В настоящее время из всех пользователей сети “Интернет” у значительного числа имеются учётные записи (аккаунты) в социальных сетях. В связи с этим возникает вопрос, что станет с учётной записью, а также всеми материалами и информацией, закреплённой за учётной записью, после того, как пользователь умрёт.
Учётная запись – запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе. Пользователи Интернета воспринимают учётную запись как личную страничку, кабинет, место хранения личных и других сведений на определённом интернет-ресурсе.
Учётная запись, как правило, содержит сведения, необходимые для опознания пользователя при подключении к системе, сведения для авторизации и учёта; может содержать также дополнительные данные о пользователе. Учётная запись может содержать одну или несколько фотографий пользователя, учитывать различные статистические свойства поведения пользователя в системе и так далее.
В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о том, что произойдёт с учётной записью пользователя после его смерти, поскольку она хранит массивы информации, которые пользователь собирал в течение длительного периода времени. Также массивы информации могут быть объектами авторского права, о которых родственники, не пользующиеся социальными сетями, не подозревают. Фотографии, например, могут быть не сохранены на устройствах пользователя, мысли – не изложены где-либо ещё. Поэтому для родственников умершего информация, содержащаяся на странице пользователя, может представлять ценность.
С точки зрения гражданского права режим учётной записи чётко не определён [1]. Законодательно возможность распоряжаться своим “виртуальным имуществом” в нашей стране пока не урегулирована. Не определено законодателем, является ли учётная запись (аккаунт) собственностью пользователя. Каждая социальная сеть сама решает, является ли аккаунт собственностью пользователя или лишь предоставляется ему на время. Законодательного определения учётной записи (аккаунта) также не существует.
Что касается зарубежной практики, то законы о “цифровом наследстве” уже принимались в ряде штатов США, однако крупных дел по данному вопросу ещё не было [2]. Как правило, интернет-компании предоставляют родственникам умерших пользователей доступ к учётным записям после получения соответствующего разрешения суда [3].
Пользовательские (лицензионные) соглашения (правила и условия использования) социальных сетей не регулируют проблему “мёртвых” аккаунтов, оговаривая лишь возможность удаления учётных записей некоторых пользователей.
Потребность в появлении подобной нормы с каждым годом возрастает, а единого механизма решения данной проблемы не существует, поэтому необходимо для начала проанализировать, как со страницами умерших людей поступают крупнейшие социальные сети, популярные в нашей стране.
“Google”.
“Google” является “пионером” во многих отраслях. Не исключение и тема “покинутых страниц”. В апреле 2013 года компания запустила сервис “Google Inactive Account Manager”, который в русскоязычной версии получил наименование “Google на всякий случай” [4].
Данный сервис позволяет пользователям самим определить, что станет с их фотографиями, музыкой и прочим “виртуальным имуществом”, хранимым в учётной записи.
Суть данного сервиса заключается в том, что пользователь устанавливает срок своей неактивности, по истечении которого, информация, хранящаяся в учётной записи, удаляется либо передаётся доверенным лицам. Срок может составлять 3, 6, 9, 12, 15 или 18 месяцев. Прежде, чем закончится срок, “Google” проинформирует об этом, чтобы избежать ошибки. Если пользователь не отреагирует на отправленное ему предупреждение – с его информацией поступят так, как он указал.
“Twitter”.
“Twitter” в вопросе “жизни” аккаунтов умерших пользователей своеобразно отличился, запустив в 2013 году приложение “LivesOn” с девизом: “Когда твоё сердце перестаёт биться, ты продолжаешь “твитить” [5]. Суть приложения состоит в том, что при подключении приложения, в случае смерти пользователя, оно продолжает генерировать “твиты” на основании предыдущих записей, анализируя часто используемые им слова и темы. Также приложение “ретвитит” записи со страниц, которые часто цитировал умерший.
“LiveJournal” (“Живой Журнал”)
“Живой Журнал” предоставляет возможность присвоить аккаунту умершего пользователя “мемориальный” статус, что делает невозможным размещение в журнале новых записей, но позволяет оставлять комментарии к уже существующим [6]. Для этого интернет-друзья умершего направляют запрос в службу поддержки с заголовком: “username acct memorial”, заменив “username” на имя умершего пользователя. Члены семьи покойного также могут написать на адрес support@livejournal.com письмо с именем пользователя и попросить присвоить аккаунту один из следующих статусов:
- мемориального (возможность комментировать ранее опубликованные записи);
- только для чтения (с запретом оставлять новые комментарии);
- замороженного (с полным закрытием доступа к нему).
Несмотря на отсутствие законодательного регулирования, социальные сети сами находят способ решить вопрос “неактивных страниц”. Однако не все пользователи хотели бы, чтобы после их смерти информация, размещённая ими на своей страничке, стала достоянием общественности, пусть даже по решению суда.
В связи с этим можно предложить закрепить и усовершенствовать практику компании “Google”, т.е. предоставить пользователям возможность самим решать, что станет с их “виртуальным имуществом” и кому оно может быть передано. Делать это можно в процессе регистрации пользователя в сети, с возможность дальнейшего изменения выбранного варианта.
Чтобы решить эту проблему необходимо определиться, является ли учётная запись объектом гражданских прав, какова природа пользовательского соглашения.
Библиографический список
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (в редакции от 23.07.2013 № 222-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 52. Ст. 5496. Правовая система “КонсультантПлюс” (дата обращения: 29.03.2014).
- Steinmetz K. Your Digital Legacy: States Grapple with Protecting Our Data After We Die. URL: http://techland.time.com/2012/11/29/digital-legacy-law/
- Dehesdin C. A qui léguerez-vous vos messages Facebook et votre musique? URL: http://www.slate.fr/story/79574/heritage-biens-numerique-mort-facebook
- Терк А. Представляем менеджер неактивных аккаунтов «Google на всякий случай». URL: http://googlerussiablog.blogspot.ru/2013/04/google.html
- Приложение ”Lives On” в “Twitter”. URL: https://twitter.com/_Liveson
- Вопрос № 326. Что делать, если пользователь Живого Журнала умер? Что такое “мемориальный” статус? URL: http://www.livejournal.com/support/faq/326.html