УДК 378.147

ДЕЛОВАЯ ИГРА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

Крылова Мария Николаевна1, Ворошилова Оксана Николаевна2
1Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков
2Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, кандидат философских наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье описываются богатые возможности использования метода деловой игры в процессе обучения студентам различным областям права: семейному, наследственному, трудовому, экологическому, административному. Обосновывается необходимость освободить деловую игру от строгих рамок, жесткого регламента сюжета и структуры. Руководящая роль педагога должна стать в процессе игры незаметной для обучающихся.

Ключевые слова: деловая игра, игровая деятельность, мотивация, правоведение, эвристичность


THE BUSINESS GAME ON THE PRACTICAL TRAINING ON LAW

Krylova Maria Nikolaevna1, Voroshilova Oksana Nikolaevna2
1Azov-Black Sea State Agroengineering Academy, PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department
2Azov-Black Sea State Agroengineering Academy, PhD in Philosophical Sciences, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
This article describes the rich possibilities of the method of the business game in the learning process students to different areas of law: family, inheritance, labor, environmental, administrative. The necessity of a business game free from the strict framework, rigid rules of content and structure is substantiated. The leading role of the teacher should be in the game invisible to students.

Keywords: business game, heuristic, law, motivation, play activity


Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н., Ворошилова О.Н. Деловая игра на практических занятиях по правоведению // Политика, государство и право. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/03/1426 (дата обращения: 29.04.2017).

Современные требования развития нашего общества особенно остро ставят вопрос улучшения качества подготовки выпускников к жизни, к практической деятельности в условиях постоянно развивающегося и меняющегося производства. Этому может способствовать введение в преподавание элементов имитации реальной производственной деятельности, элементов дидактической игры. Сегодня широкое внедрение в практику преподавания различных дисциплин игровых методик связано не с желанием педагога развлечь обучающихся, сделать занятия более живыми, менее скучными и однообразными. Внимание к дидактической игре как методу обучения и образовательной технологии напрямую связано с рядом социокультурных явлений современности, со стремлением найти новые грани взаимоотношений между педагогом и студентами.

Игровая деятельность заключена в действии, а ведь именно действие, способность выбирать решение, находить выход из сложной ситуации – это то, чего мы ждём сегодня от студента, что хотим в нем сформировать. Для современных педагогов, особенно в условиях перехода к компетентностной модели образования, важно то, что игровая деятельность дает больше возможностей для развития самостоятельности, творчества, активности и воображения студентов, формирования у них желания деятельностного освоения мира.

Основные вопросы применения игрового метода в процессе обучения были достаточно глубоко изучены Я.М. Бельчиковым, М.М. Бирштейном [1], Л.С. Выготским [2], Р.М. Мироновой [3], В.П. Строгалевым, И.О. Толкачевой [4], Д.Б. Элькониным [5] и другими учёными. При этом тема деловой игры тесно переплетается с вопросами эвристического характера обучения [6], мотивации учебной деятельности студентов вуза [7] и обучения студентов искусству управлять [8].

Практические занятия по правоведению, несомненно, – важнейшая форма обучения правоведческим дисциплинам. На практических занятиях студенты отрабатывают теоретические знания, которые они получают на лекционных занятиях. Проблемы организации занятий по праву с использованием деловых игр не могли не заинтересовать ученых, методистов, педагогов-практиков. К этому вопросу обращались Н.Е. Анохина [9], В.В. Верстов, О.С. Цвиркун [10], Л.А. Евдокимова [11] и др. Использованию деловых игр как метода преподавания права посвящены диссертации, например, Р.Р. Хайрутдиновой [12].

Несмотря на значительное количество публикаций по данному вопросу, остаётся нерешённой проблема традиционности / нетрадиционность организации игры, её системы и структуры. Как отмечает Л.А. Евдокимова, однотипная структура игры, традиционность построения могут снижать её эффективность [11, с. 209].

Цель нашего исследования – показать возможности проведения деловых игр с учётом их использования при изучении различных отраслей права, свободы их структуры и отсутствия жёсткого регламента.

В процессе преподавания в Азово-Черноморской агроинженерной академии метод деловой игры используется нами на практических и семинарских занятиях по различным отраслям права: семейному, уголовному, трудовому, наследственному.

Деловая игра обычно готовится по следующей схеме: выбор темы игры → определение задач игры и методов их решения → разработка сценария и плана игры → подготовка оснащения, дидактического материала → распределение участников по командам → распределение ролей → оформление кабинета для игры → собственно игра (основной этап) → заключительный этап (анализ, оценка и самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Мы предпочитаем менее жесткую структуру, даем студентам больше самостоятельности на разных этапах подготовки к игре и в процессе самой игры. Несомненна руководящая роль педагога в процессе проведения игры. Преподаватель осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью студентов. Однако при этом он может быть руководителем, участником, наблюдателем, контролером. Мы считаем даже, что преподаватель в некоторые моменты игры может самоустраниться, дать студентам максимальную самостоятельность.

Цели деловых игр на занятиях по правовым дисциплинам разнообразны: обсуждение темы в творческой игровой форме; раскрытие многоаспектности обсуждаемой проблемы, обнаружение различных подходов к решению проблемы, тренировка способности понимать и принимать иную точку зрения. Приведём примеры деловых игр.

«Семейное право»

Тему деловой игры выбираем наиболее волнующую студентов, например: «Брак. Имущественные права супругов». На предшествующем занятии студентам раздается сценарий игры – краткое описание ситуации. Мы определяем состав участников игры. Студентам нужно дома подготовиться самостоятельно и использовать при этом семейный и гражданских кодексы, так как речь пойдет об имущественных правах супругов. Деловая игра начинается с озвучивания   правовой ситуации между супругами. Далее мы заслушиваем две стороны (муж и жена, роли которых исполняют студенты). Затем в диалог вступают остальные участники (судья, адвокат, дети супругов, соседи, близкие родственники). Желательно и даже необходимо вводить в игру как можно больше действующих лиц, так как обстановка занятия такова, что все без исключения студенты хотят принимать участие в процессе игры. Лучше, если роль есть у каждого из студентов группы.

Другой вариант темы для деловой игры на занятиях по семейному праву: «Брачный договор». Актуальность этой темы состоит в том, что семейные отношения в России ранее не имели практики составления брачного договора между супругами, и студенты на занятии с удовольствием вступают в игровой процесс создания брачного договора и урегулирования затем с его помощью имущественных и иных споров.

«Наследственное право»

Рекомендуем выбрать тему: «Наследование по завещанию», так как в этой области права есть масса правовых казусов. Группа делится на три команды. Первая защищает интересы законного наследника по завещанию, вторая – интересы наследника по закону, а они не всегда одно и то же лицо. Третья группа – это представители закона – судьи. Когда начинаем рассматривать ситуацию, студенты ведут себя спокойно, но когда дело касается раздела имущества то они входят в роли, защищают интересы героев игры как будто свои, спорят, прибегают к хитростям, уговаривают друг друга. В ходе игры студенты используют Гражданский кодекс РФ, обосновывают свои ответы, зачитывая выдержки из его статей. Интересно, что при устном опросе на следующих занятиях они демонстрируют знание содержания и даже номеров использованных статей кодекса.

«Трудовое право»

Эта отрасль права особенно актуальная для нас, так как труд присутствует в нашей жизни постоянно. Она актуальна и для студентов, так как в ближайшее время они закончат вуз и займутся вопросом трудоустройства. Вариантов тем для деловой игры в данной отрасли очень много. Например: «Трудовой договор». Группу студентов можно разделить на три команды: работодателей, работников и комиссию по трудовым спорам. Опыт показывает, что желающих стать работодателями больше, чем тех, кто хочет представлять работников. Поэтому лучше преподавателю заранее продумать и раздать роли. Создание комиссии по трудовым спорам –это целая процедура, которую мы проводим в соответствии с частью пятой Трудового кодекса РФ. Группе работодателей дается задание: принять только одного работника и отказать в приеме на работу другим, обосновав законно свой отказ. Перед группой работников ставится задача: устроиться на работу, для чего обойти своих соперников и заинтересовать работодателя. Первую половину занятия студенты ведут диалоги, стараясь и законно, и незаконно достичь цели. Затем в игру вступает третья группа – комиссия по трудовым спорам. При отказе в приеме на работу группа работодателей могла совершить ошибки в формулировке причины отказа, и теперь комиссия разбирает основания и дает пояснения ссылаясь на статьи Трудового кодекса РФ.

Такую же игру можно провести на тему: «Увольнение работника». Здесь работодателям нужно найти причину и статью Трудового кодекса РФ для законного увольнения работника. Студенты приходят к выводу, что данное задание выполнить нелегко, но возможно. Также разбираем ситуации вариантов увольнения по статьям 77, 80, 81. На игре по этой теме вместо комиссии по трудовым спорам лучше выбрать группу профсоюза, которая будет отстаивать интересы работников. Одновременно мы затрагиваем тему профсоюза, порядок его создания и его полномочий.

«Уголовное право»

Форма деловой игры – инсценировка судебного процесса. На занятии разыгрывается целый спектакль, роли которого распределяются заранее. Вначале проводится инсценировка преступления, в которой студенты участвуют с особым удовольствием. Обсуждение проблемы деловой игры организуется по упрощенной и несколько трансформированной схеме судебного процесса. «Судья» объявляет о начале «судебного процесса» и истолковывает в нескольких словах его цель. Затем слово дается «подсудимому (истцу, ответчику)». Судьи, прокуроры и адвокаты его «допрашивают». Возможность выступить своевременно получают «свидетели» и «эксперты». Затем открываются «судебные прения». Прокурор и адвокаты выступают по очереди, предлагая варианты решения поставленной в деловой игре проблемы уголовного права. При этом прокурор может отказаться от обвинения, отказ же от защиты считается недопустимым. В соответствии с судебной процедурой, далее «подсудимым (истцам, ответчикам)» предоставляется «последнее слово». «Присяжные» голосуют, причем можно изменить условия суда: присяжные не решают, виновен ли подсудимый, а выставляют оценки всем героям игры: «подсудимому (истцу, ответчику)», «прокурору», «адвокату», при необходимости – также «свидетелям» и «экспертам». преподаватель может принять эти оценки в качестве баллов за занятия для студентов, исполнявших роли. Председатель коллегии присяжных мотивирует выставленные оценки.

Из всех проводимых нами типов игр деловая игра в виде инсценировки судебного процесса максимально не укладывается в привычные рамки деловой игры. При ее разработке и проведении студенты максимально самостоятельны и активны. В слабой или плохо дисциплинированной группе педагог может взять на себя какую-то из ролей, в сильной группе он может быть просто сторонним наблюдателем, лишь иногда помогая советами.

«Экологическое право»

Данная отрасль права вызывает много вопросов у студентов, поэтому деловую игру можно провести не в каждой группе, а только в хорошо подготовленной. Основное задание на этой игре – это анализ нарушений природоохранного и санитарного законодательства. После изложения некой конкретной ситуации присутствующим предлагается установить, какие действия должны предпринять граждане, участвующие в процессе, должностные лица предприятия / организации, уполномоченные органов по охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору, представители органов прокуратуры. От участников требуется выявить и квалифицировать экологические правонарушения и определить порядок дальнейших действий всех участников игры. Каждый из участников игры в качестве самостоятельной работы должен подготовить свою «роль» и соответствующие документы. При подготовке документов студенты обязательно должны использовать законодательные акты, а также совместно определить ответчика по иску и подготовить в результате занятия документацию по делу к судебному разбирательству.

«Административное право»

Тема: «Возбуждение дела об административном правонарушении». В начале игры излагается реальная ситуация правонарушения, а студенты сами определяют необходимые роли и распределяют их между собой. Можно попросить студентов мотивировать, почему они выбирают те или иные роли. В ходе игры обучающиеся, в соответствии со своими ролями в процессе, самостоятельно готовят документы, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении. Моделируется процедура рассмотрения дела. В процессе игры участникам можно предложить вводные данные, отличные от исходных, что потребует от них изменения выбранной модели поведения, изменения предполагаемого решений и под.

Примеров проведения деловых игр на практических занятиях по правоведению можно привести множество. Каждый педагог может придумывать всё новые и новые игры бесконечно. Но следует помнить цели применения игры на занятии. Это не внешняя занимательность, не стремление «развеселить» студентов. Используя игру, преподаватель вносит в учебную аудиторию элементы реальности, позволяет студентам осознать эту реальность, поработать с нею, освоиться в ней. А это, на наш взгляд, и есть самое важное, так как напрямую влияет на степень подготовки выпускника к будущей профессиональной деятельности, к необходимости принимать самостоятельные решения в самых разнообразных профессиональных ситуациях. Кроме того, игра позволяет преподавателю посмотреть на своих подопечных со стороны, другими глазами – увидеть не только качество подготовки по теме, уровень знаний и навыков, но и человеческие, личностные качества обучающихся. А еще игра помогает снять первоначальное психологическое напряжение студентов, их отчужденность, сделать общение более естественным, простым, откровенным.

Несомненно, что на занятиях по правовым курсам деловая игра помогает активизировать студентов, вызвать интерес к учебной дисциплине, создать вокруг предмета наполненную событиями интеллектуально-образовательную среду. При этом следует заметить, что использование игр в учебном процессе имеет разумные пределы и рамки. Играть имеет смысл только в хорошо подготовленных группах и, конечно, не на первом занятии. В некоторых случаях студентов увлекает внешняя, формальная сторона игры в ущерб ее содержанию. Следует удерживать их от избыточной театрализации, когда она уже не идет на пользу делу, не помогает раскрыть юридическое содержание проблемы, а напротив, «забивает» его, а также от эмоциональных взрывов, к примеру, проявлений грубости.

И главное – студентам надо предоставлять как можно больше возможностей для самореализации, принятия самостоятельных решений, проявления творчества. Для этого не стоит сковывать деловую игру строгими рамками, устанавливать с самого начала жесткий регламент сюжета и структуры. Преподавателю следует больше идти за студентами, чем вести их за собой, по крайней мере, у них должно создаваться такое впечатление. То есть руководящая роль педагога, которую никто не умоляет, должна стать в процессе игры незаметной для обучающихся.

Итак, деловая игра на занятиях по правоведческим дисциплинам используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, его закрепления и развития у студентов творческих способностей. В рамках практического занятия она дает возможность студентам не только изучить учебный материал, но и взглянуть на него с различных позиций. Деловая игра функционирует как реальный процесс, который вовлекает всех без исключения студентов группы в активную учебную деятельность. Студенты с удовольствием вступают в диалог, участвуют в дискуссии, отстаивают свое мнение, обосновывают свои ответы, опираясь на нормативные источники Российского законодательства. В ходе деловой игры они раскрепощаются, развивают ораторское искусство, учатся выступать на публике, развивают умения общаться с другими членами коллектива. Проводимые игры дают стабильно хороший учебный результат. Контрольные мероприятия показывают, что студенты долго помнят тот материал, который был проигран ими на правоведческих занятиях в форме деловой игры.


Библиографический список
  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: АВОТС, 1989. 304 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психики. М.: Педагогика, 1997. 541 с.
  3. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Нар. Асвета, 1989. 176 с.
  4. Строгалев В.П., Толкачева И.О. Имитационное моделирование. М.: МГТУ им. Баумана, 2008. 697 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1984. 545 с.
  6. Крылова М.Н., Ворошилова О.Н. Использование метода эвристической беседы в преподавании правоведческих дисциплин // Политика, государство и право. 2013. № 11 (23). С. 4.
  7. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86-95.
  8. Крылова М.Н. Педагогика как искусство управлять: учим будущих педагогов управлению // Современные научные исследования и инновации. Март 2014. № 3.
  9. Анохина Н.Е. Некоторые проблемы обучения студентов вуза праву с использованием деловых игр // Вестник горно-металлургической секции Российской академии естественных наук. Отделение металлургии. 2009. № 23. С. 205-209.
  10. Верстов В.В., Цвиркун О.С. Некоторые аспекты методики проведения междисциплинарной деловой игры на кафедре гражданского права и гражданского процесса // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2009. № 1. С. 150-155.
  11. Евдокимова Л.А. Деловая игра «Суд» на занятиях по дисциплине «Авторское право» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 208-210.
  12. Хайрутдинова Р.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр (на примере предметной области «Уголовно-процессуальное право»). Диссертация … канд. пед. наук. Набережные Челны, 2012.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: