УДК 352

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Лабутина Ирина Владимировна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация
В условиях преобразования системы государственного управления проблемы во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления приобретают особую актуальность, поскольку от качества взаимодействия зависит эффективность управления регионом.

Ключевые слова: взаимодействие, государство, органы государственной власти, органы местного самоуправления, принципы, форма взаимодействия


THE COOPERATION OF PUBLIC AUTHORITIES WITH LOCAL SELF-GOVERNING AUTHORITIES IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES IN RUSSIAN FEDERATION

Labutina Irina Vladimirovna
Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract
In the time of reorganisation of public administration, issues, concerning the cooperation between public authorities and municipal authorities, become urgent, as efficiency of regional administration depends on the quality of the interaction.

Keywords: forms of interaction, municipal authorities, principles, public authorities, state


Библиографическая ссылка на статью:
Лабутина И.В. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в России по социально-экономическому развитию муниципальных образований // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/02/3708 (дата обращения: 15.07.2023).

На протяжении последних лет в нашей стране ведется постоянный поиск оптимальных форм взаимодействия государственных и муниципальных органов в управленческой деятельности. Актуальность статьи обусловлена главным образом недостатками, существующими в настоящее время в этой области.

В период, обозначенный XX-XXI вв. во многих странах, включая Российскую Федерацию, ознаменовался крупномасштабными реформами, сконцентрированными на преобразование систем государственного управления[1, с.8]. В России отмечается две крупномасштабные реформы местного самоуправления. Первая, проводимая на базе Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2], закрепляет Конституцией Российской Федерации [3] организационную и функциональную независимость местного самоуправления.

Вторая реформа, правовой основой которой является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4], органам местного самоуправления делегируются полномочиями на решение вопросов местного значения. Причем в некоторых случаях сами муниципальные образования оказались существенно ограничены в возможности влиять на построение местного самоуправления, которые существовали прежде.

Конституция Российской федерации  закрепила организационную независимость местного самоуправления от органов государственной власти, тем самым определяя их структурную и организационную самостоятельность, но не функциональную. Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления обычно определяют как совокупность методов организационно-правовых форм, обращенных на совместное решение общегосударственных и задач местного значения.

Между органами государственной власти и местным самоуправлением могут возникать, а на практике оно так и происходит, различные противоречия, которые могут быть вызваны, например: несовершенством законодательства, бюрократическими процедурами, из-за попыток со стороны отдельных чиновников и государственных структур игнорировать, не учитывать особенности местного сообщества, его традиции, обычаи и менталитет.

Загидулин Р. И. считает, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями реализуется властью вышестоящего уровня. В таком случае законодатель не предусматривает возможность отказа органов местного самоуправления от наделения их некоторыми государственными полномочиями, так как данные отношения имеют властно-подчинительный характер. Но федеральное законодательство определяет некоторые меры защиты местного самоуправления, такие как:

- отдельные государственные полномочия делегируются только на основании закона;

- в связи с этим органы местного самоуправления должны получить, необходимые для осуществления своих обязанностей, финансово-материальные средства;

-   органы местного самоуправления имеют право обращаться с законодательной инициативой о внесении изменений, дополнений в ранее принятые законы субъекта либо их отмене;

- органам местного самоуправления гарантированно право на судебную защиту [5].

Еремейкина О. Л. Указывает что, несмотря на то, что Конституция РФ закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, зачастую на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества неосуществимо без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство неудач, произошедших в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои [6].

Функционирование органов местного самоуправления протекает в непрерывном взаимодействии с государственными органами в разных формах, к примеру: правовое, аналитическое и информационное обеспечение, совместное решение поставленных задач и др. Взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления основывается не только на подчинении, но также и на взаимной заинтересованности в слиянии ресурсов в целях повышения качества жизни населения страны. Именно успехи в сфере взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления  являются показателем продуктивной и многогранной деятельности государства.

Для гармонизации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо чтобы выполнялись следующие требования:

- целенаправленность во взаимодействии;

- организующая направленность взаимодействия;

- единство социальных и экономических целей  органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- необходимо чтобы своевременно органам местного самоуправления передавались субвенции на исполнение переданных государственных полномочий;

- процедуру предоставления отчетов (об использовании им на осуществление переданных государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств) необходимо упростить;

- оказываться методическая помощь органам местного самоуправления;

- должен соблюдаться баланс интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- соразмерность административного контроля над деятельностью органов местного самоуправления;

- учитываться компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- соблюдение принципа законности;

- власть должна быть децентрализована;

- должна соблюдаться гласность [5].

Подводя итоги вышеизложенного, решить проблему возможно приняв, например некий общий закон, который бы мог регламентировать принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления.


Библиографический список
  1. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. 352 с.
  2. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”// СПС Консультант Плюс. URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7642/
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (на основе изменений, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.) // Российская газета. – № 31. – 2014. – 4 августа.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  5. Загидуллин Р. И. «Вертикальные» формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения государственными полномочиями. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 2- 2010. С. 26
  6. Еремейкина О. Л. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации во взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. // Журнал Алтайского государственного университета. № 2-2, 2010. С. 87


Все статьи автора «Лабутина Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: