Муниципальное управление, основанное на «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи», просуществовало в Западной Сибири вплоть до 70-х годов ХIХ в., не действуя только в небольшой перерыв в 1796-1801 гг. Новый император стремился «исправить» все, что он считал устроенным Екатериной II беспорядком. Толчком к усилению цензуры послужила Великая французская буржуазная революция. Укрепляя централизацию управления, единоличную власть и усилия военно-полицейский режим через внедрение прусских государственных образцов, Павел I ликвидировал управы и думы, создав новое городское правление – ратгаузы, которым подчинялись ратуши и магистраты. Они состояли как из назначаемых правительством чиновники (президент и директор экономии), так и утвержденные императором выборные от городского общества. В губернских и уездных городах в 1799 г. были созданы новые органы полиции – ордонансгаузы – во главе с полицмейстером, городничим или комендантом, в ведении которых находились военный суд и тюрьма. В руках новых органов были объединены административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. Все эти меры были направлены на ограничение привилегий и ослабление положения дворянства. Таким образом, городское руководство было радикально изменено на немецкий манер, объединив и без того слабое сословное управление с полицейскими органами.
В Тобольске в 1801 г. был учрежден ратгауз из двух департаментов: 1) гражданских и уголовных дел; 2) хозяйственных дел. В некоторых уездных городах были введены ордонансгаузы. На этом нововведения павловского периода в Сибири были окончены. Уже в том же году по указу Александра I эти органы управления были ликвидированы из-за того, что «жители городов стали сильно отягощены не существовавшими прежде повинностями», таким образом действие «Жалованной грамоты» было восстановлено [2, с. 57-60]. Несмотря на значительное реформирование центрального аппарата в период правления Александра I и переподчинение функций коллегий министерствам, внутреннее местное и городское управления фактически остались без изменения, вернувшись ко времени Екатерины II.
Усиление самодержавной власти, при продолжающихся процессах централизации и бюрократизации системы управления, приводило к регламентации, военизации и жандармеризации повседневной жизни населения. После административной реформы М.М. Сперанского [1] 1822 г. (Указ от 22 июля 1822 г.), невзирая на введение института генерал-губернаторства, вся полнота власти в сибирских губерниях оставалась у губернаторов [3, с. 342-394]. Города Западной Сибири в составе соответствующих округов поделились на разряды (многолюдные и малолюдные). Первые имели общее и частное управление, а малолюдные – только частное [2, с. 57-60].
Усиление сословности во многих ключевых сферах жизни мало затронуло сибирское городское самоуправление, скорее запустив обратный механизм действия. Происходит постепенное разложение городских сословных учреждений. Депутатские собрания и общие думы практически прекращают свое существование, действуют лишь шестигласные думы. Отпускаемые на благоустройство городов средства были ничтожные, а хозяйственная деятельность дум продолжала находиться под полным контролем губернаторов. По такому же принципу функционировали многочисленные ведомственные хозяйственно-административные учреждения – палаты государственных имуществ, строительные и дорожные комиссии, комитеты городских повинностей, общественного здравия, попечительства о тюрьмах, врачебно-полицейские управы и т. д. Первостепенное внимание в деятельности городов продолжает уделяться бесперебойному сбору постоянно растущих податей и налогов, исполнению тягловых повинностей.
В 1802 г. в городах и прилегающих к ним территориях, выделенных из губерний в отдельную административную единицу вследствие его особого значения или географического положения, введен институт градоначальства, обладающего правами губернатора. Должность градоначальника появилась в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Николаеве и др. европейских городах России, подчиняясь непосредственно Министерству внутренних дел. В Сибири подобный пост распространен не был.
Таким образом, за небольшой для подобных процессов промежуток времени в Западной Сибири отмечается трансформация городского управления в обратном от задумки авторов направлении. Малочисленность городского сословия не позволяла в полной мере внедрить в Западной Сибири все законодательные акты. Позднее распространение реформ городского управления первой четверти XIX в. на Западную Сибирь тормозили процесс образования и функционирования общественных организаций. Абсентеизм избирателей и номинальное существование органов самоуправления приводили к мысли об упразднении этих учреждений легальным путем. Ввиду незначительности дворянства в сибирских губерниях происходит разложение сословных учреждений, нет условий для формирования органов самоуправления горожан, и городское управление по-прежнему продолжает функционировать в механизме государственной системы и под полным контролем самодержавного аппарата.
Библиографический список
- Вагин В.И. Исторические сведения о деятельности графа M.M. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 гг. Т. 2. СПБ., 1872.
- Коновалов И.А. Особенности городского самоуправления в Западной Сибири в XVIII – XIX вв. // Вестник Омского университета. Серия «Право». Омск, 2005. № 3 (4). С. 57-60.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 38. СПб., 1830. Ст. 29124-29125. С. 342-394.