россия все меньше ориетнировалась на своих западных партнеров, совершая волевые усилия в области интеграции со странами азиатского и ближневосточного регионов. На существенных успехах нашей страны в этой области следует остановиться подробнее. 14 июля 2015 года международная группа из шести стран заключили с Ираном Венские договоренности по урегулированию кризиса вокруг иранской ядерной программы, что создало более благоприятную политическую атмосферу. В соответствии с этими договоренностями, Иран отказывается от разработки атомного оружия, занимается исключительно мирным атомом, а западные державы снимают экономические санкции. Такое развитие событий стимулировало сближение России и Ирана, с которым у нашей страны и до того были давние партнерские отношения. Вскоре после Венских  договоренностей стало известно об инициативе создания зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом и Ираном. Направление ЕАЭС — одно из приоритетных для российской внешней политики. Очевидно, что в нынешних условиях Россия заинтересована в развитии двусторонних российско-иранских торгово-экономических контактов. Ожидается, что с последовательным снятием санкций в отношении Ирана предпринимательский климат для расширения двусторонних контактов улучшится. Очевидно, что нынешний уровень торгово-экономических связей между двумя странами не отвечает ни масштабу экономики России, ни Ирана. В 2014 году товарооборот двух стран составил порядка 1 млрд. 700 млн. долларов. В то время как несколько лет назад он находился на отметке четыре млрд. долл.[i]

Сближение России с Ираном, это не только экономическая и военно-политическая интеграция двух держав. Если российской дипломатии и бизнесу удастся заинтересовать иранских партнеров, тогда у России открываются многовекторные геополитические возможности значительного увеличения влияния Евразийского союза и, как следствие, усиление своих  геополитических позиций в евро-азиатском регионе. Россия имеет уникальный исторический шанс вновь стать центром, притягивающим к себе другие страны. И в данном случае речь идет не о восстановлении Советского Союза, а о принципиально новой модели политического объединения, основанной на глобализационных процессах и взаимовыгодных условиях для всех участников такой интеграции. Перед Российской дипломатией на данный момент стоит сложная задача – убедить остальных участников Евразийского союза в необходимости интеграции с Ираном, так как перспективы сотрудничества с этой ближневосточной державой очень заманчивы. Иран – это рынок примерно в 90 млн. человек, для сравнения, Беларусь плюс Казахстан – менее 30 млн. Благодаря десятилетиям санкций, программы развития остаются ориентированы исключительно на собственные возможности, поэтому сегодня это самодостаточная экономика. Тем не менее, дальнейшее развитие требует и рынков для собственно иранского экспорта, и технологического обновления. Есть отрасли, требующие внешнего участия, например, при вполне развитом автопроме отсутствует авиастроение, требует эксклюзивно российского участия российского ядерная энергетика. В Иране есть огромный потенциал для экспорта сельхозпродукции (без ГМО и ряда других технологий), то есть – высокого качества. Список направлений для двустороннего сотрудничества достаточно велик. Не менее важно, что современный Иран – это сосредоточие важнейших трансконтинентальных коммуникаций, в частности – выход для стран ЕАЭС на Персидский залив, в зону Индийского океана. Есть серьезный потенциал взаимодействия по различным направлениям на Кавказе, в Прикаспии, в Центральной Азии[ii].

Говоря об Иране необходимо отметить, что после начала процедуры снятия санкций с Ирана, руководство этой страны заявили о своей готовности вернуться на  международный рынок газа и поставлять его в Евросоюз. Первоначально Иранская сторона наиболее оптимальным вариантом поставки своего голубого топлива рассматривала турецкий газопровод. Однако в данном регионе не существует достаточно развитой газопроводной инфраструктуры. Пропускная способность уже существующего турецкого газопровода Тебриз-Анкара не позволяет прокачивать большие объемы топлива. В это время обсуждалось ещё несколько вариантов доставки иранского газа в Европу: через Сирию, Ирак, Чёрное море и Кавказ.  Также, был предложен еще один вариант транзита газа в Европу с помощью танкеров[iii]. Не стоит забывать, что Иран является крупнейшей страной по имеющимся запасам газа. На сегодняшний день Исламская республика добывает около 160 млрд. кубометров газа в год. Весь этот объём идёт на покрытие потребностей внутреннего рынка. Однако, по оценке экспертов, к 2020 году Тегеран может нарастить добычу до 215 млрд. кубометров в год и начать экспортировать топливо. Такое развитие событий крайне выгодно Европейским странам, однако вызывает серьезные обеспокоенности со стороны США и ее союзников, Турции, Катара и Саудовской Аравии. Дело в том, что после просчетов рентабельности и технических возможностей, Иранской стороной было принято решение выбрать путь газового потока через Сирию или Черное море. Турция не довольна тем, что основной поток иранского газа пройдет не по её территории, американские компании сами рассматривают Европу как экспортный вариант для своего сланцевого газа. Но более всего таким развитием событий недовольны арабские соседи Ирана – Катар и Саудовская Аравия, которые сами желают иметь прямой выход на европейский рынок[iv].

Вхождение Ирана в европейский рынок энергоресурсов беспокоит Запад еще и тем, что в газовой отрасли Исламской республики значительную роль играет Россия. Сближение иранских и российских газовых и нефтяных компаний наблюдается со времен затянувшейся санкционной блокады Ирана. Когда в условиях США делали все возможное, чтобы перекрыть поток инвестиций в Иран, вводя санкции против компаний и банков, сотрудничающих с Ираном. В связи с этим Иран стал активно работать с российским «Газпромом». Одним из значительных совместных проектов был газопровод Иран-Пакистан, в который Россия была готова вкладывать средства – около 1,5 млрд. долларов. А снятие ограничений по ядерной программе Ирана такое сотрудничество должно только усилить. Одним из положительных итогов заключения ядерной сделки с Ираном является тот факт, что расширение сотрудничества Москвы и Тегерана позволит успешно продвигать российские экономические интересы в этой стране, даже если нам придется конкурировать там с западными компаниями, которые после снятия санкций хлынут в Иран. Однако в стратегическом плане Иран вряд ли сменит приоритеты с России на Запад, так как нынешний режим в Исламской республике не склонен доверять Евросоюзу и тем более США. Это отражается как в позиции политиков, так и среди иранских элит, которые уверены, что искренними сторонниками Ирана западные страны, в отличие от России, не станут никогда. Благодаря такому сотрудничеству появится прекрасная возможность для того, чтобы опыт в сфере современных технологий в газовой отрасли был еще более усовершенствованным и продуктивным, для этого у обеих стран имеется колоссальный потенциал и возможности, которые нужно и желательно передавать друг другу, так как это своего рода взаимовыгодный обмен. Нельзя не заметить еще и то, что официальный представитель из Ирана в прошлом году подписал специальный меморандум, который гарантирует длительное сотрудничество между этими двумя компаниями, а соответственно и меду странами. Если сотрудничество состоится и будет продуктивным, то это поможет обеим странам значительно увеличить свои капиталы и финансовую сторону, так как за улучшением системы производства следует увеличение объемов подачи газа и его транзита в любые нужные страны[v]. Естественно такой сценарий развития событий на Ближнем Востоке в корне не устраивает Запад и его арабских союзников.

Следующим принципиально важным внешнеполитическим событием в жизни нашей страны стал VII саммит БРИКС, который проходил 8 – 9 июля 2015 года в Уфе. Лидеры пяти стран с быстроразвивающейся экономикой смогли договориться по раду важных моментов, которые в отдаленной перспективе могут стать принципиально новым этапом международных экономических отношений. Важнейшим итогом саммита БРИКС стало создание нового Банка развития с капиталом 100 млрд. долларов[vi], что может стать в будущем серьезной альтернативой МВФ, который фактически контролируется США. По инициативе России было подписано соглашение о сотрудничестве государств до 2020 года, в котором говорится о расширении взаимодействия между государствами как в социально-экономическом плане, так и в внешнеполитическом. На саммите подписана Уфимская декларация, согласно которой взят курс на переход в рамках БРИКС на торговлю в национальных валютах. Если на практике такой подход будет осуществлен, экономики стран смогут снизить влияние и роль американского доллара на международном валютном рынке[vii].

Необходимо отметить, что в американской прессе данное международное мероприятие прошло практически не замеченным, а если говорить точнее, было специально проигнорировано журналистами, что в очередной раз подчеркивает его значимость. В тоже время, американское издание «Counter Punch», отметило, что страны БРИКС решили выбрать путь постепенного освобождения от существующей Бреттон-Вудской и создания параллельной системы, которая в большей степени отвечает их собственным интересам. «Они сосредоточили внимание на тех элементах, которые лежат в основе нынешней системы во главе с США, на институтах, из которых проистекает исключительная мощь Соединенных Штатов. Речь идет о долларе, торговле американскими долговыми облигациями и Международном валютном фонде (МВФ). Следуя этой логике, если заменить данные элементы, то не имеющая себе равных держава превращается в обычную страну, которая пытается свести концы с концами». Далее издание отмечало, что, государства БРИКС выступают за создание своей финансовой системы, которая бы позволила им самостоятельно реализовывать собственные проекты. Если это произойдет, то, по мнению журналиста, США столкнутся с серьезными экономическими трудностями[viii].

Немаловажно, что в эти же дни в Уфе было проведено еще одно важное международное мероприятие – саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который во всех смыслах можно считать историческим. Россия, на правах гостеприимного хозяина и председателя организации в очередной раз предложила мировому сообществу модель равноправных партнерских отношений со всеми участниками процесса. Помимо неотъемлемых протокольных моментов и комплекса экономических контрактов с рядом стран, России удалось снять рад международных противоречий и сблизить некоторые страны, между которыми исторически имеются непростые отношения. Так, главным событием ШОС можно считать присоединение к этой организации Индии, что говорит о сближении интересов между Индией и Китаем. У России исторически есть дружественные отношения с обеими державами, однако, без нашего посредничества, Индия и Китай навряд ли смогли бы договориться. Следующим результатом саммита ШОС стало сближение интересов   Индии и Пакистана, которые с момента обретения независимости являются главными соперниками в регионе. Теперь эти страны начинают процедуру вступления в организацию на правах полноправных членов, а Армения и Азербайджан, которые уже почти три десятилетия спорят о судьбе Нагорного Карабаха, присоединяются к организации в статусе партнеров по диалогу[ix]. В очередной раз, Россия продемонстрировала миру умение находить общий язык с представителями разных народов, конфессий и культур на основе уважительного отношения со всеми участниками переговоров, а фактически, предлагая миру альтернативную модель отношений без военно-экономического диктата и доминирования в культуре. Именно эту сквозную идею мероприятия и озвучил В.В. Путин в своем выступлении: «В Уфе собрались главы 15 государств, представляющих несколько континентов: Евразию, Южную Америку, Африку. У каждой из этих стран свой путь развития, свои модели экономического роста, богатая история и культура. Именно в таком многообразии, в соединении традиций, безусловно, и кроется сила, огромный потенциал и БРИКС, и ШОС»[x]. Можно с полной уверенность сказать, что страны азиатского региона это оценили по достоинству.

Так же участники саммита зафиксировали в декларации, что они продолжат создание Фонда развития и Банка развития ШОС, а также поддержали самую масштабную инфраструктурную инициативу Китая – создание экономического пояса “Шелковый путь”.

Можно с полной уверенностью сказать, что в текущем году была четко обозначена модели евразийской интеграции на базе трех организаций: БРИКС, ШОС и Евразийского экономического союза, которые в обозримом будущем будут только усиливать свои отношения, что может привести к полной экономической самодостаточности от всего остального мира. В том числе и в области технологий, которая устроена таким образом, что есть порог населения при котором любые разработки будут просто нерентабельны с точки зрения окупаемости. А вот объединение усилий даже трех участников интеграционного процесса: России, Китая и Индии может позволить нам создать вполне самодостаточный технологический рынок.

2015 год стал годом разворота политической активности России на Восток, поэтому отношения с Китаем автоматически приобретали значительно более высокую ценностную ориентацию. Однако в отношениях с КНР нам удалось достигнуть значительных геополитических успехов при снижении экономических показателей. Москва и Пекин подписали ряд важных соглашений о поставках нефти и газа в Китай и техническом сотрудничестве. Однако на практике многие проекты, как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, остались замороженными. Годовой товарооборот в 2015 году упал со 100 до 70 млрд. долларов.   К положительным моментам можно отнести так называемые территории опережающего развития, прежде всего, на российском Дальнем Востоке. Так, начались инвестиции в строительство моста через Амур, в строительство нефтеперерабатывающего завода в поселке Березовка. Это открытие свободного порта во Владивостоке, как часть свободной экономической зоны. Это превращение Иркутска в транспортный узел с особым статусом. Китай, очевидно, проявил интерес к этим территориям. Однако нам не удалось привлечь Китай к реконструкции Транссиба. Пропускная способность линии сегодня в разы меньше, чем хочет Китай. КНР поэтому открывает альтернативные маршруты поставок своих товаров, в частности, через Казахстан, Грузию и Азербайджан в Турцию. К сожалению, по этому проекту Россия не стала приоритетным партнером Китая по целому ряду причин. В тоже время, Китай остается нашим главным геополитическим партнером[xi]. Об этом свидетельствует и присутствие Си Цзиньпина на параде в Москве 9 мая, и присутствие Путина на параде в Пекине, и многочисленные мероприятия по линии ОООН, ШОС, БРИКС. Россия с Китаем в международной политике проводят одну линию и рассматривают друг друга как союзники в борьбе с американским доминированием.

Важной вехой в жизни России 2015 года стали многочисленные военные учения с применением современной техники и вооружений. В течение года было проведено около 4 тысяч мероприятий боевой подготовки различного уровня и масштаба, в том числе учения совместно с воинскими частями и подразделениями стран ОДКБ и ШОС. Самыми крупными из них стали учения «Центр-2015», а также совместные российско-белорусские маневры «Щит союза-2015». Кроме того, на территории России были проведены Международные армейские игры, в рамках которых реализован чемпионат мира «Танковый биатлон-2015», а также десять различных конкурсов для подразделений Сухопутных и Воздушно-десантных войск, Военно-морского флота, Военно-воздушных сил, специалистов артиллерийских, инженерных и других войск[xii].

Еще 26 декабря 2014 года В.В. Путин подписал новую военную доктрину, в которой НАТО обозначается как главная внешняя угроза для России. При этом доктрина предусматривает укрепление «трех геополитических фронтов, которые Россия считает частью своей жизненной безопасности». Речь идет о запланированном на 2015 год усилении военного присутствия в Арктике, на Крымском полуострове и в Калининграде. Каждый из трех регионов крайне важен для сдерживания расширения НАТО и сохранения доступа к важным природным ресурсам, а также морским путям сообщения в незамерзающих водах[xiii]. Чтобы гарантировать себе военное превосходство в регионе, Россия в 2015 году приступила к созданию арктических поисково-спасательных станций, глубоководных портов, аэродромов и радиолокационных станций ПВО вдоль своего арктического побережья. Кроме того, Россия создала объединенное стратегическое командование «Север» для постоянного военного присутствия в регионе[xiv]. По данным Генерального штаба, к концу 2015 года обустройство шести российских военных баз в Арктике практически завершено. Речь идет об объектах, развернутых на островах Котельный, Земля Александры, Средний, Врангеля, в поселке Рогачево и на мысе Шмидта. Инфраструктура включает административно-жилищные комплексы – военные городки замкнутого цикла, аэродромы, боевые позиции арктических частей и подразделений. Также, Россия в текущем году сформировала и развернула в Арктике два отдельных зенитных ракетных полка, оснащенных ЗРС С-400 «Триумф». Для прикрытия этих систем от воздушных атак развернуты батареи ЗРПК «Панцирь-С». Кроме того, на Новой Земле развернут береговой ракетный дивизион, оснащенный комплексами «Бастион»[xv]. В следующем, 2016 году российские военные продолжат строить и совершенствовать арктическую инфраструктуру, а также комплектовать группировки войск на севере личным составом, вооружением и техникой. Как отметили в Генштабе РФ «Усиление группировок в арктической зоне планируется завершить к концу 2016 года, в течение 2017-го намечено завершить возведение оставшихся инфраструктурных объектов и совершенствование аэродромной сети, чтобы к 2018 году иметь в Арктике самодостаточные мобильные группировки войск»[xvi]. Всего Россия планирует построить в регионе 13 аэродромов и 10 технических радиолокационных пунктов.

Уходящий год стал годом коренных изменений в Вооруженных силах нашей страны. Так, на боевое дежурство заступили шесть ракетных полков, на очереди поступление «убийцы» вражеского ПРО ракеты «Рубеж» и стратегического ракетного комплекса пятого поколения «Сармат». В 2015 году была проведена модернизация стратегических бомбардировщиков (два Ту-160, три Ту-95 МС и пять Ту-22 М3). Были также построены подводные крейсера стратегического назначения «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Оснащенность морского компонента ядерных сил современными образцами вооружения достигла 56 %. В российские Военно-космические силы (приступили к выполнению задач 1 августа 2015 года) поступило 243 современных летательных аппарата. Войска стали получать модернизированные бомбардировщики, истребители поколения 4++ Су-35 и беспилотники. В уходящем году в армию поступили пять полков зенитных ракетных комплексов С-400 и 208 радиолокационных систем.            Существенным стимулом к развитию Вооруженных сил стала военная операция России в Сирии. Интересы России в арабской республике защищают дислоцированная в Латакии авиационная группа в составе бомбардировщиков Су-34 и Су-24 М, штурмовиков Су-25 СМ. После инцидента с Су-24 M воздушные атаки российских военно-космических сил прикрывают истребители Су-30 СМ, комплексы С-400 и находящиеся в Средиземном море корабли Черноморского флота.

Борьба с «Исламским государством» предоставила России возможность испытать никогда не применявшуюся в бою технику. В ночь на 7 октября 2015 года корабли Каспийской флотилии провели успешные пуски крылатых ракет «Калибр». А в середине декабря боевое крещение в Сирии прошла дальняя авиация, способная нести ракеты с ядерными боеголовками. Операция в САР имеет большое значение для военного строительства в РФ. В Минобороны признают, что боевые действия обнажили ряд проблем, над решением которых ведомство уже работает. Россия давно не проводила крупномасштабных военных кампаний и тем более за пределами своей страны, и война с международным терроризмом в Сирии – это отличная возможность для повышения эффективности вооруженных сил, которые должны проходить необходимую боевую обкатку[xvii].

Ключевым моментом 2015 года стало усиление позиций России на Ближнем Востоке и начало военной операции российских войск в Сирии против запрещенной международной террористической организации Исламское государство. После того как с официальной просьбой о военной помощи к России обратился президент Сирии Башар Асад, 30 сентября 2015 года Совет Федерации дал Президету В.В. Путину согласие на использование Вооружённых сил Росси в Сирии. При этом речь шла лишь о применении военно-воздушных сил для оказания поддержки сухопутным войскам Сирии с воздуха, без проведения наземной операции[xviii]. Для проведения военной операции в Сирии была развёрнута смешанная авиационная группа ВВС России. По заявлению представителя Министерства обороны Российской Федерации И.Е. Конашенкова, в неё вошли более 50 самолётов и вертолётов. Для обеспечения охраны авиабазы в Сирию были переброшены подразделения морской пехоты Черноморского флота, группы спецназа и военнослужащие 7-й десантно-штурмовой (горной) дивизии ВДВ. По некоторым данным, на базе находятся как минимум семь танков Т-90, артиллерия и бронетранспортёры[xix]. С 7 октября 2015 года к боевым действиям привлечены четыре корабля Каспийской флотилии ВМФ России: ракетный корабль «Дагестан», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». 8 декабря 2015 года к операции привлечена подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» Черноморского флота. На 20 ноября 2015 года задействованная в операции авиационная группировка составляет 69 самолётов, морская группировка насчитывает 10 кораблей, в том числе 6 кораблей в Средиземном море[xx]. С 30 сентября начались ежедневные бомбежки объектов террористов в Сирии, которые не прекращаются до конца текущего года. С начала октября против боевиков были использованы  крылатые ракеты морского базирования «Калибр».

Военно-политическое усиление России на Ближнем Востоке существенно изменило расстановку сил и разрушило планы как американских, так и арабских политических кругов, рассматривающих крах сирийской государственности делом уже свершившимся. Готовность России совместно с Ираном поддержать легитимное правительство Б. Ассада и реально бороться с терроризмом в регионе, мешает не только политическим целям Запада, заинтересованного в максимально долгом поддержании ситуации так называемого «контролируемого хаоса» на Ближнем Востоке, но и экономическим интересам Саудовской Аравии и Катара в их борьбе за рынки сбыта углеводородов. Позиция России привела к тому, что вопрос свержения сирийского президента был снят с международной повестки, а сирийская регулярная армия смогла перейти в наступление на отдельных участках фронта. Все это еще вызвало еще большие озабоченности стран региона. Режим сирийского президента неудобен и Турецким политическим кругам, так как турецкая сторона заинтересована не только в приобретении дешевой нефти, но и имеет очень серьезные опасения относительно Курдистана. В сложившихся обстоятельствах при посредничестве России официальный Дамаск скорее всего пойдет на сближение с сирийскими курдами, как естественными союзниками в борьбе с терроризмом, а иракские курды на данный момент уже имеют фактическую самостоятельность. Такое развитие событий может активизировать и турецких курдов, с которыми у турецкого правительства весьма сложные отношения. В сложившейся ситуации сбитый турецкими ВВС российский самолет и жесткая позиция турецкого президента, отказавшегося приносить извинения по данному инциденту – событие вполне ожидаемое. Ответной реакцией России, естественно будет введение не только экономических санкций и запретов против Турции, но и политическое игнорирование турецкого лидера. Российская дипломатия, по всей видимости, применит максимум усилий, что бы поддержать турецкую оппозицию (в том числе и курдов) для скорейшего устранения Эрдогана с политической арены.

Важным моментом в сирийской военной операции является вопрос финансовый, насколько сложной и затратной окажется для России эта война? В этом вопросе оценки экспертов разнятся, так как нет официально обнародованных цифр. Так, например, По оценкам Jane’s Information Group, возможные затраты России составляют от 2,3 до 4 млн. долларов в день. Эта сумма затрат не включает стоимости 26 крылатых ракет, запущенных по целям в Сирии 7 октября 2015 года. По некоторым данным пуск этих ракет стоит от 20 до 60 млн. долларов. По мнению других экспертов затраты Минобороны России на операцию намного меньше и составляют 2,5 млн. долларов в день. По данным американской корпорации IHS Inc., затраты России на военную операцию в Сирии примерно в десять раз ниже, чем затраты США в Афганистане на поддержание аналогичного военного контингента[xxi]. По мнению специалистов, сравнительно низкий уровень затрат России на военную операцию объясняется налаживанием морского снабжения, невысокими выплатами военнослужащим, более низкими расходами на медицинское обслуживание и снабжение продовольствием военного контингента, а также компактным расположением воинского контингента и не составляет опасной финансовой нагрузки на российский бюджет.

Обсуждая российскую военную операцию в Сирии, необходимо отметить, что сирийская армия так и не смогла совершить массированного контрнаступления против войск террористов и отбить ключевые населенные пункты. Большая часть молодежи Сирии не стремиться вступать в армию Ассада и воевать с боевиками. Правительственная сирийская армия истощена и ослаблена и не сможет закрепить все военные успехи российской авиации. Поэтому военный конфликт в Сирии может затянуться на неопределенный срок. Не менее важным вопросом, является и обеспечение качественной работы тыла сирийской армии, так как отступающие террористы нанося существенный урон экономике страны. Кто будет восстанавливать сирийскую инфраструктуру и не потребуется ли очередная помощь России. Однако при развитии любого сценария событий, необходимо признать, что с финансовой точки зрения военная операция России в Сирии будет менее затратна, нежели ведение боевых действий с терроризмом на собственной территории или сопредельной территории наших союзников по ОДКБ. На данный момент можно с полной уверенность сказать, что наша война в Сирии – это война на истощение ресурсов и остается надеяться, что России хватит сил, средств и воли для победы в сложной борьбе с международным терроризмом.

Если уходящий 2015 год был годом геополитических и дипломатических успехов России на международной арене, то с экономической ситуацией в стране дела обстоят намного сложнее. По данным экономистов, основные параметры экономического развития в России выглядят следующим образом. Начиная с 2013 года российская экономика вступила в стагнацию, что проявилось в замедлении экономического роста, падении инвестиций в основной капитал и практически нулевом уровне промышленного производства (в 2013 г. он составил 0,4 %, в секторе обрабатывающей промышленности падение на 1,1 %). В силу инвестиционного спада в 2014 году закономерным должно было стать дальнейшее замедление экономического роста даже без внешнего давления. Введенные экономические санкции против нашей страны только ускорили переход от стагнации к рецессии, которая в 2015 году стала неминуемой. Особые опасения экспертов вызывает отечественная промышленность. Так, индекс промышленного производства только за первую половину текущего года упал на 2,3 %. Падение в мае оказалось еще более существенным, достигнув 5,5 %. Обрабатывающая промышленность демонстрирует худшие показатели из всех видов промышленного производства. Ее сокращение за 5 месяцев достигло 4,1 %. Динамика снижения промышленного производства указывает на то, что признаков оживления в экономике нет и, напротив, спад ускоряется. Промышленность сокращается на фоне роста издержек (удорожание кредитов, комплектующих из-за девальвации), дефицита инвестиций (дорогие кредитные деньги), низкого платежеспособного спроса в результате резкого сокращения заработных плат. По ряду отраслей падение за период январь-май 2015 года превышает 10 %[xxii]. В первую очередь существенно сдала свои позиции легкая промышленность и именно она остро нуждаются в государственной поддержке. Ряд экспертов отмечают, что падение промышленности продолжается даже несмотря на плавное снижение ставок на кредитование. Оно несущественно с учетом внеэкономической критической завышенности. Главная причина – это системный кризис отечественного производства, износ оборудования, низкие объемы государственного заказа, которые могли бы обеспечить спрос на отечественное производство этих сегментов. 2015 год осложнен ростом издержек на производство, в котором значительна доля импортных комплектующих или импортного оборудования, которые в результате девальвации рубля подорожали[xxiii].

Как и предполагалось нами в конце прошлого года[xxiv], одной из острых проблем в 2016 году стало ухудшение жизни граждан. Негативные тенденции в экономики, естественно сказались на доходах граждан. Так, номинальный рост зарплат россиян за январь – октябрь замедлился в сравнении с тем же периодом 2014 года почти вдвое – до 5,1 % при инфляции 15,9 %. Темпы спада зарплат в реальном выражении за 10 месяцев достигли почти 10 %, в октябре выражались уже двузначной цифрой (10,9 %). Реальные доходы к ноябрю текущего года продолжали снижаться 12 месяцев подряд – такого антирекорда не было со времени дефолта и кризиса 1998–1999 годов. По итогам полугодия уровень бедности превысил 15 % населения, это 21,7 млн. человек, – за год по июль за черту бедности перешли еще 2,8 млн. россиян, что сопоставимо с населением двух Екатеринбургов или трех Воронежей. И прогнозы экспертов на обозримое будущее весьма не утешающие. Так, Минэкономразвития планирует, что зарплаты, и доходы продолжат снижаться на протяжении всего 2016 года, несмотря на ожидаемое почти двукратное замедление инфляции, и к началу 2019 года все еще будут ниже уровня 2013 года. По прогнозу Центрального Банка РФ, даже в лучшем случае (к которому теперь можно отнести восстановление нефти до 50 долларов за баррель) доходы населения начнут восстанавливаться не ранее 2018 года[xxv].

В 2015 году россияне заметно обеднели: двузначная инфляция съедала номинальный рост доходов, и поэтому реальные располагаемые доходы населения все время находились в отрицательной зоне. В январе-ноябре 2015 года реальные располагаемые доходы снизились на 3,5 %. Инфляция с начала года по ноябрь составила 12,1 %. Как показывают декабрьские опросы ВЦИОМа, россияне вполне ощущают снижение достатка: каждый четвертый (24 %) оценивает материальное благосостояние семьи как «плохое». Индекс самооценок материального положения в декабре упал до 52 пунктов с 62 в сентябре – ноябре. Нынешнее значение соответствует значению декабря посткризисного 2009 года[xxvi].

Ситуация будет ухудшаться из-за торговых ограничений с Турцией, введения оплаты грузоперевозок по федеральным трассам, дальнейшего ухудшения отношений с Украиной (в том числе и ограничения торговли с этой страной с 1 января 2016 года). Не придется россиянам и надеяться на государственную финансовую поддержку, так как денег в стране не хватает, а бюджет на следующий год принят дефицитным и, по всей видимости, может еще больше урезаться по факту его исполнения. По официальным данным рост зарплат в бюджетном секторе заморожен, пенсии пока запланировано проиндексировать ниже инфляции. По прогнозу Внешэкономбанка, после затягивания поясов в 2015 года население начнет проедать запасы: норма сбережений снизится с текущих 11,9 % до 9,6–10 % в 2017 – 2018 годах[xxvii]. Естественно такое положение дел повлечет за собой активизацию «теневого бизнеса», его ухода от налогов, выдачу заработных плат в конвертах, что способствует дальнейшему ухудшению экономики. Грядущий год непременно подтолкнет работодателей к поиску сокращения издержек, и как следствие, массовому сокращению сотрудников. Рост безработицы в 2016 году неизбежен. Ситуация усугубиться еще и тем, что возможности социальной поддержки граждан ограничены дефицитным бюджетом.

Можно с полной уверенность сказать, что на протяжении всего 2016 года потребительская активность граждан страны будет низкой, а бытовые условия жизни несколько тяжелее, чем в 2015 году. Инфляция в первой половине года будет незначительно расти, однако в дальнейшем ее увеличение остановиться и наметится тенденция на снижение, что будет связано с растущим налогообложением, повышением учетной ставки Центрального Банка и слабой покупательской способностью потребителя. И только к 2017 году могут наметиться положительные тенденции. Однако такой (наиболее оптимальный в сложившейся ситуации) прогноз может реализоваться только при отсутствии серьезных внешних и внутренних потрясений.

Существенной проблемой для отечественного потребителя станет в следующем году установление специального режима экспорта сельхозпродукции из Белоруссии[xxviii]. Проблема таможенных препинаний с нашим ближайшим партнером и соседом из-за поставок иностранных товаров, на которые российское руководство наложило ответные санкции, продолжаются еще с прошлого года и, по всей видимости, будут иметь место и в следующем. Из-за чего, цены на продовольственные товары будут только увеличиваться. Проблему усугубляет и тот факт, что в процессе борьбы с санкционными продуктами, идущими транзитом через Белоруссию, под удар попадает и чисто белорусская продукция. Так, например, с 7 декабря Россельхознадзор ввел ограничения на поставки в Россию продукции пяти белорусских молокозаводов из-за несоответствия ее стандартам качества. А несколькими днями ранее тоже Россельхознадзор остановил на границе и вернул в Беларусь 21,6 т картофеля из-за несоответствия сертификатов и этикеток и 1,5 т грибов, фруктов и овощей, у которых не было сертификатов[xxix]. В данном случае видится попытка Москвы ограничить объем иностранных продуктов на рынке Белоруссии. Так, ограничивая ввоз белорусской продукции в Россию, мы заставляем белорусских производителей реализовывать свой товар на внутреннем рынке, что при мощной протекционистской политике в Белоруссии делает иностранные продукты практически не конкурентоспособными. В тоже время, если бы российские власти более лояльно отнеслись бы к перевозке продовольствия через русско-белорусскую границу, Белоруссия могла давно увеличить экспорт мяса, молока и фруктов в Россию, а свой внутренний рынок закрывать дешевыми европейскими и турецкими товарами.

Традиционно важным показателем развития нашей страны являются международные цены на углеводороды, которые на протяжении всего года неуклонно снижались, ухудшая нашу и не без того уязвимую экономику. Как отмечают экономисты, на непродолжительное восстановление цены нефти весной 2015 года российская экономика не отреагировала, продолжая скользить по инерции вниз. С другой стороны, и повторного кризиса в июле – августе она почти не заметила: 30 %-ное падение цены нефти и 20 %-ное – рубля застопорило начавшееся снижение инфляции, но не привело к сколько-нибудь значимому ухудшению остальных макро показателей. Россия в 2015 году основательно ухудшила позиции. За девять месяцев ВВП упал на 3,7%, и примерно такой же результат ожидается по итогам года (после роста на 0,6% в 2014 году)[xxx]. Экономика, по оценкам Минэкономразвития, как достигла дна в июле, так там и пребывает. Минфин, впрочем, перенес ожидавшееся им начало восстановления экономики с III квартала 2015 года на первое полугодие 2016 года. Министр экономического развития России Алексей Улюкаев, утверждает, что глубже спада показателей отечественной экономики уже не будет[xxxi]. Однако следует понимать, министерство зачастую заинтересовано в использовании наиболее оптимистических прогнозов, что иногда далеко от  реального положения дел. Что было с прогнозированием мировой цены на нефть в середине 2015 года, когда государственный бюджет верстался исходя из стоимости черного золота в 50 долларов за баррель, как самый низкий из ценовых вариантов. Реальное же положение дел к концу года оказалось еще более печальным. Однако даже минэкономразвития не отрицает, что в ближайшее время в России не будет и роста основных экономических показателей. Только на то, чтобы преодолеть спад 2015 года, который, как ожидает министерство, будет менее 4%, экономике понадобится три года: исходя из октябрьского прогноза Минэкономразвития, по итогам 2018 года реальный ВВП России вернется на уровень 2014 года[xxxii]. Ряд других экспертов полагают, что дно экономического кризиса в России еще не пройдено и при ухудшении внешнеполитических процессов, самые тяжелые времена могут наступить в первой половине 2016 года.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что какой бы прогноз экономического развития России на ближайшее будущее мы не использовали, ни чего хорошего и оптимистичного он нам не сулит. Быстрого и уверенного посткризисного подъема не будет, темп роста отечественной экономики будет существенно отставать от средних мировых показателей и в лучшем случае составит 2 %. Главной причиной этому является не экономические санкции Запада или ценовые кульбиты стоимости нефти на мировом рынке, а собственные внутренние проблемы, идущие из 1990-х годов, которые нам так и не удалось решить. России жизненно необходимо провести реформы в реальном секторе экономики, развивать промышленность и инфраструктуру, провести модернизацию производства во всех отраслях. Важным направлением экономического развития России на данный момент является переключение финансовых потоков государственного финансирования с газовой и нефтехимической промышленности в пользу других отраслей экономики. Особенно актуальным это становиться в контексте прогнозов на низкую стоимость нефти на мировом рынке в обозримом будущем и частичной потере перспектив выхода на европейский рынок российского газа (речь идет о фактическом замораживании проекта турецкий поток). Сложившаяся международная и экономическая ситуация может стать существенным стимулом к проведению в России современной индустриализации, освобождению от так называемой «нефтяной иглы» и переводу отечественной экономики на принцип полной самодостаточности. Только решительные меры, проявление соответствующей политической воли и реальное напряжение сил может вывести Россию из тяжелого экономического кризиса и обеспечить ее экономическую безопасность на следующие десятилетия. В противном случае, время может быть упущено безвозвратно и наша страна, несмотря на ряд успехов в геополитике, может перейти в разряд второстепенных стран. Велика вероятность так называемого «эффекта колеи» о котором в конце уходящего года напомнил бывший министр финансов А. Кудрин: ««Эффект колеи» – постоянно обсуждаемая тема: все верят, что Россия из нее выйдет, но все говорят, что предпосылок для этого мало»[xxxiii].

Возможно, что первые шаги государственной власти (или попытка зондирования ситуации) в обозначенном нами направлении была сделана 13 октября на первой сессии инвестиционного форума «ВТБ-капитала» «Россия зовет!» с участием руководителей всех ключевых финансово-экономических ведомств страны. На форуме разгорелись достаточно жесткие споры между главой Министерства финансов и президентом государственной нефтяной компании «Роснефть».  Министр финансов Антон Силуанов озвучил идею, что для избавления отечественной экономики от жесткой зависимости от цен на нефть необходимо перераспределять средства и увеличивать инвестиции в другие секторы экономики для ее диверсификации. По подсчетам финансового ведомства, повышение налога на добычу полезных ископаемых в сочетании с сохранением пошлины на экспорт нефти даст бюджету дополнительный доход до 300 млрд. руб. в будущем году[xxxiv]. Так, в своем выступлении А. Силуанов отметил, что: «Мы в последнее время только нефтянке и помогали. Льготы если и давали, то в основном нефтяному бизнесу. Обездоленному, – в кавычках, конечно. Такая концентрация помощи была тактической ошибкой, чем больше помогать нефтянке, давая льготы, тем меньше ресурсов останется для других секторов»[xxxv]. На что глава «Роснефти» дал понять, что желание повысить налоговую нагрузку на нефтяников может привести к падению добычи нефти, а, значит, к падению поступлений в бюджет[xxxvi]. Так как возражений со стороны других участников дискуссии в адрес главы госкорпорации не последовало, можно судить, что роль и влияние таковой в экономике страны, действительно велико и в значительной мере она может диктовать свои условия. В данной дискуссии следует обратить внимание на реакцию В.В. Путина. Лидер страны не поддержал ни одну их сторон и не стал четко комментировать данный момент форума в дальнейшем, отметив что все участники спора правы по-своему. Это может говорить о скорых изменениях экономического курса Кремля в отношении государственной политики в области госкорпораций и в целом экономики страны.

Анализируя сложную ситуацию, сложившуюся в отечественной экономике к концу 2015 года и составляя сценарии ее неоптимистичного развития на год следующий, следует сказать, что основной задачей российской власти во внутренней политике является сохранение социального спокойствия и стабильности. Опасения, сделанные нами в прошлом году о возможности расшатывания социальной стабильности внутри страны, появления так называемых оппозиционных «майднов» на почве ухудшения жизни граждан, остаются актуальными и в следующем году. К счастью для России, наши соотечественники оказываются достаточно терпеливыми и с пониманием относятся к происходящему в стране и в мире и готовы временно затянуть пояса и потерпеть череду бытовых проблем и трудностей. В значительной, мере такая консолидация общества связана с успехами России на международной арене, пониманием необходимости борьбы с международным терроризмом, подъемом патриотизма и гордости за возрождающуюся армию и флот. Однако власти следует понимать, что лишний раз не стоит злоупотреблять колоссальным терпением народа и его патриотическими чувствами, так как даже самые лучшие порывы нации могут с течением времени остывать, а усталость от бытовых неурядиц накапливаться. Можно с полной уверенность сказать, что 2016 год станет годом проверки на прочность наших политических элит и терпеливости народа. От того, как выстроятся отношения власти и народа, насколько качественной будет социальная политика государства и насколько эффективной она станет в столь трудной экономической ситуации, зависит дальнейшее будущее нашей страны. Сможем ли мы грамотно и своевременно ответить на все вызовы времени, предложить, и самое главное, реализовать новую, более справедливую модель миропорядка, остановить распространение терроризма на Ближнем Востоке и вернуть себе статус великой мировой державы, покажет 2016 год.

Примечания


[i] Российско-Иранские отношения // Министерство Иностранных дел РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/70ac31a0e31a325d442579c8001e9a85!OpenDocument (дата обращения 28.12.2015 г.); Гурова М. Россия-Иран – отношения становятся серьезнее // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6483#top-content (дата обращения 28.12.2015 г.).

[ii] Иран + Россия = перезагрузка? // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6515#top-content (дата обращения 28.12.2015 г.).

[iii] Возрождение «Набукко». Сможет ли Иран заменить Европе российский газ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/money/economy/vozrozhdenie_ nabukko_smozhet _li_iran_ zamenit_evrope_rossiyskiy_gaz  (дата обращения: 16.10.2015 г.).

[iv] Подробнее эта тема изложена в публикации: Васильев М.В. Борьба глобального бизнеса в контексте сирийского конфликта // Политика, государство и право. 2015. № 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://politika.snauka.ru/2015/10/3467 (дата обращения: 28.12.2015 г.).

[v] Газовое сотрудничество Ирана и России расширяется на международной арене (“IRNA”, Иран) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inosmi.ru/asia/20140718/221707265.html (дата обращения: 17.10.2015 г.); Россия и Иран: транскаспийское сотрудничество во имя безопасности региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.riasv.ru/entry/200042/ (дата обращения: 17.10.2015 г.); Иран выступает заинтересованной стороной в обмене опыта с Россией по газовой сфере [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://business-news.ru/novosti/makro_novosti/vlast-politika/iran-vystupaet-zainteresovannoj-storonoj-v-obmene-opyta-s-rossiej-po-gazovoj-sfere (дата обращения: 17.10.2015 г.).

[vi] Новый банк развития БРИКС с капиталом $100 млрд. начал работу // ТАС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/2100330 http://glavlist.ru/politika/2853-sammit-v-ufe-sobranie-stran-uchastnic-briks.html (дата обращения: 28.12.2015 г.).

[vii] Саммит в Уфе: собрание стран, участниц БРИКС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://glavlist.ru/politika/2853-sammit-v-ufe-sobranie-stran-uchastnic-briks.html (дата обращения: 28.12.2015 г.); Лидеры стран БРИКС приняли Уфимскую декларацию // Вести.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2639294 (дата обращения: 28.12.2015 г.); Уфимская декларация БРИКС: Реформа МВФ и использование национальных валют // Фонд стратегической культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2015/07/09/ufimskaja-deklaracia-briks-reforma-mvf-i-ispolzovanie-nacionalnyh-valut-34273.html (дата обращения: 28.12.2015 г.).

[viii] СМИ: Путин возглавил восстание БРИКС // ТАС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2111638 (дата обращения: 28.12.2015 г.).

[ix] В Пекине подвели итоги деятельности ШОС в 2015 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=15047 (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[x] Саммиты БРИКС и ШОС в Уфе: итоги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economtermin.ru/jekonomicheskie-terminy/mezhdunarodnye-otnoshenija/617-sammity-briks-i-shos-v-ufe-itogi.html (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[xi] Итоги-2015: Россия и Китай дружат без торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruspravda.info/Itogi-2015-Rossiya-i-Kitay-druzhat-bez-torgovli-17639.html (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[xii] В 2015 году российские военные проведут около 4 тысяч учений // Военное обозрение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topwar.ru/63720-v-2015-godu-rossiyskie-voennye-provedut-okolo-4-tysyach-ucheniy.html (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[xiii] Новая Военная доктрина Российской Федерации // Военное обозрение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topwar.ru/66527-novaya-voennaya-doktrina-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[xiv] Business Insider: Россия укрепляет военные позиции в Арктике, Крыму и Калининграде [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/inotv/2015-01-14/Business-Insider-Rossiya-ukreplyaet-voennie (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[xv] Россия развивает военную инфраструктуру в Арктике [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://vegchel.ru/index.php?newsid=19450 (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[xvi] На самый крайний. Россия развивает военную инфраструктуру в Арктике // Военно-промышленный курьер [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://vpk-news.ru/articles/28614 (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[xvii] Армия нового поколения // Русская планета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusplt.ru/society/armiya-novogo-pokoleniya-20540.html  (дата обращения: 29.12.2015 г.).

[xviii] Асад в письме попросил Путина о военной поддержке // Газета.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n_7651301.shtml (дата обращения: 30.12.2015 г.).

[xix] На охрану российских баз в Сирии отправили морпехов и спецназовцев // Lenta.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2015/10/01/secure/ (дата обращения: 30.12.2015 г.); Аналитики Stratfor опубликовали новые фотографии российской базы в Сирии // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/25/09/2015/56051a6d9a7947ff6a04de18 (дата обращения: 30.12.2015 г.).

[xx] Каспийский флот РФ поразил 11 целей “Исламского государства” в Сирии // Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/world/471814 (дата обращения: 30.12.2015 г.); Совещание с руководством Минобороны о действиях Вооружённых Сил России в Сирии // Президент России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50737 (дата обращения: 30.12.2015 г.).

[xxi] Russia defies recession to fund Syria conflict [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.is/b7yCa#selection-29.0-85.26 (дата обращения: 30.12.2015 г.); Расследование РБК: сколько тратит Россия на войну в Сирии // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/investigation/politics/28/10/2015/562f9e119a79471d5d7c64e7 (дата обращения: 30.12.2015 г.).

[xxii] Социально-экономические итоги развития России в 2015 г. Аналитическая справка // Центр научной политической мысли и идеологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/socialno-ekonomicheskie-itogi-razvitiya-rossii-v-2015-g-analiticheskaya-spravka (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxiii] Там же.

[xxiv] Васильев М.В. Аналитический обзор итогов 2014 года // Политика, государство и право. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://politika.snauka.ru/2015/03/2763 (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxv] Российская экономика из рецессии возвращается в застой // Ведомости. 2015. 24 декабря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/12/24/622381-rossiiskaya-ekonomika-vozvraschaetsya-v-zastoi#/galleries/140737492564970/normal/1 (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxvi] Год рецессии: как российская экономика погружалась на дно // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rbc.ru/economics/24/12/2015/567c12269a7947c3beb3dfe5 (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxvii] Прогноз экономического развития России в 2015-2018 годах // ВЭБ Банк Развития. 2 ноября 2015 г. С. 10.

[xxviii] Россия ограничит ввоз сельхозпродукции из Белоруссии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruposters.ru/news/01-12-2015/rossiya-ogranichit (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxix] Россия ставит заслон идущей из Беларуси сельхозпродукции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/172156-rossiia-stavit-zaslon-iduschej-iz-belarusi-selkho/ (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxx] Год рецессии: как российская экономика погружалась на дно // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rbc.ru/economics/24/12/2015/567c12269a7947c3beb3dfe5 (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxxi] Улюкаев настаивает, что экономика РФ прошла нижнюю точку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2015/11/11/Uljukaev_nastaivaet_chto_je/ (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxxii] Российская экономика из рецессии возвращается в застой // Ведомости. 2015. 24 декабря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/12/24/622381-rossiiskaya-ekonomika-vozvraschaetsya-v-zastoi#/galleries/140737492564970/normal/1 (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxxiii] Российская экономика из рецессии возвращается в застой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finance.rambler.ru/news/2015-12-27/rossiiskaia-ekonomika-iz-retsessii/ (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxxiv] Силуанов и Сечин разошлись во взглядах на роль нефтянки в экономике РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investcafe.ru/news/65266 (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxxv] Как Сечин поспорил с Силуановым… Репортаж с форума «ВТБ-капитала» // Ведомости. 2015. 14 октября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/10/14/612759-sechin-posporil-siluanovim (дата обращения 27.12.2015 г.).

[xxxvi] “Россия зовет”: Путин ответил инвесторам на самые острые вопросы // Вести.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2674971 (дата обращения 27.12.2015 г.).



Все статьи автора «Васильев Максим Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: