УДК 657.1.012

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ

Галкина Дарья Александровна
Московский Государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского
студентка ДФО 2 курса института «Менеджмент производства»

Аннотация
В статье изложен материал об актуальных вопросах в области земельного налогообложения, а также рассмотрен индивидуальный подход и дифференциации налоговых ставок.

Ключевые слова: дифференцированные ставки, земельный налог, кадастровая стоимость, оценка земель


LAND TAX AND CADASTRAL VALUE

Galkina Darya Alexandrovna
Moscow State University technologies and management. K.G. Razumovsky
a student of the far Eastern Federal district 2 course of the Institute «production Management»

Abstract
The article describes the material on current issues in the field of land tax, as well as the individual approach and the differentiation of tax rates.

Keywords: differentiated rates, land evaluation, land tax, the cadastral value


Библиографическая ссылка на статью:
Галкина Д.А. Земельный налог и кадастровая стоимость // Политика, государство и право. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/12/1143 (дата обращения: 04.05.2017).

Земельный налог – налог  местного значения, занимающий особое место в российской налоговой системе. Несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, данный налог выступает в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы муниципальных органов.

Начиная с 2012 года, в налоговые органы  стали поступать недовольства от налогоплательщиков, после  получения ими уведомлений, в которых  сумма налога на землю рассчитывается на основании переоценки кадастровой стоимости земельного участка, проведенной в 2011 году, и в некоторых случаях возрастает в несколько раз. Произошло это в связи с изменением статьи 390 НК:

«1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации».

Т. е. изменилась налоговая база с прежней оценки БТИ, на кадастровую оценку.

Государственная кадастровая оценка земель – это комплекс правовых, экономических и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату для целей определения платы за землю и осуществления государственного регулирования оборота земель.

Главное различие кадастровой стоимости от прежней стоимости БТИ, в том, что стоимость БТИ не отражает реальной стоимости участка.

Так же, важной особенность,  при определении разрыва между величиной налога, является сама технология кадастровой оценки.

Размер кадастровой стоимости зависит от многих факторов:

Категории, качества и месторасположения земли; от площади и периода времени, когда была проведена кадастровая оценка; от расстояния участка до центра населенного пункта; от наличия газо, электо и водоснабжения, канализации  и дороги.

Следует, что  требования налоговых органов вполне законны. Если же кадастровая стоимость не соответствует рыночной, существует возможность оспаривания и переоценки кадастровой стоимости участка на основании статьи 14 « Права оценщиков » ФЗ № 135  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации »:

« Оценщик имеет право:

- применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

- требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

- получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

- запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

- привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

- отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

- требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.

(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2002 N 143-ФЗ) ».

Но главным образом недовольства налогоплательщиков возникают в связи, с  должной неосведомленностью, как об изменение налоговой базы, так и о величине налоговой ставки,  которая устанавливается местными органами власти. А именно, в соответствии со статьей 394 НК:

«1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2.  Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи ».

Местная администрация,  в свою очередь выявляет свои недовольства словами Станислава Ежи Леца (выдающегося польского поэта, философа, писателя – сатирика  XX века):  «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает ».

Зачастую земельный налог, загоняет людей в жесткие условия. Ставит в материальные затруднения, которые толкают их в отдельных случаях к продаже земли.

Возможно, имеет смысл индивидуального подхода  и  дифференциации налоговых ставок:

По отношению к налогоплательщикам со средним уровнем дохода, к которым не приемлемы повышенные ставки, установленные местной администрацией.  Например, к тем, кто приобрел участок не менее 50 лет назад (не задумываясь о престижности земли). К тем, кто получил землю  на праве пожизненного наследуемого владения, от тех, кто в свою очередь тоже получили ее по наследству. Особенно стоит подумать о пенсионерах, которые имеют, налоговые льготы, но при этом получают мизерные пенсии и участок, является единственным средством выживания, исходя из этого, по  отношению к пенсионерам, следует полностью отменить земельный налог.

Таким образом, местным органам власти ведя налоговую политику, следует помнить выражение Шарля Луи Монтескье (французского просветителя, правоведа, философа) « Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им ».

И принимать решения так, чтобы налогоплательщики были законопослушными, а населению было комфортно жить на родной земле, не задумываясь, каждый раз, в чем себя ущемить, чтобы заплатить налог.


Библиографический список
  1. “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.12.2013)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154106/ © КонультантПлюс, 1992-2013
  2. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
  3. Налоги и налогооблажение : учебник [Электронный ресурс] ; Региональный финансово-экономический инс-т. — Курск, 2010. — 356 с.
  4. Влияние НДС на финансовую деятельность организаций./Т.В. Наумкина//Научно-практический журнал “МИКРОЭКОНОМИКА”.2011-№4;
  5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148781/ © КонсультантПлюс, 1992-2013
  6. Баранова О.А. Специфика обучения дисциплинам информационных специальностей в приложении к инженерной комплексной системе образования.//Профессиональное образование. Столица.//Научные исследования в образовании – 2009 – №12 – с. 8-10


Все статьи автора «Галкина Дарья Александрона»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: