УДК 347.45/.47

КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Босовец Юлия Евгеньевна
Международный университет в Москве
cтудентка 6го курса юридического факультета

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению современного российского опыта реализации концессионных соглашений как наиболее успешной формы государственно-частного партнерства. Рассмотрена сущность соглашений подобного рода, выделены их основные преимущества, обозначены трудности. В заключении приводятся рекомендации по улучшению подходов к решению данной проблемы наряду с внесением поправок в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, концессии, концессионное соглашение


THE CONCESSION AGREEMENT: MODERN RUSSIAN EXPERIENCE

Bosovets Julia Evgenyevna
International University in Moscow
student of the 6th course of the law faculty

Abstract
The article is devoted to the modern Russian experience in implementation of concession agreements as the most successful forms of public-private partnership. The paper considers the nature of agreements of this kind, dedicated their main advantages marked difficulties. The conclusion presents recommendations for improved approaches to solving this problem, along with the introduction of amendments in the Federal law of 21.07.2005 № 115-FZ «On concession agreements».

Библиографическая ссылка на статью:
Босовец Ю.Е. Концессионное соглашение: современный российский опыт // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1577 (дата обращения: 30.04.2017).

За последние пару лет Россия добилась огромного успеха на международной спортивной арене. Универсиада-2013, Олимпиада-2014, Гран-при «Формулы-1» этого и последующих пяти лет и, наконец, очередное событие – Чемпионат мира по футболу-2018. Мероприятия такого масштаба обходятся государственной казне недешево и неизбежно порождают недовольство в обществе. На Западе подобные проблемы давно решаются в формате концессионного соглашения.

Концессионное соглашение – договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. [1]

Существовавшая ранее в России практика реализации концессионных проектов путем формирования «портфеля» гражданско-правовых договоров свидетельствует о том, что такое соглашение по сути заменяет собой несколько сделок (строительного подряда, аренды и доверительного управления), которые осуществляются поэтапно. Преимущества концессионного соглашения как самостоятельной договорной конструкции, которая при объединении черт, свойственных нескольким договорам, приобретает новое качество, очевидны. Для органов власти достоинства концессионного соглашения состоят в росте налогооблагаемой базы, повышении уровня занятости и доходов населения, уменьшении загрязнения окружающей среды и как следствие – стабилизации территориальной экономики. Для частного инвестора актуально увеличение функционирующего капитала, сокращение бездействующих активов, повышение конкурентоспособности продукции и как результат – рост доходов.[2] В конечном счете решение задач бизнеса способствует решению задач, которые ставит перед собой государство.

Несмотря на все известные достоинства концессионных соглашений, отечественный рынок демонстрирует отсутствие полноценного опыта реализации таких проектов. Центр развития государственно-частного партнерства выяснил, что по состоянию на декабрь 2013 года в России на разной стадии реализации находилось всего 79 концессионных проектов, в которых участвует около 1500 имущественных объектов. В том числе такие проекты федерального уровня, как: «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург», «Строительство нового выхода на кольцевую автодорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь-Москва», «Строительство порта Тамань»[3]  и другие.

Развитие партнерства в форме концессионных соглашений в России сдерживается различными факторами. Однако основным препятствием являются пробелы и ограничения действующего концессионного законодательства, устанавливающие такие рамки, в которые не удается вписать более 80% инициируемых проектов. Понимает это и законодатель, а потому российский институт концессионных соглашений постоянно совершенствуется. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» за 8 лет своего существования подвергался редакции 12 раз. Не стал исключением и этот год. Планируемое внесение «поправок-2014» важный, но не последний этап. Решение основных задач концессионного сектора отечественной экономики возможно лишь при системном подходе к проблеме. Поэтому, во-первых, реформирование концессионного законодательства должно идти по пути интегрирования с другими отраслями, детального регулирования концессионных отношений на всех этапах их реализации (от подготовки проекта до передачи объекта соглашения концеденту), а также с улучшением качества законодательной техники. Во-вторых, помимо правового, необходимо создать правильное методическое, институциональное, экономическое и организационное «обрамление» концессионных соглашений, а именно: разработать единую концепцию и долгосрочную стратегию развития концессионного партнерства; создать специализированные органы и организации, обладающие компетенциями и полномочиями на проработку и сопровождение концессионных проектов (службу или агентство по концессиям); предложить потенциальным инвесторам
экономические стимулы (специальные режимы налогообложения и кредитования) и сделать акцент на подготовке кадров как со стороны государственных
чиновников, так и представителей бизнеса. Только тогда крупные долгосрочные инвесторы - компании и из России, и со всего мира, проявят высокую заинтересованность в отечественных концессионных проектах.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]// Российская газета. – Режим доступа (свободный): http://www.rg.ru/2005/07/26/koncessii-dok.html.
  2. Пьянкова К.В., Косвинцев Н.Н. Государственно-частное партнерство: преимущества и недостатки для государства и бизнеса [Электронный ресурс]// Вестник Пермского университета, № 4/2010. – – Режим доступа (свободный): http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-preimuschestva-i-nedostatki-dlya-gosudarstva-i-biznesa.
  3. Березина Е. Большая часть концессий находится на подготовительной стадии [Электронный ресурс]// Российская газета, 04.03.2014. – Режим доступа (свободный): http://www.rg.ru/2014/03/04/stroika.html.


Все статьи автора «Босовец Юлия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: