УДК 349.412.42

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА С ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬЮ

Жуков Алексей Владимирович
Волгоградский филиал РАНХиГС
аспирант кафедры конституционного и административного права

Аннотация
В приведенной статье автор характеризует юридические лица с точки зрения возможности участия в земельных правоотношениях. Автор отстаивает позицию согласно которой, юридические лица могут участвовать в земельных правоотношениях исключительно в случае обладания земельной правосубъектностью: она предполагает наличие земельной правоспособности и земельной дееспособности. Автор соглашается с тем, что специальной земельной правосубъектностью обладают некоммерческие организации и государственные, муниципальные унитарные предприятия.

Ключевые слова: специальная земельная правосубъектность, юридические лица


LEGAL ENTITIES WITH THE GENERAL AND SPECIAL LAND RIGHT SUBJECTIVITY

Zhukov Alexey Vladimirivich
RANEPA ( Volgograd branch)
Graduate student of chair of the constitutional and administrative law

Abstract
In provided article the author characterizes legal entities from the point of view of possibility of participation in land legal relationship. The author defends a position according to which, legal entities can participate in land legal relationship only in case of possession of land right subjectivity: she assumes existence of land right ability and land capacity. The author agrees that special land right subjectivity non-profit organizations both the state and municipal unitary enterprises possess.

Библиографическая ссылка на статью:
Жуков А.В. Юридические лица с общей и специальной земельной правосубъектностью // Политика, государство и право. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/02/1254 (дата обращения: 02.05.2017).

Положения статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации определяют земельные правоотношения как урегулированные нормами земельного законодательства отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, рассматриваемых в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Участие в земельных правоотношениях для юридических лиц становится возможным при соответствии определенным критериям, а именно: юридическое лицо должно обладать правосубъектностью. Правосубъектность предполагает наличие земельной правоспособности и земельной дееспособности. Ученые-юристы утверждаются, что земельная правосубъектность возникает в момент государственной регистрации юридического лица [2. C.20].

Однако вопрос о разделении правосубъектности на общую и специальную видится в достаточной степени дискуссионным.

К примеру Н.А. Волкова утверждает, что земельная правосубъектность юридических лиц уже сама по себе является специальной и определяется в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица [2.C.22], однако А.П. Анисимов, к мнению которого мы присоединяемся, считает, что общей земельной правосубъектностью обладают коммерческие юридические лица, а специальной земельной правосубъектностью обладают некоммерческие организации и государственные и муниципальные унитарные предприятия [1.C.38].

Тип и организационно-правовая форма юридического лица  определяется в момент его регистрации. Ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указывает, что для регистрации юридического лица подается подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором указывается информация об организационно-правовой форме. Таким образом, отталкиваясь от мысли Анисимова А.П. о критериях разделения земельной правосубъектности на общую и специальную и, учитывая требование определения типа и организационно-правовой формы, видится, что земельная правосубъектность юридического лица изначально предопределяется его формой. Совершенно различная земельная правосубъектность наблюдается у некоммерческих и коммерческих юридических лиц. В частности, анализ режимов землепользования различных типов юридических лиц позволяет сделать следующие выводы.

Основные формы некоммерческих организаций отражены в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12.01.1995 «О некоммерческих организациях». Однако анализ законодательных актов, регламентирующих участие данных юридических лиц в земельных правоотношениях, позволяет сделать вывод о том, что не ко всем некоммерческим юридическим лицам применяется  утверждение о специальности правосубъектности.

С другой стороны коммерческие организации имеют возможность получить земельные участки в собственность в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. При этом такое приобретение возможно только за плату и на условиях установленных соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Исключение составляют случаи внесения земельных участков в качества взноса в уставный капитал. В тоже время согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ льготы по уплате земельного налога имеют коммерческие организации – резиденты особой экономической зоны.

Представляется, что на объемы земельной правоспособности влияет и происхождение юридического лица. Так А.П. Анисимов отмечает, что иностранные юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки, однако такая возможность имеет ограничения[1. C.403], в частности иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

Таким образом, разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие нельзя четко определять как критерий разделения земельной правоспособности на общую и специальную. Резюмируя сказанное, отметим, что если рассматривать юридические лица с точки зрения разделения на публичные и частные, то видится, что степень публичности влияет и на «специальность» земельной правоспособности, которая выражается в различиях в способах предоставления земельных участков во владение, а также в порядке реализации прав на земельные участки.


Библиографический список
  1. Анисимов А.П. Земельное право России: учебник / А.П. Анисимов ; под ред. д.ю.н. А.П. Анисимова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат. – 2009.
  2. Земельное право: учебник для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования / Н.А. Волкова и др. / под ред. И.А. Соболя, Н.А. Волковой. – 7-е изд., перераб и доп. – 2013.
  3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Российская газета. – 10 августа 2001 г. – №153.
  4. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Российская газета. – 1 октября 1997 г. – № 190.
  5. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Российская газета. – 12 мая 1999 г. – № 90.
  6. Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования: Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667 // Российская газета. – 30 июля 1996 г.
  7. О Государственной компании “Российские автомобильные дороги»: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ // Российская газета. – 20 июля 2009 г. – №131п
  8. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // Российская газета. – 13 мая 1998 г. – № 90.
  9. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // Российская газета. – 23 апреля 1998 г. – № 79.


Все статьи автора «Алексей Жуков»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: