УДК 34.07

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ИНИЦИАТИВ

Маркина Илона Леоновна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка кафедры социальных технологий направления "Государственное и муниципальное управление"

Аннотация
Статья посвящена общественному контролю за деятельностью органов государственной власти (далее по тексту ОГВ), а также тем правовым последствиям, наступающим вследствие этого контроля. Рассматриваются трудности реализации предложений, которые содержатся в итоговых документах, выдвижения общественной инициативы. Выделяется создание в России массы возможностей для обнаружения государством настроений и вожделений общества, рассмотрения вопросов, которые требуют отдельного внимания власти. Автор концентрирует внимание на необходимость модернизации правового регулирования внедрения итогов деятельности общественного контроля в работу ОГВ и предоставляет ряд мер по улучшению в данной сфере. На базе изучения нормативных правовых актов Российской Федерации автор делает вывод о наличии противоречий в декларированных и действительных способах информирования ОГВ об итогах общественного контроля.

Ключевые слова: итоговый документ, общественная инициатива, общественное мнение, общественный контроль, оспаривание действий (бездействия), оспаривание правовых актов, последствия общественного контроля, результат общественного контроля, российская общественная инициатива


LEGAL CONSEQUENCES OF THE REALIZATION OF PUBLIC INTERNET INITIATIVE

Markina Ilona Leonovna
Belgorod National Research University
student of the department of social technologies of the direction "State and municipal management"

Abstract
This article analyzes the legal implications of social control over the activities of public authorities. The establishment in Russia of a number of opportunities to identify the state of moods and desires of society, to identify issues that require special attention power. The problems of implementation of the proposals contained in the final documents, the nomination of the public initiative. On the basis of normative legal acts of the Russian Federation, the author comes to the conclusion that there are contradictions in the declared and the real possibilities of the reports of the results of public scrutiny before the state authorities. The author draws attention to the need to modernize the regulatory implementation of the outcomes of the public monitoring of activities in the work of public authorities and proposes a number of measures to improve in this area.

Keywords: challenge of acts, consequences of public control, final document, omissions to act, public control, public initiative, public opinion, regulatory acts challenge, result of public control, Russian public initiative


Библиографическая ссылка на статью:
Маркина И.Л. Правовые последствия реализации общественных интернет-инициатив // Политика, государство и право. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/05/3906 (дата обращения: 18.07.2023).

На сегодняшний день можно отметить возрастающую роль общественного контроля за всеми видами деятельности органов государственной власти (далее ОГВ). Это касается и уровня всей федерации, и, отдельно, уровня субъектов федерации. Следует определить, что формы этого вида контроля имеют весьма широкий спектр. В зависимости от них определяются средства воздействия и влияния на аппарат государства с учетом общественного интереса. Однако, немаловажными факторами являются сами взаимоотношения между государственными органами и обществом в целом, статус контролирующего органа с приемами и мерами воздействия, поэтому границы и объем контроля, правовые последствия такого вида деятельности зачастую не являются одинаковыми. Проблематика правовых последствий общественного контроля всегда оставался спорным и дискуссионным. В настоящее время представляется весьма актуальным проведение анализа реализуемых процедур общественного контроля, в том числе с использованием Интернет-технологий,  а также выявление барьеров реализации в тех или иных общественных идей. Требуется уточнение правового статуса тех результатов, которые появились благодаря общественному контролю. По нашему мнению, чтобы ответы все вышеизложенные вопросы будут являться фундаментом для выявления весомости общественного контроля за работой ОГВ.

Выражением юридических – правовых последствий общественного контроля является  влияние его результатов на ОГВ и степенью применения этих результатов в практической сфере. Ведь именно такие результаты наглядно демонстрируют – подвергся ли ОГВ изменениям, после общественного контроля и отвечают ли эти изменения первоначальным целям общественного контроля. В Федеральном е от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ) само понятие «правовое последствие общественного контроля» не закреплено, в Законе используется термин «результат» по отношению к  общественному контролю. Рядом статей Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ (6, 10), прописана гласность и открытость всех итогов общественного контроля, а также вводится обязательное условие обеспечения их истинности и способности огласить информацию о таких результатах.

Заметим, что в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ содержится много норм, которые направлены на реализацию «в жизнь» упомянутых выше позиций. Им (законом) предусмотрено, что итоги деятельности контролирующих организаций могут быть выражены в форме единого документа, обязательного для рассмотрения ОГВ. Но, все выводы, что будут содержаться в едином итоговом документе являются обязательными для их учета только в том случае, если это напрямую прописано и предусмотрено законами на уровне всей федерации и законами региональных уровней, федеральным законодательством или законодательством субъектов федерации, другими словами можно сказать о том, что сами ОГВ определяют обязательные случаи воплощения идей организаций по общественному контролю в реальность. Отсюда часто следуют множественные коллизии и недостатки и мнение общества учитывается исключительно с позиции контролируемого органа.

По нашему мнению, аналогичный взгляд законодательных органов на итоговый единый документ в разы ухудшает качество общественного контроля.  Доверие граждан  будет подорвано в отношении провозглашенного принципа (предусмотренного Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ) осуществления учета общественных интересов и предложений самих граждан при принятии решений ОГВ. В этих рамках, поставленных аппаратом государственного управления, организации общественного контроля должны в самостоятельном порядке изыскивать возможности придания весомости своей деятельности и ее результатам. Вся документация, которая была составлена в ходе общественного контроля,  всегда должна быть опубликована в сети Интернет и иных средствах массовой информации, что позволяет значительному кругу лиц изучить  их содержание и сделать выводы о практической реализации идей, исходящих от субъектов общественного контроля.  Те публикации, что вызовут максимальный резонанс в обществе в итоге могут повлиять на решения, которые принимаются ОГВ, но каких-либо конкретных гарантий по должному реагированию на итоговый документ нет. Такое положение вещей говорит о риске появления в нашей стране только иллюзий генезиса общественного контроля и способности граждан действительно повлиять на развитие государства в целом.

Безусловно, часто за отсутствием реагирования ОГВ на находящиеся в итоговом документе рекомендации и предложения скрывается их недостаточная проработанность и обоснованность. Но, мы считаем, что многие из них вполне могут быть интересны и полезны в деятельности государства имеют все основания для реализации их практического применения. Из-за отсутствия специального  образования, определенной некомпетентности по тем или иным вопросам, недостаточной информированности некоторые предложения и рекомендации получаются не до конца продуманными или же, даже, с противоречиями интересам самого общества и требований закона.

Иным правовым последствием реализации общественного контроля является продвижение по его итогам инициативы общества, к коей необходимо отнести инициативно-активное общезначимое действие, которое реализуется гражданами, в установленных законом формах. Правовое регулирование такой инициативы носит точечный и фрагментарный характер – что следует отметить со знаком «минус». В Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ только закрепляется возможность выдвижения такой инициативы и не содержится четких механизмов и способов для ее действенной реализации. На сегодняшний день одним-единственным комплексным правовым актом на уровне всей федерации, по данному вопросу, является Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»  (далее – Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183) [1], но поле его правового регулирования весьма ограничено и охватывает только  ряд вопросов, таких как -  социально-экономическое развитие страны, улучшение государственного и муниципального управления. И сама вероятность выдвижения инициативы предусматривается лишь для граждан, а отсюда следует то, что она является итогом осуществления индивидуального общественного контроля самих граждан. Ни общественные объединения, ни  иные некоммерческие организации,  не относятся к категории субъектов для подачи предложений и рекомендаций, как это напрямую указано в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ  и Указе Президента РФ от 4 марта 2013 г.

Порядок действий при общественной инициативе урегулирован в упомянутом Указе Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183. В соответствии с текстом Указа, на сайте www.roi.ru предусмотрен вариант для подачи гражданином Российской Федерации предложения, которое оформлено в виде описания той или иной идеи или возможного проекта правового акта. Специально-уполномоченная некоммерческая организация проводит проверку этого предложения, в соответствии с правилами и осуществляет его первоначальную экспертизу. Если, по завершении экспертизы, предложение получает одобрение, оно размещается на сайт и по нему может проводиться голосование. Если необходимо – то ряд уровней реализации предложения/инициативы может подвергаться изменениям. Голосование проводится в определенный срок – в течение одного года, после  опубликования данной инициативы. Когда инициатива наберет требуемое количество голосов «за», она должны быть направлена для рассмотрения в экспертную рабочую группу на федеральном, региональном или местном уровне и эта группа уже принимает решение, в соответствии с которым инициатива может быть реализована или же отклонена – срок для рассмотрения не боле двух месяцев с момента ее направления. Вся информация подлежит размещению на сайте www.roi.ru[2].

Разработка данной процедуры вызвала значительный интерес у общества и разграничила возможности удобного донесения различного рода предложений от общества до ОГВ. Из-за детального правового регулирования и упрощения аналоговых действия раннее уже по состоянию на 28 марта 2015 г. в Интернете были опубликованы более четырех тысяч инициативных предложений, экспертные рабочие группы приняли к рассмотрению четырнадцать инициатив, из которых восемь были направлены для дальнейшей реализации.

Параллельно с положительными моментами по использованию Интернет-ресурса были выявлены  и его отрицательные стороны. Так, Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 устанавливает, что предварительная экспертиза предложения/инициативы должны проводиться уполномоченными некоммерческими организациями на соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству,  и ее (инициативы)  актуальности, обоснованности  и целесообразности. Мы считаем, что результат такой деятельности, зачастую, носит оценочный характер, ведь требования к критериям. По которым можно определить актуальность и обоснованность на уровне законодательства нигде не закреплен. Отсюда напрашивается вывод, что сам результат такой экспертизы зависит от субъективной оценки лица. ее проводящую. Кроме того, документально обосновать причину отказа размещения инициативы на сайте нигде не прописано и никаким нормативным актом не предусмотрено.

Многими исследователями данной проблематики [3, 4] подвергался критике установленный лимит-минимум голосов, который необходимо достигнуть с целью   поддержки инициативы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации где численность населения более двух миллионов человек. И в том и в другом случае он составляет сто тысяч голосов – поэтому минимум порога является равным для групп людей в сто сорок четыре миллиона человек  и два миллиона человек. А это уже  явная диспропорция и существенное ограничение возможности поддержания предложения в крупных субъектах России.

Но нами выявлен главный недостаток данной процедуры – и он выражен во временных рамках – один год – для выражения поддержки голосами предложения/инициативы. Чаще всего, общественная инициатива появляется тогда, когда процессы в государстве и обществе имеют резонансный характер и имеют острый угол при решении проблем, что требует незамедлительной реакции на них. Тем более за один год любая ситуация может кардинально поменяться и сама проблема утеряет свою первоначальную значимость и важность, или же  – наоборот, примет катастрофически-критичный вид, или с точки зрения правового регулирования проблемы может поменяться та или иная норма, что не позволит разрешить ее должным образом. Снижение годичного срока, по нашему мнению,  и уменьшение необходимого количества голосов может обеспечить саму сущность и значимость предложения, а ее претворение в жизнь было бы по факту целесообразным.

Вышесказанное дает основание говорить, что для ОГВ использование описываемого Интернет-ресурса по выдвижению общественной инициативы в большинстве случаев является полезным, так как он помогает определить и выявить проблемы населения, обозначить ряд вопросов, требующих острого внимания властей, то для самого  населения использование этого механизма переполнено рисками. Да и уровень правового регулирования выдвижения инициативы оставляет желать лучшего, это на прямую касается несогласованных норм в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ с некоторыми законами и подзаконными актами, которые  были приняты до момента вступления ФЗ в силу.

Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ закреплено то, что реализация общественного контроля производится с целью наблюдения за деятельностью ОГВ, комплексной общественной проверки, а также с целью анализа за издаваемыми ими актами. Другими словами – вопросы, по которым может осуществляться общественный контроль не должен ограничиваться только тем кругом, что затрагивает личные права и свободы индивида. Сам предмет общественного контроля весьма широко очерчен, отчего его субъектами могут выявляться  акты, которые не соответствуют закону и или же выявляться решения, которые также, не соответствуют законодательным нормам, хотя на прямую и не затрагивают права субъектов.

Но специальным правом подач заявлений об оспаривании правовых актов или решений-действий наделены лишь те лица, чьи полномочия прописаны в законе – это прокурор и различные общественные объединения потребителей.

Делая общий вывод, стоит заметить, что вопрос правовых последствий общественного контроля является актуальным для его детального изучения и необходимым для модернизации общественным вектором, правовое регулирование коего на сегодняшний день находится на пути развития. Фундаментом такого развития являются нормы Федерального закона 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ, а также практическая направленность внедрения итогов деятельности общественного контроля в работу государственных органов. При качественном анализе можно смело сказать о ряде проблем, и их решение потребует комплексных проверок действующих законов в пространстве общественного контроля.  Мы считаем, что нужно определить согласованность норм Федерального закона и принятых до его принятия иных актов всех уровней (федерального и на уровне субъектов). Отдельно требуется обеспечить реализацию донесения итогов работы общественного контроля до самих органов власти и устранить противоречия в нынешних законодательных актах. Нами видится цель данной деятельности как появление обоюдоинтересных для общества и государства моделей по взаимоотношениям, так и настоящая модернизация деятельности ОГВ, а как итог –  улучшение уровня жизни в нашем государстве на основах качественно разработанных, полезных в действии идей представителей всего общества в целом.


Библиографический список
  1. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 10. Ст. 1019; 2014. N 26 (ч. II). Ст. 3517.
  2. URL: https://www.roi.ru/complete/ (дата обращения: 28 марта 2016 г.).
  3. Киричек Е.В. Гражданский (общественный) контроль за деятельностью органов публичной власти в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. // «Актуальные проблемы российского права», 2013, N 9.
  4. Сухаренко А.Н. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России. // «Российская юстиция», 2013, N 6.


Все статьи автора «Маркина Илона Леоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: