Вопрос об истоках евразийской идеологии является крайне важным в контексте объективного понимания данного этнополитического учения. По нашему мнению, Ф.М. Достоевский являлся одним из ярчайших предшественников этого геополитического направления отечественной мысли. Вопрос «пограничного положения» России между Европой и Азией, проблема взаимодействия интеллигенции и народа, концептуализация идеи социал-дарвинизма, вопрос об идеократических истоках русского государства – все это, безусловно, объединяет как творчество и публицистику русского писателя, так и работы подавляющего большинства представителей евразийства. Более того, данный подход существенно обновляет «стандартный взгляд» на Достоевского как на главного идеолога почвенничества в России, ибо многие евразийцы (Г.В. Фроловский, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий) называли литератора их предшественником.
В отечественной историографии подобный вопрос рассмотрен достаточно фрагментарно. Из исследований ученых, предваряющих появление нашей работы, можно выделить статьи следующих авторов: : А.Г. Гачевой, З.Н. Акавова, А.А. Ревякиной. Л. Люкса, М.С. Уланова, Р.Р. Вахитова, И.И. Орлика, А.А. Кукуевой, Г.В. Иванникова, В.А. Михнюкевича, И.А. Гасанова, В. Побединского, А. Феррари и др.
Отдельно следует отметить первое в отечественном литературоведении диссертационное исследование по вышеуказанной проблеме: в работе М.М. Сеитова «”Предъевразийство” Ф.М. Достоевского: истоки и художественное воплощение» предпринята попытка более концептуального освещения темы “евразийской окрашенности” творчества и публицистики писателя. Безусловно, диссертационное исследование ученого имеет множество достоинств: новизну, методологическую и концептуальную обоснованность, прекрасное знание предмета исследования, актуальность, целесообразность использования междисциплинарных связей и т.д., однако автор, на наш взгляд, упустил из рассмотрения несколько важнейших моментов, связанных с её фундаментальным раскрытием. Например, М.М. Сеитовым упущена тема «концепции личности» у Достоевского и евразийцев, практически не раскрыт вопрос освещения реформ Петра I в публицистике литератора и у представителей евразийства. Также, на наш взгляд, отсутствует тема функционирования идеократического государства в «Дневнике писателя» и т.д.
Исходя из вышеперечисленного, актуальность нашей диссертации детерминируется следующими моментами:
- Необходимостью раскрытия «белых пятен» темы «Достоевский и евразийское движение», среди которых можно выделить вопрос о функционировании идеократии, тождественности правовых взглядов литератора и евразийцев, довольно близком евразийскому пониманию писателем сущности западной цивилизации, схожей концептуализацией идеи социал-дарвинизма в «Преступлении и наказании» и работе Н.С. Трубецкого «Европа и человечество» и т.д.
- Плохо освещенным в отечественной историографии вопросом «геополитического разворота» в сторону Азии в публицистике и романах Ф.М. Достоевского.
- Геополитическими факторами: с конца 80-х евразийство стало крайне популярным этнополитическим учением в России, именно поэтому рассмотрение публицистики и творчества литератора через призму данного учения представляется крайне актуальным. Более того, некоторые идеи Достоевского, воспринятые через евразийскую доктрину, способны стать базисным элементом и новой геополитической идеологией России.
Объектом исследования являются публицистические и литературные произведения писателя, характерные для осмысления и диалектического развития Достоевским идей евразийства.
Предметом исследования является специфика реализации в литературном и публицистическом мире Достоевского идей, сближающих эйдетическую позицию художника с идеологической доктриной евразийцев.
Исследование базируется на анализе как публицистических, так и литературных произведений Достоевского в контексте основных идеологем евразийства. Данным фактом обусловлена амбивалентность (бинарность) выбора методологического инструментария: мы были вынуждены исследовать как литературоведческую, так и философскую методологию.
В контексте теоретико-методологической основы исследования определяющую роль сыграли работы следующих авторов: С.М. Усманова, Ш.К. Сатлаевой, А.Г. Гачевой, Г.А. Ашитовой, М.М. Бахтина, А.С. Долинина, В.В. Борисовой, В.К. Кантора, Г.К. Шенникова, Е.П. Фокина, Н.М. Чиркова, В.А. Михнюкевича, А.П.Власкина, В.Е. Ветловской. Кроме того, мы опирались на работы выдающихся идеологов евразийства, среди которых можно выделить Л.П. Карсавина, Г.В. Вернадского, П.Н.Савицкого, Г.В. Флоровского, Н.Н. Алексеева и Н.С. Трубецкого, А.Г. Дугина, С. Г. Кара-Мурзы.
В нашем исследовании нашли применение следующие филологические и общенаучные методы: анализ, описание, интерпретация, социологический, историко-литературный, сравнительно-исторический и биографический методы.
Целью нашей работы является выявление контекстуальных и смысловых связей между публицистическими и литературными произведениями Достоевского и геополитической доктриной основных идеологов евразийства.
Для достижения цели нашего исследования необходимо было решить следующие задачи:
– выявить влияние творческого дискурса Достоевского на основных представителей евразийской мысли, что нашло отражение в последующих этапах развития данной геополитической школы русского зарубежья в начале и середине ХХ века;
– рассмотреть концепцию человека, сформулированную русским литератором, в контексте её дальнейшего диалектического развития в учении о «симфонической личности» Л.П. Карсавина и Н.Н. Алексеева;
– выявить влияние публицистических идей Достоевского, анализирующих метафизическую сущность реформ Петра I, на последующую диалектику данной проблематики в рамках евразийской доктрины;
– проследить схожесть и тождественность подходов к проблеме взаимодействия интеллигенции и народа в публицистических работах литератора и основных представителей евразийства;
– осмыслить художественно-философское влияние идеологии социал-дарвинизма, реализованной в теории Раскольникова из «Преступления и наказания», на концептуализацию данной идеи в работе Н.С. Трубецкого «Европа и человечество»;
– рассмотреть концепцию цивилизационного развития России в контексте осознания туранских истоков данного геополитического образования, реализованную в публицистике Достоевского, и дальнейшую её диалектику в работах основных представителей евразийства.
Новизна нашего диссертационного исследования прослеживается в том, что практически впервые публицистические и художественные произведения писателя рассматриваются в антропологической, демотической, идеократической, социал-дарвинистской, геополитической параллели с основными работами представителей евразийства. По нашему мнению, Ф.М. Достоевского можно назвать одним из самых ярких предшественников евразийской идеологии.
На защиту выносятся следующие положения:
- По нашему мнению, писатель – крупнейший представитель евразийства как геополитического течения. В данном контексте целесообразно применять словосочетание «предъевразийство Ф.М. Достоевского», обусловленное существенным влиянием публицистики и творчества литератора на данное течение этнополитической мысли.
- Схожесть подхода писателя и евразийцев прослеживается в контексте их антропологических идей. Достоевского можно назвать одним из главных идеологов «симфонической личности» ХIХ века. В данном подходе гармонично сочетается индивидуальное и коллективное, разнообразное и единое, единичное и общее. Симфонический подход к личности предполагает радикальную критику индивидуализма, демонтирующего солидарность индивидов (произведения «Записки из подполья» и «Преступление и наказание»). С другой стороны, Достоевский и евразийцы критикуют идеологию «светского коллективизма», нивелирующего личность (романы «Бесы» и «Братья Карамазовы»), при которой она становится средством для достижения какой-либо абстрактной цели. Симфоническая идея личности синтезирует в себе индивидуальное и коллективное, вмещая в себя их наиболее ценные качества и преодолевая недостатки.
- Предъевразийство литератора получило развитие в знаменитом «Дневнике писателя», а также в некоторых письмах, где четко прослеживается смена европоцентристкой доктрины России. Достоевский предлагает своим читателям обратить внимание на азиатские (туранские) истоки русского полиэтнического государства. Данный подход радикальнейшим образом отличает его от славянофилов.
- Писателем дана оценка метафизической сущности реформ Петра I, которую в дальнейшем развивали евразийцы в своих работах. По мнению Ф.М. Достоевского, данные реформы породили непреодолимое отчуждение простого народа от политической и экономической элиты общества, которая больше любила Запад, чем Россию. По мнению евразийцев, кровавым последствием подобного разобщения внутри этноса в исторической перспективе была большевистская революция октября 1917г.
- Важным моментом, сближающим литератора и евразийцев, является вопрос об отношении к интеллигенции. Русские интеллигенты должны преодолеть свое многовековое отчуждение от России и простого народа. Достоевский упрекает западников-интеллектуалов в том, что они проповедовали преимущества европейской цивилизации, не замечая своеобразия русского социального мира. Они были убеждены, что русская культура является отсталой, жалкой, безжизненной по сравнению с культурой западноевропейской. Духовно подобные интеллигенты жили в романо-германской цивилизации, но физически находились в России. Подобная проблематика, затронутая писателем, нашла свое отражение во многих работах евразийцев.
- По мнению писателя, романо-германская цивилизация является метафизическим воплощением идеи социал-дарвинизма. В данном контексте мы сближаем роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и работу Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», в которых достаточно подробно исследуется подобная проблематика.
- По нашему мнению, Ф.М. Достоевский оказывал весьма существенное воздействие на евразийцев в области политико-правовых взглядов. Так, значительно раньше представителей евразийства писатель сформулировал концепт «идеократического государства», в котором экономика будет занимать подчиненное положение перед идеологией. Кроме того, вместе с К.П. Победоносцевым писатель критикует романо-германские идеалы «демократии», парламентаризма, конституционализма и т.д. Помимо этого, весьма схожими с евразийскими являются и правовые взгляды писателя, а также его отношение к социализму и либерализму.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней обосновываются «евразийские истоки» публицистики и романов Ф.М. Достоевского, которые повлияли на основных представителей данной геополитической доктрины.
Практическое значение диссертации связано с возможностью использования его результатов в университетском преподавании: при чтении социально-политических и историко-философских курсов, а также в проведении спецкурсов и семинаров по творчеству Ф.М. Достоевского.
Результаты научных изысканий автора прошли апробацию на международных научных конференциях «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск, 2010), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2011), «Анналы научной теории развития общества. Антро» (г.Пермь,2011), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2012), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2013), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2014), «Анналы научной теории развития общества» (г.Пермь,2014), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2015).
Библиографический список
- Лесевицкий А. В. Достоевский как предшественник евразийства: монография. Пермь: ОТ и ДО, 2012. 171 с.
- Лесевицкий А. В. Евразийский концепт Ф. М. Достоевского//Общество и этнополитика: материалы Седьмой междунар. науч.-практ. интернет-конф. (г. Новосибирск, 1 мая -1 июня 2014 г.)/Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Сибирский институт управления; под науч. ред. Л. В. Савинова. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. С. 284-291.
- Лесевицкий А. В. Евразийские сентенции в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (55): в 2-х ч. Ч. 1. С. 107-110.
- Лесевицкий А. В. «Исход к Востоку» как цивилизационный проект развития в публицистике Ф. М. Достоевского//Антро. 2014. № 2 (15). С. 150-162.
- Лесевицкий А.В. “Предъевразийство” как феномен публицистики Ф.М. Достоевского //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-4 (62). С. 98-100.
- Лесевицкий А.В. Этнополитическая сущность реформ Петра I в публицистике Н.С. Трубецкого и Ф.М. Достоевского //
В сборнике: Общество и этнополитика материалы Шестой Междунар. науч.-практ. Интернет-конф., 1 мая – 1 июля 2013 г.. РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. ; под науч. ред. Л. В. Савинова.. Новосибирск, 2013. С. 251-260. - Лесевицкий А.В. Этнополитическая феноменология романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” // В сборнике: Общество и этнополитика материалы Пятой Междунар. науч.- практ. Интернет-конф.. СибАГС ; под науч. ред. Л. В. Савинова. Новосибирск, 2012. С. 256-265.
- Сеитов М. “Предъевразийство” Ф.М. Достоевского: истоки и художественное воплощение». – Размещено: электронный ресурс: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/predevrazijstvo-f-m-dostoevskogo-istoki-i-hudozhestvennoe-voplowenie.html