Традиционно сельское хозяйство и сельскохозяйственная деятельность были синонимом сельской местности и были на первом плане политики, направленной на развитие сельской местности. Тем не менее, в последние несколько лет было замечено, что значение сельского хозяйства в развитии сельских районов находится в упадке. Это имеет особое значение так как регионы России состоят преимущественно из сельской местности. В последние годы все более признается, что одной из величайших проблем, стоящих перед сельской экономикой является реструктуризация отрасли сельского хозяйства и задача состоит в том, чтобы этот вопрос вынести на первый план политики во многих областях. Центральной предпосылкой такой политики является диверсификация и рост несельскохозяйственной сельской экономики в целях предотвращения упадка сельских районов. Таким образом, истощенные сельские хозяйства страны представляют собой важную, но сложную возможность для повышения общего экономического и социального здоровья страны.
Сельские или периферийные районы часто рассматривается как менее благоприятный, чем городские районы для регионального развития . Сельские районы, как правило, связаны с более традиционной промышленностью или становятся стандартами для ведения вторичного бизнеса, которые поддерживают более инновационные развитые районы, часто расположенных в более развитых городских районах. Многие авторы и считают, что сельские районы изменяются силами, исходящими от городских центров. В самом деле, признано, что правительства развитых стран должны признать и лучше понять сельские районы и процесс экономического развития в них, так как данный процесс нужен прежде всего, чтобы для того, чтобы решать проблемы в этих областях. В связи с этим, большой акцент был сделан в последние годы на совместных отношений между сетью партнеров участвующих в этом процессе, чтобы помочь содействие развитию сельских районов. Хорошо было описано в литературе, что включение сельских заинтересованных сетей, с участием различных институтов и между государственными и частными заинтересованными сторонами, имеет решающее значение для успешного и устойчивого развития сельских районов. Тем не менее, он также признал, что существуют значительные пробелы в отношении идентификации и точного характера ролей и функций заинтересованных сторон, и содержание сетевых взаимодействий и отношений, в частности, в сельской среды. Как отмечается: ” то, что мы теперь нужны новые теории, которые адекватно отражают эти новые сети, практики и идентичности “.
Туризм, и ее действующие сети, является одним из таких экономической деятельности, что часто приводится, в связи с сельской экономики, в качестве ключевой стратегии регионального развития. В контексте существует растущий консенсус относительно того, что на самом деле представляет собой деятельность по развитию сельских районов, которые расширилась и теперь включает сохранение природы, специфических для региона продукты и сельский туризм.
Несомненно, в России уже созданы и работают базовые правовые законы – общие нормативно-правовые акты:
- Конституция РФ – основной закон Российской Федерации;
- Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ и др.;
- Законы РФ: №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», № 78-ФЗ «О землеустройстве», №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», № 123-ФЗ от 28.06.2009 года «О внесении изменений в ст. 17.2 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», № 123-ФЗ от 23.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», № 101-ФЗ от 16.07.1998г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», № 184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании» и др;
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 года №446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
- Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 года № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».
Формируется и нормативно-правовая база, обеспечивающая развитие сельского туризма в Краснодарском крае – созданы и реализуются специальные нормативно-правовые акты:
- Законы Краснодарского края: «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» от 15.07.2005г. № 888-КЗ, «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» от 07.08.1996г. №41-КЗ, «О туристской деятельности в Краснодарском крае» от 25.10.2005 № 938-КЗ, «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае» от 28.01.2009г. № 1690-КЗ;
- Стратегия социально экономического развития Краснодарского края до 2020 года (принята Законодательным собранием КК от 16.04.2008г.);
- Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса до 2020 года (утверждена приказом департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края 13.04.2012г. № 63);
- Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие органического земледелия, производства экологических продуктов питания и агротуризма в Краснодарском крае на 2013-2016 годы», утвержденная Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 февраля2012 г. N 3110-П и др.
Несмотря на уклон вышеуказанной краевой целевой программы в сторону развития сельского хозяйства региона, важно отметить наличие ряда мероприятий, касающихся непосредственно создания организационных, технических, информационных и финансовых условий по развитию агротуризма в регионе [1]:
- 2 млн. рублей запланировано на субсидирование части затрат, но не более 50% фактически понесенных затрат на создание в Краснодарском крае центра развития агротуризма в 2013 году;
- 13,5 млн. рублей запланировано на субсидирование части затрат (30%) на обустройство и инженерно-техническое обеспечение на территории сельских поселений природных объектов – потенциальных объектов туристского показа, организацию туристских маршрутов с учетом сезонности и социальной направленности на весь период реализации программы(2013-2016гг.);
- 2 млн. рублей запланировано на проведение обучения субъектов малого предпринимательства в сфере органического земледелия и производства экологических продуктов питания и по организации туристского бизнеса в сельской местности (агротуризма) в 2013-2016гг.;
- 6 млн. рублей запланировано на создание демонстрационной площадки для обучения субъектов малого предпринимательства в сфере развития агротуризма в 2013-2016гг.;
- 3,5 млн. рублей запланировано на проведение рекламных мероприятий, участие в выставках, ярмарках, конкурсах, информационное и издательское обеспечение в целях развития органического земледелия, производства и потребления экологических пищевых продуктов и агротуризма в Краснодарском крае в 2013-2016гг.
Финансирование мероприятий данной целевой программы осуществляется за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников финансирования в общем объеме 130,5 млн. рублей на период 2013-2016гг., в том числе за счет краевого бюджета – 82,5 млн. рублей, внебюджетные источники - 48 млн. рублей [1].
Не менее важным моментом является и реализация цели по подготовке квалифицированных трудовых кадров в сельской местности для обеспечения потребности сферы сельского туризма.
Все эти предлагаемые к реализации в ближайшем будущем меры позволят стимулировать создание в сельских поселениях Краснодарского края объектов сельского туризма и повысить занятость сельского населения. В частности, как уже отмечалось выше, в данном направлении запланировано:
- создание единого центра развития агротуризма в Краснодарском крае;
- привлечение двадцати малых форм хозяйствования к созданию объектов сельского туризма;
- создание пятидесяти потенциальных объектов туристского показа;
- функционирование пятнадцати туристских «зеленых» маршрутов.
В Краснодарском крае создан ряд инструментов для развития сельского туризма, среди которых отметим следующие:
- Краснодарская краевая общественная организация «Содействие возрождению села» – разработчик муниципальных целевых программ по развитию агротуризма в Краснодарском крае (создана в 2002 году);
- Автономная некоммерческая организация «Горные курорты» – «Маршрут – 2014» – туроператор, специализированный на агротуризме (создано в 2009 году);
- Рекламное агентство «Рекламный Дом «Кубань» (РДК) занимается продвижением объектов сельского туризма в регионе (создано в 1997 году);
- что касается информационного обеспечения развития сельского туризма в Краснодарском крае, в настоящее время создано и успешно функционирует в данном направлении деятельности государственное бюджетное учреждение «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр (ИКЦ)» в целях информационного обеспечения развития сельского (аграрного) туризма на территории Краснодарского края.
Формирование нормативно-правовой базы важно для устойчивого развития и управления туризма, защиты и сохранения природных и культурных ресурсов, и, облегчение участия частного сектора и местных общин в деятельности в области развития туризма. Она отражает роль и ответственность всех заинтересованных сторон; обеспечивает права международных (местных) туристов, и, обеспечивает права и обязанности участвующих предприятий, входящий – исходящих туроператоров и всех других заинтересованных игроков в области туризма .
В формировании нормативно-правовой базы важно:
а) Определение роли законодательства в развитии туризма.
б) Достижение консенсуса для законодательства туризма через:
• соответствие национальной политике в области развития;
• соответствие национальной политики туризма;
• обзора существующих правовых положений, регулирующих развитие туризма;
• анализа существующей классификации руководящих принципов, которые влияют на качество существующих туристических объектов и услуг и выявления пробелов и ограничений;
• определения основных правовые вопросов ;
• определения групп заинтересованных сторон;
• определения спектра доступных юридических инструментов;
• рассмотрения вопросов соблюдения;
• устойчивости в области обеспечения качества и содействия профессионализма, и способствие развитию бизнеса.
в) Определение роли и обязанности различных государственных учреждений , на центральном и местном уровне, в развитии туризма .
г) организация серии семинаров на региональном уровне со всеми заинтересованными сторонами для выявления существующих пробелов и ограничений в законодательстве , связанные с планирования туризма , развития, управления и продвижения.
Вышеизложенное, показывает на сколько важно нормативно-правовая база сельского туризма для устойчивого развития, управления и регулирования туристической отрасли, определяющей права и обязанности правительства с точки зрения защиты природных и культурных ресурсов и развитие туризма и управления; права и обязанности промышленности поставщики, а также права и обязанности потребителей.
Библиографический список
- Балабанова А.О., Основные особенности агротуризма в германии, European researcher = Европейский исследователь. 2011. № 1. С. 57-59.
- Балабанова А.О. К вопросу о разработке общеобразовательных программ для развития сельского туризма. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2 (24). С.116-126.
- Балабанова А.О. Роль сельского туризма в развитии региона. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 (23). С. 2.
- Балабанова А.О. Важность сельского туризма в формировании новых форм хозяйственных отношений в регионе. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4 (27).
- Балабанова А.О. Факторы развития сельского туризма: «Идентичность» и «аутентичность». Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4 (27).
- Балабанова А.О., Украинцева И.И., Кощеев С.В., Управленческий опыт подготовки персонала для Олимпийских Игр, European researcher = Европейский исследователь. 2013. Т. 63. № 12
- Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27).
- Балабанова А.О. О подготовке кадров для сферы сельского туризма // Сельское, лесное и водное хозяйство. – Декабрь 2013. – № 12
- Блинов А.О., Нефедкина С.А. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ. Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 4. С. 23-30.
- Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие органи-ческого земледелия, производства экологических продуктов питания и аг-ротуризма в Краснодарском крае на 2013-2016 годы», утвержденная По-становлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 февраля 2012 г. N 3110-П./www.kaicc.ru.
- Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: прогнозирование реги-онального развития: монография. М.: РИБ «Турист», 2007. 184с.
- Нефедкина С.А. ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ БИЗНЕСЕ. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 5. С. 90-94.
- Нефедкина С.А., Коваль Л.С. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 3. С. 148-151.
- Нефедкина С.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ С ЦЕЛЬЮ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 1. С. 214-216.
- Михайлова А.С., Нефедкина С.А. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 1. С. 269-270.
- Нефедкина С.А., Коваль Л.С. ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РФ. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 3. С. 278-279.
- Нефедкина С.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА СОЧИ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К ЗИМНИМ ОЛИМПИЙСКИМ И ПАРАЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ-2014. Известия Сочинского государственного университета. 2012. Т. 22. № 4. С. 104-112.
- Шарнополоский Б.П., Нефедкина С.А. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 3. С. 200.
- Растегаева, Т.Е. Конгресс бюро как способ оптимизации доходов от конгресс-туризма в городе-курорте Сочи / Т.Е. Растегаева [Текст] // Европейский исследователь. Международный мультидисциплинарный журнал…– Сочи, 2011 г. – № 1 (3).
- Растегаева, Т.Е. Генезис делового туризма в мире [Текст] / Т.Е..Растегаева // Европейский исследователь. Международный мультидисциплинарный журнал. – Сочи, 2012 г. – № 5–2 (21).
- French agency for tourism development (AFIT). ».[Электронный ресурс].-режим доступа http://www.afit-tourisme.fr
- http://www.agritourism.ru
- http://www.novsel.ru
- http://www.rostourunion.ru/…/sel_skiyi/