Стремительно меняется лицо мира. Все, кто надеялся войти в XXI в. с “новым мировым порядком”, миром без конфликтов и разграничительных линий, испытывают горькое разочарование. Все чаще говорят о “новом мировом беспорядке”. Мировое сообщество стало разъединённым, раздираемым противоречиями и конфликтами.
Наступили и “конец истории” Ф. Фудзиямы, и “столкновение цивилизаций” С. Хантингтона. Группы стран во главе с США не оставляют попытки сохранить однополярность мира, установить свой порядок в международных отношениях, навязать принципы, которые оказывают явное и латентное давление на политические и социально-экономические процессы в странах СНГ и государствах Ближнего Востока, диктовать логику и направление развития всех стран мира. Столь одностороннее мироустройство ограничивает не только политическую независимость народов, но и подавляет их национальную и историческую самобытность. Снова, после короткого перерыва, вызванного эйфорией “силы права”, возрождается и реализуется доктрина “ограниченного суверенитета”. Процессы взаимозависимости и глобализации развития, несущие в себе немалый положительный потенциал, курируются и направляются небольшой группой стран под эгидой США.
Не выдержав стремления к однополярности в мировой политике, пошатнулась вся послевоенная институциональная система регулирования международных отношений: резко упала роль ООН и ОБСЕ (последние события на Украине), и на мировую арену вышел ее заменитель – блок НАТО, распространивший в своей доктрине и практике региональное право на весь мир.
Мир, “познавший абсолютный дух” Гегеля, почему-то резко воспротивился “концу истории”, написанному под диктовку группы стран, и все быстрее идет к “столкновению цивилизаций”, которое уже сейчас принимает неконтролируемые, непредсказуемые формы этнонациональных, религиозных и прочих конфликтов, большая часть которых из внутринациональных становится глобальными: терроризм и сепаратизм быстро перешагивают национальные границы (Ливия, Сирия и т.д.).
Мир отчаянно сопротивляется единому порядку, единообразию, однополярности, серьезно угрожающим смести национальные культуры, национальную идентичность, цивилизационную ценность стран и целых регионов. Результатом и следствием этого сопротивления является резкое усиление нестабильности как в отдельных странах, так и в целых регионах, причем внутринациональные конфликты и нестабильность почти сразу становятся интернациональными, региональные – глобальными. Сопротивление унификации выражается в разных формах: быстро образуются бессильные и бесплодные союзы, объединения, блоки; наблюдается возврат к традиционным фундаментальным, но нежизненным в XXI в. ценностям и идеалам, к недавно отвергнутым и осужденным формам отстаивания национально-государственных интересов и культурно-цивилизационной самобытности. В этом плане ложатся в один ряд выход США из договора по ПРО, пересмотр роли ядерного оружия в новой военной доктрине России, появление новых ядерных держав (Индия, Пакистан, Северная Корея), распространение оружия массового уничтожения (некоторые его виды становятся доступными для террористов ИГИЛ). [1, с.192]
Не выдерживает таких трансформаций и система международного права: оно не просто нарушается, оно трактуется в частных интересах групп стран, подменяется региональным правом. Конечно, все эти нарушения обозначаются как защита демократии и прав человека. Однако при этом почему-то имеется в виду только одна модель демократии, одна трактовка прав человека. Культурно-цивилизационные особенности других стран объявляются противоречащими “единственно верной” трактовке, отбрасываются и подавляются. Цепь примеров впечатляет: сохранение санкций против Ирака и Сирии, России.
Иногда складывается впечатление, что проводникам идеи однополярного мира, основанного на “общечеловеческих ценностях и мировой цивилизации”, выгоден современный “мировой беспорядок”, о чем свидетельствует стремление к интернационализации нарушений стабильности в любой стране. Конфликты, “пояса нестабильности”, нарушения прав человека и “попрание демократических принципов” создают для сторонников идеи “мировой цивилизации” удобные поводы для вмешательства во внутренние дела отдельных стран и целых регионов, причем вмешательства субъективного, одностороннего, политически ангажированного во имя интересов узкой группы стран, так называемых гарантов демократии и прав человека.
Человечество в результате кровавой второй мировой войны поставило точку на идеях превосходства одной расы и одного государства над другими. Но теперь оно оказалось перед лицом не менее опасной угрозы: силового утверждения ценностей евроатлантической цивилизации. Тот факт, что эти методы все чаще становятся силовыми, а не конкурентными и соревновательными, свидетельствует, что универсальность (и ценность) названной цивилизации все чаще подвергаются сомнению.
После глобальных трансформаций, которые сопровождали Россию на протяжении последнего десятилетия XX столетия, наша страна оказалась включенной в систему международных отношений, открыто враждебную по отношению к ней. По сути сложившийся на сегодня миропорядок мало отличается от того, который Россия наблюдала за весь период своего существования. Та же настороженность в отношении нашей страны, то же стремление любой ценой уменьшить ее роль и влияние на характер протекания мировых процессов, то же желание вытолкнуть ее на периферию мирового развития и использовать лишь в качестве орудия при разрешении конфликтов между другими крупными государствами, претендующими на статус великих держав. [2, с.114].
Все это интернационализирует и актуализирует определения места и роли России в решении мировых международных проблемам. Российская Федерация по масштабам своей территории, количеству населения, наращиванию экономического, научно-технического и военного потенциала становится одним из ведущих участников создания многомерного, биполярного мира.
Без участия России сегодня невозможно найти оперативного и результативного решения таких острых проблем современного мира, как военно-политические конфликты; международный экстремизм и терроризм; усиление социальной дифференциации стран; усугубление экологических проблем; рост крупных экологических катастроф; обострение проблемы энергетической безопасности; неконтролируемое распространение оружия массового уничтожения.
Россия развивает возможность выполнения ею роли посредника и стабилизатора политического, социально-экономического и культурно-цивилизационного равновесия между Востоком и Западом – создание альянсов ШОС И БРИКС. Эта роль определяется культурной особенностью России, соединившей три основные мировые конфессии – христианство, ислам, буддизм. История неоднократно показывала, что всякий раз, когда под влиянием каких-либо факторов, внешних или внутренних, Россия ослабевала, резко обострялись межнациональные и межконфессиональные противоречия и конфликты.
Сегодня, различные государства пытаются в своих корыстных интересах поделить постсоветское пространство, что вызывает волну неуправляемых геополитических изменений, новый передел мира, стимулирует национализм, экстремизм и терроризм.
В настоящее время геополитическое положение России, уровень развития экономики, научный и культурный потенциал народа позволяют ей не только развивать собственное хозяйство, повышая при этом жизненный уровень граждан, но и сформировать уникальный геоэкономический регион, включающий в себя наиболее масштабные страны третьего мира и способный вследствие своего определенного места в системе мирохозяйственных связей оказывать воздействие на экономические, финансовые и политические процессы во всем мире. Создание и развитие этого региона посредством укрепления взаимоотношений с такими странами, как Китай, Индия, Иран и другие, позволит нашей стране более эффективно решать экономические и социальные вопросы собственного развития, влиять на мировые процессы, играть самостоятельную, ведущую роль в глобальных процессах современности, стать полноправным субъектом международного миротворчества, формировать новые жизненные смыслы человеческого существования, приемлемые для всех стран и народов мира.
Библиографический список
- Россия в глобальных процессах: поиски перспективы – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 319 с.
- Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. – М.: 2001. – 272 с.