“Арабская весна”, гонка вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, украинский кризис, напряженность в отношениях Запада и России, образование “Исламского государства Ирака и Леванта” (террористическая организация, запрещенная в РФ) говорят о возможности смены мирового порядка.
Международные процессы происходят в условиях ограниченности ресурсов, и государствам приходиться прилагать усилия для получения своей части необходимых ресурсов, которые постепенно и неотвратимо сокращаются. Наблюдается закономерность, при которой чем острее стоит дефицит ресурсов, тем интенсивнее меняется мировой порядок. Ресурсный дефицит ведет к встряске системы международных отношений, а достаток, наоборот, создает благоприятные условия для сотрудничества между странами в том или ином виде.
Проблему дефицита государство может решить двумя способами: используя технический прогресс, либо сократив конкуренцию за ресурсы, т.е. устранив претендентов. При этом второй способ эффективен лишь временно, так как не решает качественно проблему и вынуждает, в конце концов, искать все новые ресурсы. Такой процесс поиска, как правило, и представляет собой радикальную смену мирового порядка [1]. Естественно государства просто так не откажутся от своей части ресурсов ради «светлого будущего», что в итоге и ведет к масштабным социальным конфликтам: революциям, войнам, распадом одних государств и созданием на их месте других.
Картина современного устройства мира кажется противоречивой. С одной стороны, отсутствует сильный дефицит ресурсов, из-за которого возможно разжигание глобальных конфликтов и потрясений, чтобы сменить существующий государственный порядок. С другой стороны, существует ряд мощных держав, которые проводя свой политический курс в области безопасности, могут дестабилизировать систему международных отношений. Россия входит в число этих великих держав, но ее положение среди них сегодня достаточно уязвимо: обладание большими политическими ресурсами не гарантируют социально-экономическое развитие страны.
Украинский кризис наглядно демонстрирует сложившуюся ситуацию. Оппоненты используют не столько политические методы, сколько экономические. Они пытаются не допускать Россию к глобальным источникам роста – ресурсам. Рассмотрим неблагоприятные сценарии развития событий.
Первый сценарий – усиление противоречий по ряду вопросов с Западом, увеличение давления на Россию в наиболее важных для нее сферах, отстранение от лидерства на политической арене, изоляция от мировых источников роста и развития. В такой ситуации России будет крайне тяжело выстоять.
Во втором сценарии особенностью являются значительные уступки Западу. Негативные последствия здесь проявляются в том, что возвращение в прежнее состояние будет крайне затруднено, и вряд ли это поможет преодолеть существующие проблемы и не создаст новые.
Оба сценария усугубляют отсталость страны, ведя к серьезным потерям. Мировой порядок сохранится, но уже без прежней роли России. Конечно, такое развитие ситуации не допустимо.
Альтернатива для нашего государства – сохранить самостоятельность, играя сразу на нескольких досках: не обострять до предела конфронтацию с ЕС и США и в то же время не зависеть от отношений с Китаем.
Сближение России и Китая взаимовыгодно для обеих стран, как и в экономическом сотрудничестве, так и в политическом – построении многополярного мира. Одно неотделимо от другого – российско-китайское сотрудничество делает наши страны сильнее как поодиночке, так и вместе, а главное – позволяет добиваться выгодных для нас изменений на мировой арене [2]. Обоим государствам важно устранить однополярность и построить такую систему международных отношений, в которой возможно защищать свои национальные интересы и противостоять евроатлантической экспансии. Между Россией и Китаем нет военного союза, но существует военно-техническое сотрудничество, и проводятся совместные учения. В настоящее время российский и китайский флот могут составить конкуренцию американскому в Южно-Китайском море.
В мое 2014 года «Газпром» и китайская CNPC подписали 30-летний контракт на поставку из России в Китай 38 миллиардов кубометров газа в год по восточному маршруту (трубопровод «Сила Сибири»), а в октябре было заключено соответствующее межправительственное соглашение. По западному маршруту (газопровод «Алтай») предполагается на начальном этапе поставлять 30 миллиардов кубометров газа в год. В будущем планируется построить вторую и третью нитки газопровода, чтобы достичь потенциальной производительности до 100 миллиардов кубометров газа в год.
Говоря о мировых многосторонних форматах, развитие и укрепление БРИКС может стать тем центром силы, с помощью которого Россия будет выстраивать многополярный мир. Российская сторона готовит проекты стратегии экономического партнерства и дорожную карту инвестиционного сотрудничества.
Экономист Джим О’Нил (автор термина «БРИК») предложил еще одну классификацию стран — «страны МИНТ»: Мексика, Индонезия, Нигерия и Турция [3]. Эти государства отличаются высокими демографическими показателями, вследствие которых увеличивается количество трудоспособного населения по сравнению с работающим, чем не могут похвастаться даже страны БРИКС Россия и Китай.
Другое направление внешней политики России – интеграция в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о его создании был подписан 29 мая президентами России, Белоруссии и Казахстана; 10 октября к нему присоединилась Армения. В силу соглашение о ЕАЭС, предусматривающее создание единого экономического пространства, вступит 1 января 2015 года. В дальнейшем в союз планирует вступить и Киргизия.
Говорить о возрождении Советского союза в связи с созданием ЕЭАС некорректно, поскольку формируемый союз — экономический. В отличие от предыдущих стадий интеграции, ЕАЭС делает целью установление единой валютной, макроэкономической политики, единого курса в системе образования, в сфере транспорта, ряда направлений социальной политики и других отраслях. Сегодня в условиях сложной геополитической ситуации этот договор имеет большое значение.
Таким образом, многополярность обретает совершенно новое значение. Теперь под ней понимается наличие нескольких альтернативных ресурсов, а не сосуществование ряда мощных государств, как раньше. Одним из таких источников роста и развития является сама Россия.
Библиографический список
- Волки и зайцы. Что ждет Россию в меняющемся миропорядке? [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=4707#top
- От партнерства к альянсу [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://vz.ru/politics/2014/5/20/687622.html
- Страны МИНТ: новые гиганты экономики? [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://www.geopolitics.ru/2014/02/strany-mint-novye-giganty-ekonomiki/