Одной из самых актуальных проблем современной России является проблема алкоголизма. Беспристрастная статистика свидетельствует о неуклонном росте числа лиц, которые злоупотребляют алкоголем. Кроме того, возрастает и число противоправных деяний, тем или иным образом связанных с потреблением алкогольной продукции. Особенно тревожит ситуация с распространением алкоголизма среди детей и подростков. В настоящее время в России из десяти миллионов лиц в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки [1, с. 118]. Все это поднимает, казалось бы, рядовую проблему на уровень угрозы национальной безопасности [2, с. 40].
Судебная и правоприменительная практика говорят о том, что применяемые для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере антиалкогольного законодательства административно-правовые средства зачастую оказываются неэффективными. Современную государственную политику по противодействию алкоголизации населения в нашей стране необходимо проводить, учитывая опыт прошлых лет. Главная задача должна состоять не в ужесточении и так достаточно жестких мер наказания, а в последовательном искоренении причин и условий, способствующих массовому пьянству. Антиалкогольная политика должна выступать составной частью единой социальной политики, направленной на защиту жизни и здоровья российских граждан.
Казалось бы, именно по озвученному пути и должен идти законодатель. Ан нет. 18 декабря 2015 года в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона №957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [3]. Справедливости ради следует признаться, что он не оправдал ожиданий ни ученых, ни практиков, ни представителей гражданского общества, поскольку от заявленных принципов гуманизма в законопроекте не осталось и следа.
Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить внесенный в Госдуму законопроект с ныне действующим КоАП РФ. Как известно, наиболее распространенным видом административного наказания является административный штраф. Давайте сопоставим размеры штрафов за самые совершаемые по статистике правонарушения, связанные с антиалкогольным законодательством (потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах и появление в общественных местах в состоянии опьянения). Для пущей объективности оперировать будем лишь минимально возможным штрафом, предусмотренным санкцией соответствующей статьи Кодекса или законопроекта №957581-6. Итак…
Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах:
- Статья 20.20. КоАП РФ – 500 рублей;
- Статья 13.2. законопроекта – 5 тысяч рублей.
Появление в общественных местах в состоянии опьянения:
- Статья 20.21. КоАП РФ – 500 рублей;
Статья 13.3. законопроекта – 1 тысяча 500 рублей.
Про верхние пределы штрафов, которые предусматриваются законопроектом №957581-6, даже и говорить страшно, настолько они заоблачные, будто бы взятые из иной реальности.
Особо следует остановиться на норме, закрепленной в части 2 статьи 13.4. законопроекта, которая устанавливает ответственность за распитие алкоголя несовершеннолетними, достигшими шестнадцатилетнего возраста, то есть подпадающими под статус субъектов административного правонарушения и способными самостоятельно нести бремя ответственности. Для них за данное деяние установлен штраф в размере от двух до четырех тысяч рублей, без какой-либо альтернативы в виде иных видов наказания. При этом следует учесть, что молодые люди указанного возраста, как правило, не имеют собственных источников дохода. Да что там говорить про несовершеннолетних, если в целом среди молодежи, по данным Росстата, в 2015 году безработица достигала уровня 30% от экономически активного населения, а в некоторых регионах и превышала его [4].
В связи со сказанным выше, уместно напомнить, что с января 2016 года минимальный размер оплаты труда в России составляет всего 6204 рубля [5]. Кстати, анализируемые нами правонарушения явно не относятся к числу деликтов, совершаемых лицами с высокими доходами. Как говорится, комментарии излишни.
Подобный подход к противодействию алкоголизации граждан нашей страны не совсем соответствует конституционно-правовым и общетеоретическим принципам, что не позволяет реализовать имеющийся в действующем антиалкогольном законодательстве потенциал. Предпочтительным выглядело бы желание депутатского корпуса ликвидировать те многочисленные нормативные пробелы, которые мешают правоохранительным органам бороться с рассматриваемым злом.
Так, до сих пор КоАП РФ не раскрывает понятие общественного места, а ведь именно оно является обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 20.21 ныне действующего основного нормативно-правового акта, регулирующего вопросы административной ответственности в стране. Эта проблема давно волнует ученых-административистов [6, с. 85], однако законодатель до сего дня так ею и не озаботился.
Отсутствует в отечественном законодательстве и нормативное определение понятия «потребление (распитие) алкогольной продукции», что позволяет сотрудникам органов внутренних дел, документирующим дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.20 КоАП РФ, толковать его руководствуясь личными субъективными предположениями [6, с. 137]. Как следствие, в одних материалах распитие алкоголя описывается сотрудником полиции как результат определенных действий, в других – как состояние или сам процесс. Меж тем правовая норма должна быть конкретна и характеризоваться четкостью формулировок, чего нельзя сказать о нормах статьи 20.20 КоАП РФ. Не устраняет данного пробела и анализируемый законопроект №957581-6. Все это зачастую вызывает справедливое возмущение привлекаемых к ответственности граждан и явно не способствует росту авторитета государственной власти в целом и органов внутренних дел в частности.
По мнению автора, в нынешнем виде законопроект №957581-6 ни в коем случае не должен быть принят, поскольку он содержит необоснованно завышенные размеры административного штрафа, не учитывающие современных экономических и социальных реалий, а также не устраняет целого ряда нормативно-правовых пробелов, возникших за годы существования нынешнего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. И уж тем более представляется весьма сомнительным, что он может способствовать деалкоголизации российского населения.
Конечно, это всего лишь проект закона и в ходе рассмотрения в стенах Государственной Думы в него, безусловно, будут внесены те или иные изменения и дополнения. Однако, учитывая законотворческую практику последних лет, рассчитывать на оптимизацию «антиалкогольных» составов как-то не приходится.
Библиографический список
- Купирова Ч. Ш. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции: закон и проблемы его применения / Ч. Ш. Купирова // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 2 (28). С. 117-123.
- Дизер О.А. Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. №3. С. 40-44.
- Законопроект № 957581-6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт ГД ФС РФ / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 28.01.2016).
- Росстат: Безработица среди молодежи в России достигает 30% / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/08/23/rosstat-bezrabotica-sredi-molodezhi-v-rossii-dostigaet-30
- Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О минимальном размере оплаты труда» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 28.01.2016).
- Бредихин И.Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «общественное место» в административном законодательстве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2011. №19(236). С. 85-89.
- Лубенков А.В., Яковицкий О.Ч., Бочкарев А.Н. Отдельные аспекты противодействия пьянству в общественных местах: состояние и перспективы // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. №2. С. 137-141.