УДК 342

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Шантрукова Наталья Михайловна
Уральский институт экономики, управления и права
магистрант

Аннотация
Статья посвящена исследованию развития законодательства регулирующего упрощенную систему налогообложения в России. По результатам исследования выделены три основных исторических этапа становления указанного специального режима налогообложения, определены важнейшие исторические вехи становления УСН.

Ключевые слова: ретроспективный анализ законодательства, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения


A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM

Shantruckova Natalia Mikhailovna
Ural Institute of Economics, Management and Law
master student

Abstract
The article is devoted to the development of the legislation regulating the simplified taxation system in Russia. The results of the study highlighted three main historical stages of formation of the specified special tax treatment, identify the major historical milestones in the formation of the USN.

Keywords: a retrospective analysis of the legislation, simplified system of taxation, special tax regimes


Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Ретроспективный анализ развития упрощенной системы налогообложения // Политика, государство и право. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/06/4031 (дата обращения: 14.07.2023).

Отметим, что непосредственная цель упрощенной системы налогообложения заключается в облегчении налогового бремени для субъектов малого предпринимательства.

Рассматривая генезис данного налогового института, следует отметить, что его появление неразрывно связано с осознанием законодателем (государством) важности и необходимости развития малого предпринимательства. Причем чем большее значение придается необходимости поддержки малого предпринимательства, тем интенсивнее правовое регулирование налогообложения деятельности указанных субъектов. Таким образом, история развития законодательство об упрощенной системе налогообложения неразрывно связана и обусловлена историческим становлением категории «малое предпринимательство» в России.

Присоединимся к взглядам Рахматуллиной О.В., о том, что анализ существующего законодательства позволяет выделить укрупненно три этапа развития упрощенной системы налогообложения [1].

В рамках первого этапа, который можно датировать периодом со второй половиной восьмидесятых годов двадцатого века до 1995 годы происходило формирование предпосылок для создания исследуемого налогового режима. В этот период происходило становление малого предпринимательства как социальной, экономический и правовой категории. Данный исторический отрезок развития России, в контексте данного исследования» можно охарактеризовать как осознание несостоятельность концепции всеобщей национализации, укрупнения производств и монополизма государственного сектора. Именно в этот период, условиях товарного дефицита и финансово-экономического кризиса появилось признание малого предпринимательства как полноправного субъекта зарождающихся рыночных отношений. Однако становление малого предпринимательства как правовой категории  датируется концом восьмидесятых, с принятием Закона СССР « Об индивидуальной трудовой деятельности» [2]. В условиях «перестройки» и становления рыночного принципа хозяйствование постепенно приходило осознание важности малого предпринимательства для национальной экономики. Однако, революционный, с нашей точки зрения, шаг был сделан с принятием Закона СССР «О кооперации в СССР» [3], в котором в ст. 21 были заложены методические подходы к специальным режимам налогообложения «в целях стимулирования производства необходимой населению и народному хозяйству продукции… и снижения на нее цен…местными Советами народных депутатов и другими государственными органами могут устанавливаться льготы по…» [3]. Следующим шагом законодателя, демонстрирующий увеличивающееся значение малого предпринимательства, было принятие Положения об организации деятельности малых предприятий [4], в котором устанавливался упрощенный порядок создания малых предприятий. Далее интенсивность правового регулирования увеличивалась, был принят Закон СССР «О предприятиях в СССР», уравнивающий все организационно-правовые формы юридических лиц. Наиболее важным в данный период становления основ упрощенной системы налогообложения стало Постановление Совмина СССР от 08.08.1990 N 790 “О мерах по созданию и развитию малых предприятий” [5], установившее, что до введения в действие Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций” вновь создаваемые малые предприятия, кроме кооперативов, освобождаются от платежей в бюджет из прибыли (дохода)». Таким образом, к началу девяностых годов малое предпринимательство как правовая категория было сформировано и получило государственную поддержку в области налогообложения. Характеристикой дальнейшего развития законодательства в исследуемой области стала все большая конкретизация и интенсификация экономической поддержки малого бизнеса. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 № 1485 правительству было поручено разработать проекты нормативных актов по «…внесению изменений   в   налоговую  систему,  направленных  на формирование необходимой финансовой базы малого и среднего  бизнеса и   повышение   заинтересованности   предпринимателей   в  развитии производственной сферы…» [6]. Уже в 1993 году был принят Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” в котором в целях стимулирования развития малого предпринимательства было установлено «…что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия…» [7], а также иные льготы. Таким образом, в рамках первого этапа развития законодательства об упрощенной системе налогообложения были сформированы социально-экономические основы поддержки малого предпринимательства и методические подходы его стимулирования через систему налогообложения.

Второй этап развития законодательства в области исследования можно датировать периодом с 1995 по 2003 годы. Данный период характерен прежде всего окончательным становлением малого предпринимательства как социально-экономической и правовой категории. Каркасом указанной категории стал принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [8]. В контексте данного исследования значимым следует признать закрепленная в законе необходимость при разработке Государственных программ по поддержке малого предпринимательства включать разделы с предложениями о налоговых льготах, а также закрепление в ряду компетенций федеральных органов исполнительной власти подготовку предположений об установлении льгот по налогообложению.

Важнейшим в данный период явилось принятие Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [9], который предусматривал создание упрощенной системы налогообложения. Данным законом была заложена архитектура исследуемой системы налогообложения: субъекты, объекты, ставки, порядок применения, ответственность субъектов. Также было установлено регулирование процедуры перехода на указанный режим. Основным, но не единственным, преимуществом применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательство стала замена совокупности установленных налогов и сборов уплатой единого налога, отметим, также, что анализируемый закон предусматривал замену единым налогом гораздо большего количества отдельных видов налогов, чем в настоящее время.  Также положительным стало ведение учета по упрощенной схеме.  Помимо организационных плюсов, введение данной системы дало предпринимателям и ряд экономических преимуществ, в частности появилась возможность с большей степенью уверенности и достоверности прогнозировать хозяйственную деятельность в связи с отпадением необходимости учитывать большое количество отдельных налогов. Однако следует отметить и некоторые проблемы, возникшие в связи с переходом да УСН:

¾ несмотря на то, что считалось, что УСН уменьшит налоговое бремя, на практике это происходило не всегда, в частности для организаций, в которых основные затраты шли на оплату труда;

¾ по-прежнему УСН заменяла не всю совокупность налогов, а только часть, в связи с этим наличие других налогов снижало, в целом положительный эффект упрощения налогообложения;

¾ также немаловажными являлись проблемы с возвратом НДС, поскольку в рамках данной системы он просто не был предусмотрен [10];

¾ ограничения выбора объекта налогообложения (совокупный доход или валовая выручка), который производился не самим предпринимателем, а органами власти;

¾ отсутствие единообразия критериев отнесения организации к малому предприятию в законах «О государственной поддержке…» и «Об упрощенной системе налогообложения…» ограничивало круг субъектов, которые были вправе применить упрощенный режим налогообложения;

¾ также следует отметить некоторое несовершенство юридической техники закона. Например, закон не объяснял, сохраняются ли льготы по ускоренной амортизации при переходе на УСН, которые были предусмотрены Федеральный законом «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации»;

¾ также в науке отмечают проблемы с уплатой стоимости патента, которая по сути являлась «завуалированной формой авансового платежа по единому налогу» [11].

Таким образом, итогом данного этапа стало формирование отвечающей требованиям того времени единой системы упрощенного налогообложения, способствующей поддержке и развитию необходимого для национальной экономики субъекта – малого предпринимательства.

Третий современный этап развития упрощенной системы налогообложения дотируется периодом с 2003 года по настоящее время.

Данный этап обусловлен возникшей необходимостью совершенствования упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что в первоначальном варианте упрощенная система налогообложения предусматривала замещение единым платежом значительно большего числа налогов и сборов, чем в настоящее время. В условиях усложнения экономической обстановки в стране стало ясно, что такой режим выгоден хозяйствующим субъектам, но не является оптимальным с точки зрения фискальных интересов государства.

Системообразующим на данном этапе стало введение с 1 января 2003 года главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», устанавливающей новое правовое регулирование взамен существовавшего. Расширен круг субъектов управомоченных применять УСН, в частности в него вошли некоммерческие организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, превышает 100 млн. рублей и ряд других и др.

Установлено, что для того, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения организации достаточно подать заявление в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября текущего года с указанием дохода за 9 месяцев. Вновь созданным и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям предоставлялась возможность применять УСН в текущем календарном году с момента своего создания,
если заявление такими хозяйствующими субъектами было подано
одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах и другие многочисленные изменения.

Отметим, что действующий закон претерпевает интенсивные изменения, связанные с попыткой законодателя повысить эффективность поддержки малого предпринимательства. Указанные изменения демонстрируют общий тренд нормативных преобразований, связанных как с усовершенствованием самого специального налогового режима, так и является следствием повышения эффективности и транспарентности системы налогов и сборов в России. Проведенный анализ позволил сделать вывод об известной востребованности и эффективности упрощенной системы налогообложения существующей уже более двух десятков лет.


Библиографический список
  1. Рахматуллина О. В. Упрощенная система налогообложения: финансово- правовое регулирование [Текст]: монография / О. В. Рахматуллина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет». – 2014. – 140 с.
  2. Об индивидуальной трудовой деятельности [Текст]: Закон СССР от 19.11.1986 г.   // Свод законов СССР. 1990. т. 2. ст. 48.
  3. О кооперации в СССР [Текст]: Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. ст. 355.
  4.  О направлении Положения об организации деятельности малых предприятий» [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования РСФСР от 25.12.1989 N 09-14/897. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  5. О мерах по созданию и развитию малых предприятий [Текст]: Постановление Совмина СССР от 08.08.1990 № 790 //Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1990. № 12.
  6. Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1485 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1992. № 23. ст. 1971.
  7. О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней [Текст]: Указ Президента РФ «» от 22.12.1993г. № 2270 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. № 52. ст. 5076.
  8. О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон «» от 14.06.1995г.№ 88-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 25. ст. 2343
  9. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства [Текст]: Федеральный закон от 29.12.1995г. № 222-ФЗ // СЗ РФ.1996. № 1. ст. 15
  10. Смекалов П.В., Нефедкина М.О. Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения [Электронный ресурс] / П.В. Смекалов, М.О. Нефедкина // European research. 2015. №3 (4). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 19.04.2016).
  11. Зимина Е.А. Налоговое регулирование деятельности предприятий малого бизнеса [Электронный ресурс] / Е.А. Зимина. – Режим доступа: http://www.amgpgu.ru (дата обращения: 19.04.2016).


Все статьи автора «Молокова Елена Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: