Криминогенная обстановка в Российской Федерации выступает дестабилизирующим фактором для формирования цивилизованного государства. Развитие преступности в России представляет собой реальную угрозу ее национальной безопасности. Обеспечение общественной безопасности, в первую очередь, включает в себя правоохранительную деятельность, в которой ведущая роль отводится Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России), а также недавно созданной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии).
Необходимость обеспечения общественной безопасности органами правоохраны вызвана целым комплексом чрезвычайных обстоятельств, которые с ужасающей периодичностью сотрясают нашу страну. Так, только за первое полугодие 2015 года в России официально зарегистрировано 77 техногенных чрезвычайных ситуаций, 12 авиационных катастроф, 3 аварии на магистральных трубопроводах, 4 взрыва в зданиях, сооружениях социально-бытового и жилого назначения и ряд других ЧС [1]. В среднем чрезвычайные ситуации в стране возникают почти ежедневно. Ежемесячно в них гибнет более полусотни ни в чем не повинных людей.
По прогнозам отечественных ученых, ежегодно число катастроф будет только увеличиваться. Одним из условий успешного достижения целей обеспечения общественной безопасности является проведение на постоянной основе качественного обучения личного состава органов внутренних дел и других правоохранительных органов действиям при чрезвычайных обстоятельствах с последующим его анализом. При этом важным элементом своевременного реагирования органов внутренних дел на чрезвычайные обстоятельства является оперативность передачи соответствующей информации, а также незамедлительное рассредоточение и использование сил и средств, что в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий.
Общая методология обучения сотрудников органов внутренних дел принятию управленческих решений с использованием современных информационных технологий на сегодняшний день ещё не разработана.
В этой связи актуализируется задача создания частных методик обучения сотрудников ОВД принятию управленческих решений.
В особых случаях, когда чрезвычайная ситуация принимает крайне негативный для страны и общества характер, государство, основываясь на Конституции России и федеральном законодательстве обеспечивает общественную безопасность введением режимов военного или чрезвычайного положения. Это – основные правовые режимы, которые вводятся в качестве временной социально-правовой меры и допускают ограничение прав и законных интересов граждан. Их функционирование оправдывается необходимостью достижения высшей цели – общественной безопасности. С их помощью реализуются меры по защите государства, общества и личности от самых серьезных угроз.
Термин чрезвычайное положение обычно принято понимать в двух аспектах. С одной стороны – это ситуация, которая появляется, складывается и изменяется, а с другой – это режим, которых вводится, продлевается или отменяется. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызванные техногенными, природными и биологическими факторами (эпизоотии, эпидемии и т.п.) объединены единым универсальным термином – «угроза безопасности» [2]. Вместе с тем, выглядит очевидным, что природные катаклизмы и социальные конфликты требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают меры спасения и экстренной помощи, во втором – правоохранительные меры (предотвращение, предупреждение и пресечение).
Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «чрезвычайные обстоятельства». Общими задачами подготовки к действиям при чрезвычайных обстоятельствах выступают:
- развитие осмотрительности, бдительности, разумной осторожности и принятие во внимание психологических факторов при оценке ситуаций;
- вооружение сотрудников педагогическими и психологическими знаниями в объеме, который обеспечивал бы понимание ими возможных проблем их профессиональной деятельности;
- повышение оптимизма и уверенности в себе для успешного преодоления трудностей, встречающихся в профессиональной деятельности;
- развитие профессионально важных психологических личностных качеств и свойств;
- повышение психологической устойчивости к особому типу обстоятельств, которые характерны для определенной категории сотрудников;
- формирование умений и навыков, обеспечивающих успешные действия при попадании в чрезвычайные обстоятельства;
- формирование установок на совместные, согласованные действия, а также умений и навыков совместных действий [3, с. 73].
А.В. Снеговой небезосновательно предлагает рассматривать деятельность полиции при чрезвычайных обстоятельствах как основанный на законе вид правоохранительной деятельности, который осуществляется полицией в пределах ее компетенции во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, и направленный на предупреждение и пресечение чрезвычайных обстоятельств социального характера, участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на минимизацию последствий чрезвычайных обстоятельств [4, с. 67].
В отечественном законодательстве и научной литературе термины и «чрезвычайные ситуации» и «чрезвычайные обстоятельства» используются в различных смыслах. Чаще всего они носят довольно-таки противоречивый характер, что в вполне определенным образом сказывается на качестве управленческой деятельности руководителей структурных подразделений органов внутренних дел.
Чрезвычайные обстоятельства выступают в качестве непосредственной угрозы жизни и безопасности населения или конституционному строю государства, и ликвидировать их невозможно без применения мер чрезвычайного характера. Основными причинами возникновения чрезвычайных обстоятельств являются чрезвычайные происшествия и чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате опасного природного явления, катастрофы, аварии, стихийного или иного бедствия, способные повлечь за собой или уже повлекшие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [5].
Проанализировав нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность руководителей органов внутренних дел можно сделать вывод, что наиболее распространёнными терминами, которые раскрывают суть деятельности органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций являются:
- чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера;
- чрезвычайные ситуации биологического и социального характера;
- чрезвычайные обстоятельства криминального характера;
- особый правовой режим чрезвычайного положения;
- особый правовой режим военного положения.
Успешное решение возложенных на подразделения органов внутренних дел служебно-боевых и оперативно-служебных задач, требует от руководителей всех степеней неуклонного повышения уровня руководства подчиненными сотрудниками, а также улучшение качества их профессиональной готовности.
Подготовка сил и средств органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах включает в себя:
- подготовку управленческих органов;
- индивидуальную подготовку сотрудников;
- подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению служебно-боевых и оперативно-служебных задач;
- морально-психологическое и материально-техническое обеспечение действий привлекаемого к мероприятиям личного состава.
Организация подготовки управленческих органов возлагается на штабные подразделения. Все занятия, учения и тренировки чаще всего организуются на местности в целях максимального приближения идеальной обстановки к обстановке реальной.
В качестве одной из наиболее распространенных форм обучения управленческих органов выступают штабные тренировки и деловые игры. Их сущность проявляется в том, что сотрудники, проходящие обучение, в соответствии с их функциональными обязанностями, самостоятельно выполняют ту или иную работу по управлению структурным подразделением при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Деловые игры (штабные тренировки) нацелены на приобретение навыков управленческой деятельности, в частности:
- на выработку у руководителей навыков и умений в использовании инновационных средств управления, современных компьютерных технологий и средств автоматизации при проведении оперативно-тактических расчетов, анализе обстановки и принятии верного решения;
- на проверку уровня подготовки руководителей и практического освоения ими технических приемов, средств и методов деятельности по управлению подразделениями в период возникновения чрезвычайных обстоятельств;
- на формирование оперативности и слаженности в деятельности органов управления.
Анализ, обобщение и претворение в жизнь накопленного опыта управления органами внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах имеет важнейшее значение, так как позволяет использовать передовую практику, выявлять современные тенденции и не допускать совершения типичных ошибок. Безусловно, успех всякой операции, в первую очередь, зависит от степени психологической и профессиональной готовности личного состава, когда в результате проведенных специальных мероприятий (деловых игр, тренировок, учений) сотрудники, применяя всевозможные легальные средства и способы, готовы наиболее эффективно решать поставленные государством и обществом задачи.
Для повышения качества подготовки руководителей органов внутренних дел в анализируемом направлении сегодня крайне актуальным является применение современных компьютерных технологий и технических средств обучения. Такое решение целесообразно реализовывать, используя технический комплекс ситуационного центра, интегрирующий в себе развитые системы информационно-аналитической поддержки, средства мультимедийного видеоотображения информации и средства коллективной работы в режиме реального времени [6, с. 64].
Современное инфокоммуникационное оборудование ситуационных центров и имеющиеся телекоммуникационные системы, как правило, позволяют осуществлять все виды информационных процессов (сбор, хранение, обработка, передача информации). Для обучения принятия управленческих решений оборудование должно удовлетворять следующим требованиям:
- позволять организовать несколько специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ);
- обеспечивать возможность организации обмена информацией и передачи команд управления между АРМ с использованием различных инфокоммуникационных технологий;
- обеспечивать возможность оперативного доступа к информационным ресурсам;
- содержать коллективные устройства отображения информации.
Применение современных технологий позволяет осуществить моделирование задач в чрезвычайных ситуациях и обучить сотрудников процессу принятия решения многократно в течение одного занятия, что обеспечивает более эффективное привитие знаний, умений и навыков, которые необходимы для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел [7, с. 108].
В тоже время система обучения должна реализовывать следующие возможности:
- работать в режиме реального времени, то есть ограничивать время на принятие решений;
- обеспечивать взаимодействие руководящего состава подразделений, привлекаемых к проведению штабных тренировок (занятий);
- вести протоколирование вводных задач и принимаемых решений;
- проводить анализ принимаемых решений и давать им полную оценку сразу или после проведения занятия;
- позволять обучаемому принимать нестандартные решения.
Одной из форм обучения является проведение занятий в виде деловой игры.
Проведение деловой игры требует выработку плана занятия, который включает в себя цель, учебные вопросы, условия (общая и частная обстановка), справочные данные, перечень задач с предусмотренным временем выполнения, используемые информационные технологии, а также определение критериев оценки обучаемых. Предварительная работа по подготовке и проведению деловой игры включает в себя разработку материала иллюстраций для наглядности и подготовку мультимедийных средств.
О.В. Пьянков и А.Ф. Самороковский в своей работе приводят пример эффективности деловой игры с использованием информационно-технических технологий, в частности, «проведение деловой игры в рамках дисциплины «Тактико-специальная подготовка» по теме: «Действия подразделений органов внутренних дел по поиску и задержанию вооружённых и особо опасных правонарушителей» включало в себя выполнение 11 заданий. В заданиях курсантам предлагалось принять или выбрать решение по управлению силами и средствами органов внутренних дел в кризисной ситуации с возможностью доступа к ресурсам системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Например, при блокировании района проведения специальной операции по поиску и задержанию вооруженных правонарушителей предлагалось выбрать из предложенных вариантов правильную расстановку сил и средств на местности. В предлагаемых вариантах отличия заключались в расстановке сил и средств для проведения специальной операции с нанесением условных обозначений на схему. Таким образом, от обучаемых требовалось не только умение выбирать тактику действий, но и навыки применения условных обозначений [8, с. 102-107].
Анализ обучения с применение данных деловых игр позволил выделить следующий ряд особенностей:
- необходимость постоянного доступа к информационным ресурсам с целью оперативного получения справочных данных;
- сокращение времени на анализ ситуации и принятие управленческих решений по сравнению с классическими формами проведения занятий;
- правило визуального отображения информации в виде схем, таблиц, рисунков и т.д. с использованием мультимедийных средств;
- совместное обсуждение по поводу рассматриваемой ситуации с принятием решения и последующим разбором с преподавателем занятия;
- наличия интереса и активности обучаемых в процессе проведения всего занятия и постоянный контакт с руководителем занятия.
С учетом данных особенностей дальнейшее использование информационных технологий позволят осуществить проведение деловых игр по управлению силами и средствами в чрезвычайных ситуациях на базе ситуационных центров. Такие высокотехнологичные составляющие ситуационных центров, как видеоконференцсвязь, система удаленного доступа, возможность коллективной работы, высокопроизводительные вычислительные средства позволяют использовать современные компьютерные технологии для подготовки сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Существующие компьютеризированные технологии, оснащение ситуационных центров позволяют организовывать автоматизированные рабочие места должностных лиц органа управления, создаваемых при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Современные инфокоммуникационные технологии позволяют корректировать постоянно изменяющиеся модели определенных чрезвычайных обстоятельств, которые включают в себя описания элементов, вовлекаемые в каждую конкретную ситуацию, реакцию органов управления, приводящую к изменению состояния элементов [9, с. 192].
На базе ситуационного центра возможна организация обучения действиям при чрезвычайных обстоятельствах, при этом происходит имитация ситуации в реальном и вне реального масштаба времени. Это обеспечивает более эффективное закрепление знаний, формирование навыков и умений, которые необходимы для профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов и привлекаемых к такой работе должностных лиц.
Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить об эффективности применения современных компьютеризированных технологий (в том числе ситуационных центров) при подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Библиографический список
- Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2015 года // Официальный сайт МЧС России / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/2015_god (дата обращения: 07.05.2016).
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 07.05.2016).
- Киселев А.М. Понятие и задачи подготовки сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Международный пенитенциарный журнал. 2016. №4(4). С. 73-75.
- Снеговой А.В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности полиции // Труды Академии управления МВД России. 2016. №1(37). С. 66-69.
- Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 07.05.2016).
- Меньших В.В., Самороковский А.Ф. Организация управления и обучения сотрудников внутренних дел действиям в кризисных ситуациях // Математические методы и информационно-технические средства Труды VII Всероссийской научно-практической конференции. Министерство внутренних дел Российской Федерации, Краснодарский университет; редакционная коллегия: Н.Н. Фролов, Е.В. Михайленко, И.Н. Старостенко. 2012. С. 63-66.
- Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Применение информационных технологий для подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в кризисных ситуациях // Математические методы и информационно-технические средства Труды VI Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России; редколлегия: Н.Н. Фролов; Е.В. Михайленко; И.Н. Старостенко. 2010. С. 107-109.
- Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Особенности проведения деловой игры с использованием информационных технологий в рамках тактико-специальной подготовки // Международная научно-практическая конференция «Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии»: сборник материалов. Часть 2. Формирование профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. С. 102-107.
- Меньших В.В., Самороковский А.Ф. Подходы к моделированию действий органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах // Математические методы и информационно-технические средства материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: И.Н. Старостенко ответственный редактор, С.А. Вызулин, Е.В. Михайленко, Ю.Н. Сопильняк. 2013. С. 190-193.